ЛАТВИЯ. КОНСТИТУЦИЯ
ЛАТВИЯ. КОНСТИТУЦИЯ (вступительная статья)
Действующая Конституция Латвии была принята Латвийским Учредительным Собранием 15 февраля 1922. В советский период не действовала, поскольку были приняты новые Конституции социалистического типа. С 1992 ее действие было возобновлено.
Государство характеризуется Конституцией как «независимая демократическая республика». О принципе разделения властей в тексте Конституции не упоминается, так же как в западноевропейских конституциях.
Форма правления Латвийского государства – парламентарная республика. Президент Республики избирается Сеймом. Кандидатом на должность Президента не может быть лицо, не достигшее 40 полных лет. Другие требования отсутствуют, законодатель полагается на благоразумие парламентариев. Срок полномочий Президента – 3 года. Президент не несет политической ответственности, его акты скрепляются подписью Президента министров (см. ст. 53). Сейм – однопалатный представительный орган, состоящий из 100 народных представителей. Срок его полномочий – 3 года. Кабинет Министров состоит из Президента Министров и «приглашенных им министров». Согласно ст. 56 Конституции Латвии «Кабинет Министров составляется лицом, призванным к этому Президентом Республики».
В Конституции не определяется система судебных органов. Указаны только принципы организации судебной власти и упоминается о существовании Конституционного суда и военных судов. Кроме того, Конституция устанавливает основы статуса государственных контролеров.
Правовой статус человека и гражданина и система местного самоуправления не получили в Конституции должного отражения. В начале века латвийский профессор В. Грибовский отмечал, что в проекте Конституции содержалась часть вторая «основные права и обязанности граждан», «но по французскому образцу было постановлено обеспечить в порядке обычного законодательства». В настоящее время в Латвии действует Конституционный закон 1992 г. «Права и обязанности человека и гражданина».
КОНСТИТУЦИЯ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
(Принята 15 февраля 1922 г., с изменениями и дополнениями от 21 марта 1933 г., 27января 1994 г., 5 июня 1996 г.)
Латвийский народ, в своем свободно избранном Учредительном Собрании, установил для себя следующую Конституцию:
I отдел. Общие постановления
1. Латвия есть независимая демократическая республика.
2. Суверенная власть государства Латвии принадлежит латвийскому народу.
3. Территорию государства Латвии в пределах, установленных международными договорами, составляют Видземе, Латтале, Курземе, Земгале.
4. Государственный флаг Латвии – красный с белой полосой.
II отдел. Сейм
5. Сейм состоит из ста народных представителей.
6. Сейм избирается всеобщим, равным, прямым, тайным и пропорциональным голосованием.
7. Латвия делится на отдельные избирательные округа, и число депутатов, подлежащих избранию в Сейм в каждом избирательном округе, определяется пропорционально числу избирателей каждого отдельного округа.
8. Право избирать принадлежит полноправным гражданам Латвии, которые в день выборов достигли 18-летнего возраста.
9. В Сейм может быть избран каждый полноправный гражданин Латвии, которому к первому дню выборов исполнилось двадцать один год.
10. Сейм избирается на три года.
11. Выборы в Сейм должны быть произведены в первое воскресенье октября месяца и в субботу накануне.
12. Вновь избранный Сейм собирается на первое заседание в первый вторник ноября, когда и кончаются полномочия предыдущего Сейма.
13. Если, в случае роспуска Сейма, выборы в Сейм происходят в другое время года, то таковой Сейм собирается не позже одного месяца после его избрания и его полномочия кончаются через два года в первый вторник следующего ноября месяца, одновременно с открытием вновь избранного Сейма.
14. Избиратели не могут отозвать отдельных членов Сейма.
15. Заседания Сейма происходят в Риге и лишь вследствие чрезвычайных обстоятельств Сейм может собираться в другом месте.
