БЛОНДЕЛЬ, МОРИС
БЛОНДЕЛЬ, МОРИС (Blondel, Maurice) (1861–1949), французский философ, представитель католического модернизма. Родился в Дижоне 2 ноября 1861 в семье, принадлежавшей к древнему бургундскому роду. Среднее образование получил в дижонском лицее, где познакомился с философией, в частности с концепциями Лейбница и Мен де Бирана. В юности Блондель мечтал стать, следуя семейным традициям, священником, но в конце концов сделал выбор в пользу философии. Учился в Высшем педагогическом институте (1881–1885), где его наставником был Олле-Лапрюн. Здесь Блондель получил степень агреже, после чего преподавал в Шомоне, Монтобане и Экс-ан-Провансе. Докторскую диссертацию Действие. Опыт критики жизни и науки о практике (L'action. Essai d'une critique de la vie et d'une science de la pratique) защитил в 1893; большую поддержку в эту пору оказал ему Э.Бутру. С 1895 преподавал в Лилльском университете, в 1896 – в университете в Экс-ан-Провансе. В 1927 вышел в отставку.
Блондель испытал, как и некоторые другие представители католического модернизма (Леруа, Тейяр де Шарден), сильное влияние философии Бергсона. В определенной мере на его творческом развитии отразился и проявленный в юности интерес к Лейбницу. Немаловажную роль в том, что Блондель избрал поприще не теологии, а философии, сыграл его товарищ по Высшему педагогическому институту В.Дельбо.
В концепции Блонделя философия и главное ее орудие – разум – рассматриваются как своего рода преддверие религии и веры. Философия, полагал он, должна до конца пройти свой путь, но в процессе движения разум, все лучше осознавая собственные требования и ограниченность, очерчивает ту лакуну, которую может заполнить только вера. Соответственно, философия не есть замкнутая система, она выходит за свои пределы, поскольку ориентирована на бесконечное. Природа предполагает сверхприродное, имманентное – трансцендентное, разум – веру, которая его завершает и преодолевает. Таким образом, Блондель, отвергая как традиционный рационализм, так и фидеизм, предложил один из способов решения – на новой основе и в новых условиях – проблемы отношения веры и разума, поставленной средневековой философией. Эти идеи нашли отражение уже в его диссертации, где описана своеобразная диалектика действия, порождаемого несоответствием между тем, на что человек способен, и тем, чего он хочет. Понятием действия охватываются здесь все формы человеческой деятельности – метафизической, моральной, научной, эстетической или практической. Во всех этих сферах человеческая деятельность, полагая себе все новые и новые цели, не может реализовать их полностью и, соответственно, обрести удовлетворение. В конце концов действие, в котором находит проявление порыв, побуждающий человека постоянно преодолевать собственную недостаточность, приходит к сверхприродному, где Бог выступает одновременно трансцендентным и имманентным.
Диссертация Блонделя, написанная под сильным влиянием Олле-Лапрюна, вызвала недовольство как профессиональных философов, усмотревших в ней покушение на статус философии как автономной дисциплины, так и правоверных католиков, подвергших критике проявившиеся в этой работе тенденции модернизма и попытку рационализировать христианство. В связи с этим Блонделю два года отказывали в праве преподавать в системе высшего образования.
После издания диссертации Блондель более 40 лет не публиковал крупных работ, продумывая и проясняя принципы своей философской системы, а затем вышли в свет несколько его книг с всесторонним изложением его идей. Так, в работе Мышление (La pensée, тт. 1–2, 1934) рассматривается отношение между мыслью, действием и реальностью. Чтобы понять «живую», активную мысль, мысль в действии, нужно проникнуть, по Блонделю, в ее центр, постичь ее генезис, стадии ее восхождения. Первой такой стадией является космическое мышление, пронизывающее реальность; оно одушевляет мир, представляя собой не мыслящую мысль, но своего рода стремление к бытию. Мысль прилагается к внешним объектам, но не может постичь в них свою сущность и назначение. Так совершается переход ко второй стадии, когда мышление пытается обнаружить свои источник и назначение внутри себя, в радикальной субъективности. Не достигая и здесь удовлетворения, мышление обращается к сверхприродному, трансцендентному, абсолютному.
Наконец, в работе Бытие и существа. Опыт конкретной и интегральной онтологии (L'Etre et les êtres. Essai d'une ontologie concrète et intégrale, 1935) изложена онтологическая концепция Блонделя. Здесь рассматривается проблема отношения необходимого, абсолютного Бытия и случайных и конкретных существ. Бытие и отдельные существа несоизмеримы, но каждое существо ощущает свою нераздельность с Бытием, которому оно в определенной мере причастно. Следуя Бергсону, Блондель подчеркивает роль материи, недооценивавшуюся традиционным спиритуализмом: именно материя, служащая причиной разделения Бытия и конкретных существ, а также обособления любого существа от ему подобных, обеспечивает возможность взаимопричастности без полного слияния, смешения, а тем самым и возможность коммуникации. От жизни исходит порыв, которому сопротивляется материи, и преодоление этого сопротивления обусловливает развитие человеческой деятельности, ведущей в конечном итоге к спиритуализации жизненного порыва.
Среди других его трудов – Философские запросы христианства (Exigences philosophiques du Christianisme, 1950); Элементарные принципы логики моральной жизни (Les principes élémentaires d'une logique de la vie morale, 1903); Философия и дух христианства (La philosophie et l'esprit chrétien, тт. 1–2, 1944–1946); Философские письма (Lettres philosophiques, 1961).
Умер Блондель в Экс-ан-Провансе 4 июня 1949.
Ирина Блауберг
Ответь на вопросы викторины «Философия»