БУТРУ, ЭМИЛЬ
БУТРУ, ЭМИЛЬ (Boutroux, Emile) (1845–1921), французский философ. Родился 28 июля 1845 в Монруже (на Сене). Учился в лицее Генриха IV, в 1865 поступил в Высшую педагогическую школу, где был учеником Ж.Лашелье. Получил степень агреже по философии (1868), два года провел в Гейдельберге, прослушал курс Эдуарда Целлера по истории философии. По возвращении во Францию некоторое время преподавал в лицее в Кане. В 1874 защитил докторские диссертации: О случайности законов природы (De la contingence des lois de la nature) и О вечных истинах у Декарта (De veritatibus aeternis apud Cartesium). В том же году начал читать курс философии на филологическом факультете в университете Монпелье, в 1876 перешел в университет Нанси. Вернувшись в Париж, преподавал в Высшей педагогической школе, сменив Альфреда Фуйе (1877–1886), и в Сорбонне (1886–1902). Публиковал статьи в «Revue philosophoque», «Revue internationale de l'enseignement», «Revue politique et littéraire», «Revue pédagogique».Член Академии моральных и политических наук (1898), Французской академии (1912). Кавалер ордена Почетного легиона.
Философия Бутру формировалась под влиянием идей спиритуализма, восходящего к Мен де Бирану. Бутру выступил против концепции мироздания, развивавшейся Спенсером, Бюхнером и др. и приводившей к отрицанию целесообразности и свободы. С его точки зрения, необходимость в природе носит лишь внешний характер, а категория необходимой связи, диктуемая рассудком, не может быть обнаружена в самих вещах. Законы науки, не будучи абсолютно строгими, оставляют место случайности, индивидуальному действию, свободе и в конечном счете творческому принципу, необъяснимому божественному началу, т.е. творцу. На низших уровнях универсума детерминизму противостоит случайность, на высших – свобода, а вся иерархия существ предстает как пространство и условие свободы, которая постепенно побеждает фатальность физического мира. В сфере психологии господствует свобода, выражающаяся в творческой деятельности духа, в религии, морали и искусстве. Бутру полагал, что на смену традиционным антитезам, подобным антитезе науки и религии, должно прийти понимание их глубинного единства, связанного с общим источником – творческим действием Бога, которое человек чувствует в глубинах своего Я. Полное и совершенное объяснение бытия может быть найдено только в моральной жизни, в стремлении к благу.
В истории философии Бутру излагал мысли авторов максимально ясным языком, стремясь сохранить их живость и выявить оригинальный вклад, ведущую идею каждого философа. В то же время историко-философские исследования Бутру тесно связаны с его собственным учением. Так, в предисловии к выполненному им переводу первого тома Греческой философии Целлера (1877) он показывает случайный характер исторического прогресса. В работах Новые исследования по истории философии (Nouvelles études d'histoire de la philosophie, 1927), Философия Канта (Philosophie de Kant, 1926), Исследования по истории немецкой философии (Etudes d'histoire de la philosophie allemande, 1927) демонстрирует деятельность разума, нацеленного не только на научное объяснение вещей, а охватывающего человека целиком, во всех его проявлениях – религии, морали, искусстве.
Среди других трудов Бутру: Об идее естественного закона в современной науке и философии (De l'idée de loi naturelle dans la science et la philosophie contemporaines, 1895); Исследования по истории философии (Etudes d'histoire de la philosophie, 1897); Паскаль (Pascal, 1900); Психология мистицизма (Psychologie du mysticisme, 1902); Уильям Джемс (William James, 1911); Наука и религия в современной философии (La Science et la religion dans la philosophie contemporaine, 1908); Научный идеал математиков в античности и в Новое время (L'idéal scientifique des mathématiciens dans l'antiquité et dans les temps modernes, 1920). Посмертно были опубликованы лекции Бутру, прочитанные в университете Глазго, Природа и дух (La nature et l'esprit, 1926). Бутру оказал значительное влияние на французскую мысль, в частности на Пуанкаре, Дюгема, Блонделя, Брюнсвика, Бергсона.
Умер Бутру в Париже 22 ноября 1921.
Ирина Блауберг
Бутру Э. О случайности законов природы. М., 1900
Бутру Э. Паскаль. СПб, 1901
Бутру Э. Вильям Джемс и религиозный опыт. М., 1908
Бутру Э. Наука и религия в современной философии. М., 1910
Бутру Э. Об отношении философии к науке. – Новые идеи в философии, сб. 1. СПб, 1912
Ответь на вопросы викторины «Философия»