16. Сейм избирает свой президиум, состоящий из председателя, двух его товарищей и секретарей. Президиум Сейма действует непрерывно во все время полномочий Сейма.
17. Первое заседание вновь избранного Сейма открывает председатель предыдущего Сейма или, по поручению президиума, другой член президиума.
18. Сейм сам проверяет полномочия своих членов.
19. Президиум Сейма созывает сессии и назначает очередные и чрезвычайные заседания Сейма.
20. Президиум Сейма обязан назначить заседание Сейма, если того требует Президент республики, Президент министров или не менее одной трети членов Сейма.
21. Для определения внутренней деятельности и порядка Сейм вырабатывает себе наказ.
22. Заседания Сейма открыты. По требованию десяти членов Сейма, Президента республики, Президента министров или одного из министров Сейм, большинством голосов не менее двух третей присутствующих депутатов, может постановить вести закрытое заседание.
23. Заседания Сейма могут состояться, если в них участвует по крайней мере половина членов Сейма.
24. Сейм, за исключением особых, предусмотренных Конституцией случаев, выносит свои постановления абсолютным большинством голосов присутствующих депутатов.
25. Сейм избирает комиссии, определяя число их членов и их задачи. Комиссии вправе требовать необходимые для своей деятельности сведения и пояснения от отдельных министров и органов самоуправления, а также вызывать в свои заседания для дачи пояснений ответственных представителей соответствующих министерств и органов самоуправления. Комиссии могут действовать и в перерывах между сессиями.
26. Сейм обязан назначать для определенных случаев парламентские следственные комиссии, если того требует не менее одной трети членов Сейма.
27. Сейм имеет право вносить Президенту министров или отдельному министру запросы и вопросы, на которые те обязаны давать ответ лично или через уполномоченное ими на то ответственное должностное лицо. Президент министров или министр, по требованию Сейма или его комиссий, обязан предъявлять им соответствующие документы и дела.
28. Член Сейма не может быть привлекаем к ответственности ни в судебном, ни в административном, ни в дисциплинарном порядке за голосование или за мнения, высказанные им при исполнении обязанностей. Член Сейма может быть привлечен к судебной ответственности, если он, хотя бы и при исполнении своих обязанностей, распространяет: 1) заведомо для него ложные порочащие честь сведения;
2) порочащие честь сведения, касающиеся частной или семейной жизни.
29. Член Сейма не может быть арестован: у него не может быть произведен обыск или иначе ограничена его личная свобода, если нет на то согласия Сейма. Член Сейма может быть арестован, если будет застигнут при совершении преступления. Обо всяком аресте члена Сейма надлежит в течение двадцати четырех часов сообщить председателю Сейма, который на ближайшем заседании Сейма докладывает об этом последнему для постановления решения о дальнейшем оставлении под арестом задержанного члена Сейма или об его освобождении. В перерыве между сессиями и во время до открытия сессии о дальнейшем содержании члена Сейма под арестом решает президиум Сейма.
30. За преступное деяние против члена Сейма нельзя начать судебного или административного преследования без согласия Сейма.
31. Член Сейма вправе отказаться дать показания: 1) о лицах, доверивших ему, как народному представителю, какие-либо факты или сведения; 2) о лицах, которым он, исполняя свои обязанности народного представителя, доверил какие-либо факты или сведения;
3) о самих этих фактах или сведениях.
32. Член Сейма не может ни сам, ни на имя другого лица получать заказы и концессии от государства. Постановления сей статьи относятся к министрам, хотя бы они и не состояли членами Сейма.
33. Члены Сейма получают вознаграждение из государственных средств.
34. За отчеты о заседаниях Сейма и комиссий, если отчеты эти соответствуют действительности, никто к ответственности привлекаем быть не может. Сведения о закрытых заседаниях Сейма и комиссий могут быть даваемы лишь с разрешения президиума Сейма или комиссий.
III отдел. Президент республики
35. Президент республики избирается Сеймом сроком на три года.
