ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ – 1) находящийся в распоряжении государства централизованный фонд денежных ресурсов, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления; 2) финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год. Является центральным звеном бюджетной системы современных стран.
История государственных бюджетов.
Прообраз государственного бюджета появился одновременно с возникновением первых государств. Вначале государственный бюджет совпадал с доходами и расходами личных средств, которыми располагал глава государства (король, шах, император, князь). Лишь в эпоху нового времени государственный бюджет отделился от личных средств правителя: начала выстраиваться система доходов (налоги, сборы, доходы от государственного имущества) и расходов (двор, армия и флот, правоохранительная деятельность, государственное управление), связанных только с государственным управлением.
Чтобы представить типичный бюджет докапиталистических государств, рассмотрим роспись доходов и расходов Московской Руси в 1680, при царе Федоре Алексеевиче, брате Петра I. Сумма доходов составляла 1,5 млн. рублей, самую крупную часть дохода (49%) составляли косвенные доходы (главным образом таможенные и кабацкие сборы), прямые налоги давали 44% (наибольшей статьей являлись чрезвычайные налоги – 16%). Почти половина дохода шла на военные нужды (более 46%). Двор поглощал 15% бюджета, на средства сообщения – 5%. Российский бюджет всегда был прежде всего военным бюджетом, поскольку Россия вела непрерывные войны. При Петре I военные расходы возросли еще больше: если в 1680 на армию расходовалось 700 тыс. руб., то уже к 1725 расход на сухопутную армию составлял более 5 млн. руб., а на флот – еще 1,5 млн. руб., что составляло не менее 2/3 бюджета.
Ситуация, когда армия и государственный аппарат «заедали» большую часть казны, вполне типична для всех древних и средневековых государств. Например, в Византии суммарная доля этих расходов устойчиво составляла 80–90% (Табл. 1).
Таблица 1. РАСХОДЫ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ И АРМИЮ В БЮДЖЕТЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, % | |||||
300 г. | 540 г. | 641 г. | 842 г. | 1025 г. | |
На государственный аппарат | 9 | 10 | 13 | 16 | 14 |
На армию | 81 | 71 | 78 | 65 | 70 |
ВСЕГО | 90 | 81 | 91 | 81 | 84 |
Гласность и открытость бюджета, да и собственно бюджет в его подлинном смысле, получили свое развитие лишь с развитием парламентаризма. При абсолютной монархии, когда глава государства не перед кем не ответственен, бюджет имеет лишь форму сметы, т.е. записи доходов и расходов. С появлением народного представительства у подданных неизбежно встает вопрос: на что расходуются немалые деньги, которые они платят в казну? Если самодержавный монарх мог расходовать средства по своему усмотрению (например, Анна Иоановна тратила на конюшню своего фаворита Бирона больше, чем на здравоохранение и просвещение России вместе взятые – см. Табл. 2), то теперь правительству приходилось обязательно согласовывать расходы и доходы с парламентом. Многие революции (включая английскую революцию 17 в. и Великую французскую революцию 18 в.) начинались именно с недовольства народа бюджетной политикой правительства.
Еще одним стимулом, способствовавшим развитию бюджетной практики, являлись усложнение государственных функций и обособление государственных учреждений. Для осуществления стратегических целей им требуется точно знать, сколько средств у них будет в наличии в следующем году.
В странах, где не было парламентской системы (как, например, Российская империя 19 века) большую роль в раскрытии бюджетной информации сыграли требования зарубежных кредиторов. Как при кредитовании предприятий, когда заимодавец требует бухгалтерский баланс для оценки кредитоспособности заемщика, так и при кредитовании государства иностранные банки требовали обнародовать его «баланс» – государственный бюджет.
В течение 20 в. в бюджетах всех стран мира увеличилась социальная составляющая: большая часть расходов типичного современного государственного бюджета – это расходы на здравоохранение, образование и социальную защиту граждан.
