АЛЕКСАНДЕР, СЭМЮЭЛ
АЛЕКСАНДЕР, СЭМЮЭЛ (Alexander, Samuel) (1859–1938), британский философ, родился в Сиднее (Австралия) 6 января 1859. Получил образование в Уэсли-колледже в Мельбурне, а затем в Мельбурнском университете; в 1877 получил стипендию Бейллиол-колледжа Оксфордского университета. С 1882 по 1893 член совета Линкольн-колледжа Оксфордского университета, с 1893 профессор философии Оуэнс-колледжа в Манчестере (впоследствии Университет королевы Виктории в Манчестере, или Манчестерский университет). В 1890–1891 стажировался в Германии у Г.Мюнстерберга. В 1916–1918 прочитал цикл «гиффордовских» лекций в университете Глазго. Вышел в отставку в 1924. Умер Александер в Манчестере (Англия) 13 сентября 1938.
Главный труд Александера – Пространство, время и божество (Space, Time and Deity, 1920), одна из самых оригинальных и абстрактных систем в истории британской философии 20 в. В анализе познания Александер занимал позицию реализма; как натуралист он утверждал, что сознание, ценности и божество происходят из мира пространственно-временных событий и целиком ему принадлежат. Александер критиковал взгляды А.Бергсона, который, с его точки зрения, недооценивал роль пространства. Вселенная есть эволюционный процесс, начинающийся с чистого пространства-времени, «матрицы» (или матриц) всех вещей и событий, но одновременно и «чистого движения», и проходящий через последовательно восходящие уровни материи, жизни и разума к еще более высоким качественным ступеням существования (синтезам). Эту эволюцию Александер называл «эмерджентной» (скачкообразной): на каждой новой ступени становления возникают новые эмпирические качества – как результат достижения определенной степени сложности на предшествующем уровне существования пространства-времени, или движения. Так, умственная деятельность имеет уникальный характер, обладая отличительным качеством «осознания»; организм, в котором развивается осознание как эмерджентное качество, есть в конечном счете чистое пространство-время на особой, и ни в коем случае не последней, стадии эволюционного развития. Познавательное отношение, которое идеалисты считали необъяснимым в терминах натурализма, есть особый способ «совместного» (не обязательно одновременного) пребывания вещей в пространстве-времени, когда одна из них является живым организмом, обладающим особым качеством – «осознанием»; это бытие «радостно» ощущает свое присутствие среди других вещей и событий и собственный ментальный акт. Познание есть «порыв», «волевое движение», ответ на существование объекта, а не собственно когнитивный акт, для которого характерно раздвоение на субъект и объект. Содержанием ментального акта выступают свойства самого ментального акта как процесса – его интенсивность и направленность. Человеческие ценности – красота, добро и истина – являются производными, «третичными» качествами (в отличие от первичных, вроде размеров и формы, и вторичных, вроде цвета и запаха), т.е. качествами, которые вещи обретают только тогда, когда они находятся в связи с разумными существами или субъектами сознания того или иного рода, имеющими в виду некие социальные цели, наслаждение или идеи. Эти ценности возникают как реальные свойства Вселенной, однако они не существовали бы, если бы сознание не смешало («амальгамировало») себя таким способом со своими объектами.
Особое место в системе Александера занимает понятие «божества». С его точки зрения, нет оснований верить, что оно будет венцом эволюции, ибо можно ожидать возникновения еще более высоких качеств на восходящей эволюционной лестнице. Более того, «божество есть следующее более высокое качество по отношению к самому высокому из известных»; так, сознание есть божество для более низкого уровня – жизни и т.д. Божество – качество будущего уровня бытия; человек ощущает «порыв» (nisus) к его возникновению в виде особой эмердженции. Более фундаментальным объектом религиозного «ответа» следует считать саму Вселенную, весь пространственно-временной континуум, последовательно производящий каждое новое возникающее бытие (эмердженцию) и движущийся дальше к новым уровням творения.
Среди трудов Александера – Моральный миропорядок и прогресс: анализ этических концепций (Moral Order and Progress: An Analysis of Ethical Conceptions, 1889), Искусство и прекрасное в материальном мире (Art and Material Beauty, 1925) и Прекрасное и другие формы ценности (Beauty and Other Forms of Value, 1933).
Ответь на вопросы викторины «Философия»