36. Президент республики избирается закрытым голосованием большинством не менее пятидесяти одного голоса членов Сейма.
37. В Президенты республики не может быть избрано лицо, не достигшее полных сорока лет.
38. Должность Президента республики несовместима с другой должностью. Если лицо, избранное в Президенты республики, состоит членом Сейма, то оно обязано сложить полномочия члена Сейма.
39. Одно и то же лицо не может быть Президентом республики более шести лет сряду.
40. В ближайшем после избрания заседании Сейма Президент республики, принимая на себя должностные обязанности, дает следующее торжественное обещание: «Клянусь, что вся моя деятельность будет посвящена благу латвийского народа. Я сделаю все, что будет в моих силах, чтобы способствовать благополучию Латвийского Государства и его населения. Я буду почитать священными и соблюдать конституцию Латвии и законы государства. По отношению ко всем я буду справедлив и обязанности буду исполнять по доброй совести».
41. Президент республики представляет государство в международных отношениях, назначает латвийских и принимает иностранных дипломатических представителей. Он выполняет постановления Сейма о ратификации международных договоров.
42. Президент республики является верховным вождем вооруженных сил государства. В случае войны он назначает главнокомандующего.
43. Президент республики на основании постановления Сейма объявляет войну.
44. Президент республики вправе предпринять необходимые меры военной обороны, если какое-либо другое государство объявило войну Латвии или если неприятель нападает на латвийские границы. Вместе с тем Президент республики немедленно созывает Сейм, который постановляет об объявлении и начале войны.
45. Президенту республики принадлежит право помилования преступников, по отношению к которым судебный приговор вошел в законную силу. Это право помилования не распространяется на случаи, в которых закон предусматривает другой порядок. Амнистию дарует Сейм.
46. Президент республики имеет право созывать и вести чрезвычайные заседания Кабинета Министров, устанавливая порядок дня этих заседаний.
47. Президенту республики принадлежит право законодательной инициативы.
48. Президент республики вправе возбудить вопрос о роспуске Сейма. В таком случае должно состояться народное голосование. Если больше половины участников выскажется за роспуск Сейма, таковой считается распущенным, и должны быть назначены новые выборы, которые должны состояться не позже 2-х месяцев со дня роспуска Сейма.
49. Если Сейм распущен, то полномочия членов Сейма все же сохраняют силу до открытия Сейма нового состава, но заседания прежнего Сейма могут состояться лишь в том случае, если Президент республики таковой созывает. Порядок дня таких заседаний Сейма определяет Президент республики.
50. Если в народном голосовании более половины голосов подано против роспуска Сейма, то Президент считается смещенным, и Сейм избирает нового Президента республики на остающийся срок полномочий смещенного Президента.
51. По предложению не менее половины всех членов Сейма, Сейм в закрытом заседании большинством голосов не менее двух третей всех членов Сейма может постановить о смещении Президента республики. Вслед за таким постановлением Сейм немедленно избирает нового Президента республики.
52. Если Президент республики отказывается от должности, умирает или отзывается до истечения срока его полномочий, обязанности Президента республики, до избрания Сеймом нового Президента, исполняет председатель Сейма. Точно так же председатель Сейма исполняет должность Президента республики, если последний находится вне границ государства или иначе встречает препятствия к исполнению своих обязанностей.
53. Президент республики за свою деятельность политической ответственности не несет. Все распоряжения Президента республики должны быть контрассигнованы1 Президентом министров или соответствующим министром, которые вместе с тем принимают на себя всю ответственность за эти распоряжения, за исключением случаев, предусмотренных в статьях сорок восьмой и пятьдесят шестой.
54. Президент республики может быть привлечен к уголовной ответственности, если на то соглашается Сейм большинством не менее двух третей голосов.
IV отдел. Кабинет министров
55. Кабинет Министров состоит из Президента министров и приглашенных им министров.
56. Кабинет Министров составляется лицом, призванным к этому Президентом республики.