Таблица 2. РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В 1734. | ||
Название расхода | руб. | % от государственного бюджета. |
1. Содержание императрицы, всего | 408 000 | 5,23 |
двор | 260 000 | |
императорская конюшня | 100 000 | |
родственникам императрицы | 48 000 | |
2. Государственное и местное управление | 332 031 | 4,25 |
жалование чиновникам высшего ранга | 96 082 | |
жалование служащим канцелярий | 153 688 | |
расходы по учреждениям | 17 072 | |
таможенным и портовым чиновникам | 14 332 | |
служащим в провинциях | 36 525 | |
расходы на командировки и канцелярские расходы в провинции | 14 465 | |
3. Правоохранительные органы и тюрьмы | 11 494 | 0,15 |
полиция | 9 748 | |
арестантам и ссыльным кормовых | 1 746 | |
44. Внешняя политика и помощь дружественным государствам (Грузии и т. д.) | 131 311 | 1,68 |
5. Здравоохранение | 16 006 | 0,21 |
6. Образование и наука | 51 871 | 0,66 |
Адмиралтейская академия и Академия наук | 47 371 | |
геодезистам и школьным учителям | 4 500 | |
7. Социальная защита | 79 972 | 1,02 |
нищие и ветераны | 41 876 | |
пенсии | 38 096 | |
8. Строительство | 256 813 | 3,29 |
9. Закупка соли за рубежом | 14 792 | 0,19 |
10. Вооруженные силы | 6 505 154 | 83,32 |
армия | 4 935 154 | 63,21 |
военно-морской флот | 1 200 000 | 15,37 |
артиллерия | 370 000 | 4,74 |
Итого | 7 807 577 | 100 |
Источник: Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. X. История России с древнейших времен. Т. 19 – 20/ Отв. ред.: И. Д. Ковальченко, С. С. Дмитриев. М.: Мысль, 1993. С. 468, 680–682 |
Бюджетный процесс.
Действия исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой страны называют бюджетным процессом. Его универсальные закономерности можно рассмотреть на примере нашей страны (см. Рис. 1).
Выделяют следующие этапы бюджетного процесса:
– бюджетное прогнозирование;
– составление бюджета
– рассмотрение и утверждение проекта бюджета;
– исполнение бюджета в течение бюджетного года;
– анализ и контроль исполнения бюджета.
Бюджетное прогнозирование.
Целью является разработка и обоснование оптимальных путей развития бюджета на основе сложившихся тенденций и социально-экономической конъюнктуры.
Составление бюджета.
– определение объема денежных средств, необходимых для финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и местного самоуправления. Проект государственного (федерального) бюджета разрабатывается Министерством финансов. В нашей стране эта работа начинается в январе предшествующего года. На первой стадии формирования проекта бюджета разрабатываются сценарные условия социально-экономического развития на следующий год. После одобрения их Правительством Минфин разрабатывает основные характеристики доходов и расходов федерального бюджета на планируемый год. На второй стадии происходит распределение бюджетных средств по статьям бюджетной классификации, а также адресное распределение их между главными распорядителями бюджетных средств.
В современной России эти мероприятия должны быть завершены до 15 июля. После этого до 15 августа Правительство и прочие органы исполнительной власти изучают прогноз социально-экономического развития РФ и проект федерального бюджета, внося изменения и дополнения.
Рассмотрение бюджета.
состоит из нескольких этапов. На первом этапе Правительство вносит бюджет на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. На втором этапе Совет Государственной Думы направляет законопроект в Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам. Там материалы рассматриваются депутатами с участием чиновников, экономистов, ученых. На третьем этапе проект федерального бюджета направляется Президенту, в другие комитеты Государственной Думы, а также в Счетную палату на заключение. В нем Счетная палата описывает результаты проверки на законность и обоснованность расходов и доходов, заложенных в проект федерального бюджета. После рассмотрения бюджета в парламентских комитетах он выносится на заседания Государственной Думы, которая принимает его в четырех чтениях.
В первом чтении
Государственная Дума обсуждает его общие качественные характеристики: концепцию и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, проект программы государственных внешних заимствований Российской Федерации в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:
– доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации;
– распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации;
– дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета на очередной финансовый год и источники покрытия дефицита федерального бюджета;
– общий объем расходов федерального бюджета на очередной финансовый год.
