АЛЕКСАНДР АФРОДИСИЙСКИЙ
АЛЕКСАНДР АФРОДИСИЙСКИЙ (конец 2 – нач. 3 в. н.э.) – греческий философ, глава Перипатетической школы с 198 по 209, один из самых влиятельных в античности толкователей Аристотеля, на которого часто ссылались просто как на «Комментатора», не называя по имени. Сохранились его комментарии к Метафизике, Первой аналитике (кн. 1), Топике, О чувственном восприятии и Метеорологике, а также самостоятельные трактаты: О судьбе, О душе, О смешении и росте. Развивая перипатетическое учение в строгом соответствии с учением Аристотеля, Александр тем не менее вносил в него некоторые изменения, наиболее известным из которых является отказ признать «деятельный» ум бессмертной частью человека и отождествление ума деятельного и божественного (описанного в 12-й кн. Метафизики).
Дальнейшая судьба сочинений Александра Афродисийского связана в первую очередь с традицией комментирования Аристотеля в неоплатонизме и в арабоязычном перипатетизме. Наиболее популярен был т.н. трактат Об уме (фрагмент второй книги трактата О душе), составлявший фон для главных дискуссий в рамках средневековой ноэтики. В эпоху Возрождения интерес к творчеству Александра Афродисийского был велик у представителей Падуанской школы.
Мария Солопова
Солопова М.А. Александр Афродисийский и его трактат «О смешении и росте» в контексте истории античного аристотелизма. М., 2002
Ответь на вопросы викторины «Философия»