57. Число Министерств, объем их деятельности, равно как взаимные отношения государственных учреждений между собою, устанавливаются законом.
58. Кабинету Министров подчинены органы государственного управления.
59. Для исполнения своей должности Президенту министров и министрам необходимо доверие Сейма, и за свою деятельность они ответственны перед Сеймом. Если Сейм выражает недоверие Президенту министров, то уходит в отставку весь кабинет. Если недоверие выражено отдельному министру, то последний подает в отставку, а вместо него Президент министров призывает другое лицо.
60. Заседания Кабинета Министров ведет Президент министров, а во время его отсутствия тот министр, которого он на то уполномочил.
61. Кабинет Министров обсуждает все выработанные отдельными министерствами законопроекты и вопросы, касающиеся деятельности нескольких министерств, а также поднятые отдельными членами кабинета вопросы государственной политики.
62. Если государству угрожает внешний враг или же в государстве или в какой-либо его части произошли или грозят произойти внутренние волнения, представляющие опасность для существующего государственного строя, то Кабинет Министров вправе объявить исключительное положение, доведя об этом в течение двадцати четырех часов до сведения президиума Сейма, который о постановлении Кабинета Министров немедленно докладывает Сейму.
63. Министры, даже если они не состоят членами Сейма, а также уполномоченные министрами ответственные должностные лица имеют право принимать участие в заседаниях Сейма и его комиссий и вносить дополнения и поправки к законопроектам.
V отдел. Законодательство
64. Право законодательства принадлежит Сейму, а также, в порядке и в размерах, предусмотренных настоящей Конституцией, народу.
65. Законопроекты могут вносить в Сейм: Президент республики, Кабинет Министров, комиссии Сейма, группы депутатов в числе не менее пяти человек, а также, в случаях и в порядке, предусмотренных настоящей Конституцией, одна десятая часть избирателей.
66. Сейм ежегодно, до начала хозяйственного года, вотирует государственный приходно-расходный бюджет, проект которого вносится Кабинетом министров.
Если Сейм принимает постановление, которое связано с не предусмотренными в бюджете расходами, то в этом же постановлении должны быть предусмотрены также средства, коими таковые расходы могли бы быть покрыты.
По истечении бюджетного года Кабинет Министров вносит на утверждение Сейма отчет об исполнении бюджета.
67. Сейм устанавливает размеры вооруженных сил государства в мирное время.
68. Для всех международных договоров, регулирующих вопросы, разрешаемые законодательным путем, необходима санкция Сейма.
69. Президент республики публикует принятые в Сейме законы не ранее чем на седьмой и не позднее чем на двадцать первый день по их принятии. Закон получает обязательную силу, если в нем не определен иной срок спустя четырнадцать дней по опубликовании.
70. Президент республики публикует принятые законы следующим образом: «Сейм (или народ) принял и Президент республики публикует следующий закон: текст закона».
71. Президент республики может требовать в течение семи дней, считая со дня принятия закона Сеймом, в мотивированном письме на имя председателя Сейма вторичное рассмотрение закона. Если Сейм закон не изменит, Президент вторично возражать не может.
72. Президент республики вправе задержать публикацию закона на два месяца. Он обязан задержать публикацию закона, если того требует не менее одной трети членов Сейма. Этим правом Президент республики или одна треть членов Сейма могут воспользоваться в течение семи дней, считая со дня принятия закона в Сейме. Задержанный таким образом закон подвергается народному голосованию, если того потребует не менее одной десятой части избирателей. Если в течение вышеуказанных двух месяцев подобное требование не будет предъявлено, то по истечении указанного срока закон подлежит публикации. Народное голосование все же не происходит, если Сейм вторично вотирует этот закон и если за его принятие высказывается не менее трех четвертей всех депутатов.