Во втором чтении
утверждаются его расходы по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Государственная Дума рассматривает во втором чтении указанный законопроект в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении.
В третьем чтении
Государственная Дума утверждает расходы федерального бюджета, классифицируя по подразделам то, на что должны быть израсходованы бюджетные средства и кто должен эти расходы осуществлять. Госдума рассматривает проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 25 дней с момента принятия этого законопроекта во втором чтении.
В четвертом чтении
Дума рассматривает поправки к закону, а так же поквартальное распределение доходов, расходов и дефицита.
Утверждение госбюджета.
Принятый Государственной Думой федеральный закон передается в Совет Федерации. После его принятия Советом Федерации его подписывает Президент и он обнародуется.
Исполнение бюджета
– это действия по изысканию и использованию бюджетных средств. С 1992 в России введено казначейское исполнение федерального бюджета, т.е. существует единый орган по исполнению бюджета – Федеральное казначейство. В том случае, если в процессе исполнения бюджета необходимо изменить какие-либо его статьи, то эти изменения принимаются в форме закона. Это лишает возможности Правительство РФ свободно манипулировать средствами и менять бюджетные приоритеты без согласования с Государственной Думой.
Контроль за исполнением бюджета.
Важным этапом бюджетного процесса является контроль за исполнением бюджета. Контроль за исполнением государственного бюджета осуществляется представительными органами власти (парламентский контроль), и органами исполнительной власти (административный контроль).
В России парламентский контроль осуществляет создаваемая Федеральным собранием Счетная палата, которая проводит в министерствах, ведомствах и предприятиях проверки, связанные с формированием и исполнением федерального бюджета, а также с использованием бюджетных средств. Ежеквартально она предоставляет в парламент отчеты о ходе исполнения бюджета и дает ежегодное заключение по отчету Правительства об исполнении государственного бюджета.
Бюджетные системы за рубежом
строятся примерно по таким же основным принципам, что и в России. Этих принципов шесть:
1) принцип принятия бюджета представительным органом власти – в большинстве стран бюджеты принимаются в форме закона, а в США, Финляндии и некоторых других странах для утверждения бюджета требуется одобрение парламента;
2) принцип полноты – все доходы и расходы правительства отражаются в бюджете в полном объеме (конечно, это идеальное требование – на практике часто есть какие-то секретные расходы, содержания которых правительство не детализирует);
3) принцип единства бюджета – единообразия всей бюджетной документации и классификации (в России первая бюджетная классификация введена в 1812);
4) принцип приоритетности обязательных расходов – осуществление утвержденных законодательством государственных расходов не ставится в зависимость от величины получаемых доходов (поэтому-то часто и возникает бюджетный дефицит);
5) принцип ежегодного утверждения бюджета – бюджеты, как правило, готовятся на год;
6) принцип бюджетного равновесия – сбалансированность (хотя бы приблизительная) расходной и доходной частей бюджета.
Начало финансового года различно в разных странах:
– 1 января – Нидерланды, Бельгия, Россия, СССР, Франция;
– 1 апреля – Великобритания, Япония;
– 1 июля – Италия, Норвегия, Швеция;
– 1 октября – США.
Структура госбюджета.
Бюджетная система зависит от формы государственного и административного устройства страны. В унитарных государствах бюджетная система состоит из двух основных звеньев – государственного и местных бюджетов, в федеративных – из трех – федерального бюджета, бюджетов субъектов (частей) федерации и местных бюджетов. Иногда местные бюджеты в свою очередь подразделяются на отдельные уровни. Такое деление существует, например, в США.
В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система современной России состоит из бюджетов трех уровней:
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
Бюджеты субъектов федерации и бюджеты территориальных внебюджетных фондов
Местные бюджеты.
Внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации и предназначенный для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Совокупность бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов входящих в него муниципальных образований называется консолидированным бюджетом субъекта Российской Федерации. Соответственно, консолидированный бюджет Российской Федерации – это сумма федерального бюджета и консолидированных бюджетов 89 субъектов Российской Федерации. Структура консолидированного бюджета РФ представлена на рисунке 2.