73. Народному голосованию не могут быть переданы бюджет и законы о займах, налогах, таможенных сборах, железнодорожном тарифе, воинской повинности, объявлении и начале войны, заключении мира, объявлении и прекращении исключительного положения, мобилизации и демобилизации, равно как договоры с другими государствами.
74. Принятый Сеймом и приостановленный в установленном статьей семьдесят второй порядке закон может быть отменен в ходе народного голосования, если число голосовавших составляет не менее половины числа избирателей, участвовавших в выборах последнего Сейма и если большинство проголосовало за отмену закона.
75. Если Сейм большинством не менее двух третей голосов принимает спешность закона, то Президент республики не может требовать вторичного пересмотра такого закона; такой закон не может быть передан на народное голосование и должен быть опубликован не позднее как на третий день со дня получения принятого закона Президентом.
76. Сейм может изменить конституцию в заседаниях, в которых участвует не менее двух третей членов Сейма. Изменения принимаются в трех чтениях большинством не менее двух третей голосов присутствующих депутатов.
77. Если Сейм изменил статьи первую, вторую, третью или шестую Конституции, то такие изменения, чтобы получить силу закона, должны быть подвергнуты народному голосованию.
78. Не менее одной десятой части избирателей вправе представить Президенту республики вполне разработанный проект поправок к Конституции или законопроект, который Президент передает Сейму. Если Сейм не примет проекта без изменений по существу, то таковой передается на народное голосование.
79. Переданные на народное голосование изменения Конституции считаются принятыми, если с ними согласились не менее половины всех имеющих право голоса. Переданный на народное голосование проект закона считается принятым, если число голосовавших составило не менее половины числа участвовавших в выборах последнего Сейма избирателей и если большинство проголосовало за принятие проекта закона.
80. В народном голосовании могут участвовать все Латвийские граждане, имеющие право голоса на выборах в Сейм.
81. В промежутке между сессиями Сейма Кабинет Министров имеет право, если неотложная необходимость того требует, издавать постановления, имеющие силу закона. Такие постановления не могут изменять закона о выборах в Сейм, законов о судоустройстве и судопроизводстве, бюджета и бюджетного права, а также законов, принятых во время деятельности существующего Сейма; равным образом они не могут касаться амнистии, эмиссии знаков государственного казначейства, государственных налогов, таможенных сборов, железнодорожных тарифов и займов; они теряют силу, если не будут внесены в Сейм до истечения трех дней после открытия ближайшей сессии Сейма.
VI Отдел. Суд
82. Перед законом и судом все граждане равны.
83. Судьи независимы и подчиняются только закону.
84. Судьи утверждаются Сеймом и несменяемы. Судьи вопреки своей воле могут быть отрешены от должности исключительно на основании постановления суда. Закон может определить возраст, с достижением которого судьи оставляют свою должность.
85. В Латвии существует Конституционный суд, который в пределах установленной законом компетенции рассматривает дела о соответствии законов Конституции, а также другие дела, переданные законом в его компетенцию. Конституционный суд вправе признать утратившими силу законы и другие акты или их части. Судьи Конституционного суда на установленный законом срок утверждаются Сеймом закрытым голосованием большинством не менее пятидесяти одного голоса членов Сейма.
86. Отправлять правосудие могут лишь те органы, которым это право предоставлено законом, и лишь в порядке, предусмотренном законом. Военные суды действуют на основании особого закона.
VII отдел. Государственный контроль
87. Государственный контроль есть независимое коллегиальное учреждение.
88. Государственные контролеры назначаются и утверждаются в должности в том же порядке, как судьи, но лишь на определенный срок, в пределах которого они могут быть смещены лишь на основании постановления суда. Устройство и компетенцию государственного контроля определяет особый закон.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА»
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1
Человек, его жизнь, свобода, достоинства и права являются высшей основной ценностью Латвийского государства.
Статья 2
Каждый имеет право на действия, не запрещенные законом.
Статья 3
Обязанностью государства является защита человека, его жизни, свободы, безопасности, достоинства, прав и собственности.