Термин «государственный бюджет» используют в двух смыслах. В первом случае имеют в виду только федеральный бюджет – бюджет центрального правительства. Иногда консолидированный бюджет РФ тоже называют «государственным бюджетом». Подобный подход сформировался в советское время, когда в государственный бюджет СССР включались все нижестоящие бюджеты. Поэтому этот термин стараются не использовать, чтобы не создавать путаницы.
Структура федерального бюджета России представлена в Табл. 3 и Рис. 2 и 3.
До реформ государственного устройства 1993–1997 в России местные бюджеты также подразделялись на бюджеты:
– городов республиканского, краевого, областного, окружного подчинения;
– районные;
– городов районного подчинения;
– поселковые;
– сельские.
В настоящий момент местные бюджеты едины, однако после вступления в силу с 2006 Федерального закона от 6 октября 2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Россия вернется к общемировой и советской практике нескольких уровней местных бюджетов, которые будут подразделяться на:
– бюджеты поселений;
– бюджеты муниципальных районов;
– бюджеты городских округов.
Такое деление бюджетных средств позволит лучше учитывать интересы населения и, следовательно, увеличит их эффективность.
Таблица 3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИИ, ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ В ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2004 | |||
Статьи доходов | млрд. руб. | Статьи расходов | млрд. руб. |
Налоговые доходы, | 2 071,385 | Обслуживание государственного долга | 287,570 |
из них: | |||
налоги на прибыль | 164,587 | Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы | 813,970 |
налоги на товары и услуги (НДС, акцизы | 1 088,390 | Национальная оборона и вооружение | 430,185 |
платежи за пользование природными ресурсами | 279,381 | Образование, здравоохранение, культура, наука, СМИ | 203,854 |
налоги на внешнюю торговлю | 532,538 | Социальная политика | 161,194 |
прочие налоги | 6,489 | Суды, правоохранительная деятельность | 343,828 |
ГО и ЧС2, окружающая среда | 38,651 | ||
Организация народного хозяйства | 149,000 | ||
Функционирование органов власти и международная деятельность | 122,052 | ||
Целевые фонды1 | 14,061 | ||
Неналоговые доходы | 219,194 | Пополнение государственных запасов | 20,269 |
Доходы целевых бюджетных фондов1 | 14,061 | Дорожное хозяйство | 79,133 |
Единый социальный налог | 438,210 | Прочие расходы | –4,320 |
Всего доходов | 2 742,850 | Всего | 2 659,447 |
1 К целевым бюджетным фондам относится, например, фонд Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации. 2 ГО и ЧС – Гражданская оборона и борьба с чрезвычайными ситуациями. |
В США федеративная бюджетная система во многом схожа с российской. Она подразделяется на три уровня – федеральный бюджет, бюджеты штатов, местные бюджеты. В свою очередь, последние состоят из на бюджетов графств, муниципалитетов, городских самоуправлений, школьных округов и особых округов. Структура консолидированного бюджета США показана в Табл. 4.
За последние десятилетия федеральный бюджет США значительно вырос (только с 1980 по 2002 – в 4 раза). Структура доходов и расходов федерального бюджета США приведена в Табл. 5 и 6.
Таблица 4. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА США (1952-2002) | ||||||
Тип бюджета | 1952 | 1962 | 1972 | 1982 | 1992 | 2002 |
Всего бюджетов: | 116807 | 91237 | 78269 | 81831 | 85006 | 87576 |
Федеральных | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Штатов | 501 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 |
Местных: | 116756 | 91186 | 78218 | 81780 | 84955 | 87525 |
Графств | 3052 | 3043 | 3044 | 3041 | 3043 | 3034 |
Муниципалитетов | 16807 | 18000 | 18517 | 19076 | 19279 | 19429 |
Городов | 17202 | 17142 | 16991 | 16734 | 16656 | 16504 |
Школьных округов | 67355 | 34678 | 15781 | 14851 | 14422 | 13506 |
Специальных округов | 12340 | 18323 | 23885 | 28078 | 31555 | 35052 |
1 Включая штаты Аляска и Гавайи, получившие статус штатов в 1959. Источник: Statistical Abstract of the United States 2002. Washington, DC, U. S. Bureau of the Census, 2004. P. 276. |
Необходимо отметить высокую долю расходов США на оборону (17,6% бюджета). Доля военных расходов в бюджетах развитых стран обычно ниже. Так, среди ведущих стран НАТО она составляла в 2000 в Великобритании – 7,7%, в ФРГ – 13,5%, во Франции – 13,4%. В России военные расходы (включающие и утилизацию оружия) составляют в 2000-е по разным оценкам в среднем около 16%.
Таблица 5. РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА США В 1980-2003, МЛРД. ДОЛЛ.1 | |||
Расходы | 1980 | 1990 | 2003 |
Всего расходов | 590,9 | 1 253,2 | 2 140,4 |
Национальная оборона | 134,0 | 299,3 | 376,3 |
Социальное развитие | 313,4 | 619,3 | 1419,6 |
Образование | 31,8 | 37,2 | 86,3 |
Здравоохранение | 23,2 | 57,7 | 223,1 |
Бесплатная медицинская помощь | 32,1 | 98,1 | 244,7 |
Помощь малоимущим | 86,6 | 148,7 | 330,1 |
Социальная защита | 118,5 | 248,6 | 478,5 |
Пенсии и государственная помощь ветеранам | 21,2 | 29,1 | 57,1 |
Экономическое развитие | 66,0 | 126,0 | 115,2 |
Энергетика | 10,2 | 3,3 | 0,7 |
Полезные ископаемые и окружающая среда | 13,9 | 17,1 | 30,6 |
Коммерческий и потребительский кредит | 9,4 | 67,6 | 1,3 |
Транспорт | 21,3 | 29,5 | 64,2 |
Региональное развитие | 11,3 | 8,5 | 18,5 |
Административные расходы | 52,5 | 184,4 | 161,4 |
Внешняя политика | 12,7 | 13,8 | 20,7 |
Сельское хозяйство | 8,8 | 12,0 | 20,8 |
Юстиция | 4,6 | 10,0 | 36,1 |
Правительственные органы | 13,0 | 10,6 | 19,0 |
Прочие | –19,9 | –36,6 | –50,3 |
1 При составлении таблицы использовались российские эквиваленты бюджетных и налоговых терминов. Источник: Statistical Abstract of the United States 2002. Washington, DC, U. S. Bureau of the Census, 2004. P. 322. |
Таблица 6. ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА США В 1980-2003, МЛРД. ДОЛЛ.1 | |||
Доходы | 1980 | 1990 | 2003 |
Всего доходов | 517,1 | 1032,0 | 1836,2 |
Подоходные налоги с физических лиц | 244,1 | 466,9 | 849,1 |
Налоги на доход корпораций | 64,6 | 93,5 | 143,2 |
Социальное страхование | 157,8 | 380,0 | 726,6 |
Акцизы | 24,3 | 35,3 | 68,4 |
1 При составлении таблицы использовались российские эквиваленты бюджетных и налоговых терминов. Источник: Statistical Abstract of the United States 2002. Washington, DC, U. S. Bureau of the Census, 2004. P. 325. |
Дефицит и профицит бюджета.
При сбалансированном бюджете государственные доходы равняются расходам. В том случае, когда доходы больше расходов, превышение называется профицитом бюджета или положительным сальдо бюджета. Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо) существует при превышении расходов над доходами.
Бездефицитность бюджета не означает еще «здоровья» экономики. Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. Так, в последние годы государственный бюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и почти всех местных бюджетов.
В экономической теории сложились несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита.
Первая концепция: бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Вообще, стремление всеми мерами бороться с бюджетным дефицитом и не делать государственных заимствований может привести к отрицательным последствиям для экономики любой страны. Допустим, наметился рост безработицы. Доходы населения падают, налоговые поступления сокращаются. Правительство, стремясь получить бездефицитный бюджет, должно либо увеличить число и повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих мер. Следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса и дальнейший спад в экономике. Такая бюджетно-финансовая политика ориентирована только на решение текущих экономических проблем, но не способна решать перспективные задачи. Правительство Е.Гайдара проводило в 1992 бюджетно-финансовую политику, базирующуюся на концепции резкого снижения государственных расходов на социальную политику, пытаясь таким образом сократить бюджетный дефицит. Однако ему не удалось ни ликвидировать бюджетный дефицит, ни остановить спад производства.