ГЛАВА 2
ГРАЖДАНСТВО, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАНИНА
Статья 4
Гражданство Латвийской Республики является устойчивой политической правовой связью лица с Латвийской Республикой.
Содержание гражданства составляет совокупность взаимосвязанных прав и обязанностей гражданина и государства.
Статья 5
Все граждане, независимо от способа приобретения гражданства, равны в правах и обязанностях.
Гражданство Латвийской Республики можно приобрести, сохранить или утратить только в установленном законом порядке.
При приеме в гражданство Латвийской Республики не должно образовываться двойное гражданство.
Статья 6
Латвийская Республика не выдает своего гражданина иностранному государству.
Статья 7
Граждане Латвийской Республики в иностранных государствах находятся под защитой Латвийского государства.
Статья 8
Граждане участвуют в решении государственных и общественных дел непосредственно или при посредничестве свободно избранных представителей.
Граждане обладают равными правами занимать государственные должности.
Граждане имеют право создавать политические партии.
Статья 9
Только гражданам могут быть переданы в собственность или проданы земля и другие природные ресурсы, кроме случаев, когда заключенными Латвийской Республикой международными договорами установлен иной порядок.
Статья 10
Гражданин может свободно выбирать место жительства в любой части территории Латвии.
Граждане имеют право свободно выезжать из Латвии и возвращаться в нее.
Статья 11
Гражданин может быть верен Латвийской Республике, он имеет право и обязан защищать ее свободу, независимость и демократический парламентарный государственный строй.
Гражданин должен нести обязательную государственную службу и выполнять иные установленные законом обязательства перед государством.
Гражданин обладает правом иметь зарегистрированное оружие.
ГЛАВА 3
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЛИЦА
Статья 12
Все люди в Латвии равны перед законом независимо от расы, национальности, пола, языка, партийной принадлежности, политических и религиозных убеждений, социального, имущественного и служебного положения и происхождения.
Статья 13
К смертной казни может приговорить суд только в исключительных случаях за особо тяжкие преступления.
Статья 14
Каждый имеет право всеми имеющимися в его распоряжении законными средствами сопротивляться противоправному насилию.
Статья 15
Задержание, арест, обыск или иное ограничение свободы личности допускается только в установленном законом порядке.
Каждому гарантируется право приглашать адвоката с момента задержания.
Закон устанавливает максимальный срок задержания, ареста и предварительного следствия.
В течение трех суток с момента задержания судья должен принять постановление об аресте и содержании в заключении задержанного лица или же дать распоряжение о незамедлительном освобождении этого лица.
Пытки, другое жестокое, бесчеловечное или унижающее человеческое достоинство обращение с лицом запрещаются.
Противоправное принудительное лечение, а также принудительное применение медицинских средств с целью добиться от лица дачи показаний, отказа от показаний или высказывания определенного мнения либо с целью ограничить свободу слова лица запрещаются.
Статья 16
Жилище лица является неприкосновенным.
Никто не имеет права войти в жилище без разрешения проживающих в нем или произвести обыск без постановления судьи, кроме случаев, когда лицо задерживается на месте преступления или когда жизнь других людей находится под угрозой.
Статья 17
Государство гарантирует тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений.
Это право может быть ограничено постановлением судьи при расследовании тяжких преступлений.
Статья 18
Каждый может защищать свои права и интересы в суде.
Каждый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в суде согласно закону.
Только суд в соответствии с действующим на момент деяния законом может признать лицо виновным в преступлении.
Каждый имеет право на справедливое, открытое рассмотрение его дела компетентным, независимым и объективным судом, образованным в соответствии с законом.
Каждый имеет право на помощь адвоката, а также имеет право не давать показаний против себя и членов своей семьи.
Уголовная ответственность может быть только индивидуальной.
Каждое незаконно арестованное или осужденное лицо имеет право на возмещение причиненного ему материального и морального ущерба.