Вторая концепция: бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла, а не ежегодно. Это означает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В период спада государство осуществляет стимулирующую бюджетно-финансовую политику: снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно увеличивает дефицит бюджета, стимулируя тем самым рост совокупного спроса и подъем экономики. В период подъема государство проводит сдерживающую бюджетно-финансовую политику: повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникает положительное сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в период спада. Данная концепция имеет, однако, существенный недостаток: она не учитывает того, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и продолжительности, их чрезвычайно трудно спрогнозировать. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким и незначительным подъемом. В этом случае дефицит бюджета устранить не удастся, он примет циклическую форму.
Третья концепция: сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой. Первостепенная экономическая задача государства, с точки зрения сторонников данного подхода, – это стимулирование экономического роста. Выполнение этой задачи может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо бюджета, так и устойчивым бюджетным дефицитом (именно такая картина типична, например, для государственного бюджета США и ряда европейских стран).
Из зарубежной практики показателен профицит бюджета в Румынии времен Чаушеску. Этот коммунистический лидер очень боялся как бюджетного дефицита, так и закабаления страны посредством роста внешнего долга. Такая политика оказала угнетающее действие на экономику страны, сдерживала рост инвестиций, что стало одной из причин падения режима Чаушеску. Вообще, создание профицита консолидированного бюджета государства сродни хранению денег в чулке – средства просто обесценятся.
Небольшой бюджетный дефицит для экономики многие экономисты считают лекарством, стимулирующим хозяйственное развитие. Его роль сродни роли потребительского кредита: получаешь блага сейчас, но приходится много работать, чтобы отработать его, вместо того, чтобы получить эти блага в будущем за меньшие деньги. Кроме того, государство, в отличие от домохозяйств, может постоянно тратить больше, чем зарабатывать.
Однако передозировка любого лекарства может быть опасной. Рост бюджетного дефицита порождает инфляцию, экономическую нестабильность, рост внешних и внутренних заимствований, которые в свою очередь приводят к дефолту.
Первостепенное внимание надо обратить на то, на какие цели расходуется бюджетный дефицит. Едва ли можно упрекнуть правительство, когда оно тратит деньги на инвестиции в наукоемкие и высокодоходные отрасли, на подготовку к военным действиям в случае военной угрозы. Однако слишком часто средства госбюджета уходят на решение сиюминутных проблем, разворовываются, а сам дефицит возникает из-за неумения руководства страны обуздать финансовые претензии министерств, ведомств и различных лоббистских групп.
Созданный в начале 2000-х в России профицит федерального бюджета при дефиците консолидированного бюджета страны вызывает у экономистов противоречивые оценки. Некоторые считают профицит не заслугой Правительства, а его ошибкой: искусственная «накачка» средств в федеральный бюджет посредством отъема их из региональных и местных бюджетов практически сводит на нет возможности эффективного функционирования региональных и местных органов власти. Защитники позиции правительства считают, что центральное правительство уже научилось составлять сбалансированный бюджет, предотвращая тем самым инфляцию, в то время как дефициты местных бюджетов связаны с низким качеством бюджетного процесса в регионах.
См. также ИНФЛЯЦИЯ И ДЕФЛЯЦИЯ; ДЕФОЛТ.
Дмитрий Преображенский
Motyl A. Imperial Ends. The Decay, Collapse and Revival of Empires. Columbia University Press, 2001
Вышегородцев М.М. Управление бюджетом. Курс лекций. М., «Дело и Сервис», 2002
Государственные финансы России: XIX – первая четверть XX века. Учеб. пособие для вузов. – Под ред. И.В.Караваевой. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2003
Финансы. Учебник для вузов. – Под ред. Г.Д.Поляка. 2-е изд., перераб. и доп. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2003
Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст, действующая редакция. М., «Экзамен», 2004