Статья 19
Осужденный обладает всеми упомянутыми в настоящем Законе правами человека, кроме тех, которые ограничены законом или приговором суда.
Каждый осужденный должен работать в соответствии с его физическими и умственными способностями.
Осужденный не может быть лишен прав на оплачиваемый труд, а также отдых, охрану здоровья, пользование определенными культурными ценностями, образование и развитие личности.
Статья 20
Принудительный труд запрещается.
Принудительным трудом не считаются обязательная государственная служба, привлечение к ликвидации последствий катастроф и исправительные работы, определенные в соответствии с приговором суда.
Статья 21
Государство признает и защищает собственность и право ее наследования.
Лицу может принадлежать любая собственность, кроме собственности, на которую распространяются ограничения, установленные статьей 9.
Принудительное отчуждение собственности может осуществляться исключительно в установленном законом порядке по решению суда. При отчуждении собственности для осуществления общественных проектов собственнику полагается соответствующая компенсация.
Статья 22
Каждый имеет право на осуществление предпринимательской деятельности, не противоречащей закону.
Статья 23
Каждый имеет право на свободный выбор профессии, занятия и работодателя.
Статья 24
Каждый в соответствии с трудовым договором имеет право на оплату труда не ниже установленного государством минимума.
Статья 25
Максимальная продолжительность рабочей недели устанавливается законом.
Работающие имеют право на еженедельные выходные дни и ежегодный оплачиваемый отпуск.
Статья 26
Работающие имеют право на забастовку в целях защиты своих экономических или профессиональных интересов.
Законом устанавливается ограничения этого права для гарантии деятельности необходимых обществу служб.
Статья 27
Каждый имеет право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, в случае потери кормильца.
Лицо имеет право на пособие по безработице, если оно не имеет иных средств к существованию и безработица наступила по не зависящим от него обстоятельствам.
Статья 23
Каждый имеет право свободно выезжать или эмигрировать в иностранные государства.
Это право не может быть ограничено по политическим или идеологическим мотивам.
Статья 29
Каждый имеет право свободно передвигаться по территории Латвии.
Статья 30
Каждый имеет право свободно получать и распространять информацию, выражать свои взгляды и идеи в устной, письменной форме или любым иным способом. Осуществление этого права нельзя ограничивать цензурой.
Никого нельзя заставить высказывать свои политические, религиозные, этические и другие взгляды, а также разглашать свою партийную принадлежность.
Статья 31
Все имеют право свободно создавать общественные организации и участвовать в их работе, если цели и практическая деятельность этих организаций не противоречат закону.
Запрещается создавать тайные организации и вооруженные подразделения, не подчиненные органам государственной власти и управления Латвийской Республики
Статья 32
Государство гарантирует свободу предварительно заявленных мирных собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций.
Самоуправление может изменить место или время этих мероприятий, если этого требуют интересы общественной безопасности и порядка.
Статья 33
Государство гарантирует свободу творческого труда и защищает авторские права.
Статья 34
Каждый имеет право обращаться в органы государственной власти и управления с индивидуальными или коллективными заявлениями, предложениями и получать ответ в установленном законом порядке.
Статья 35
Государство отделено от церкви.
Государство гарантирует свободу религиозных убеждений.
Лица или их объединения имеют право отправлять религиозные ритуалы и церемонии.
Никого нельзя заставить принимать участие в религиозных ритуалах и церемониях, а также изучать Закон Божий.
Религиозные или идеологические мотивы никого не освобождают от обязанностей по отношению к государству и необходимости соблюдения законов.
Статья 36
Семья, брак, а также права матери и ребенка находятся под защитой государства.
Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины, а также на их правовом равенстве.
Забота о детях и их воспитании является первостепенными правом и обязанностью родителей или опекунов.
Общество и государство заботятся о том, чтобы родители или опекуны имели возможность выполнять свои обязанности по отношению к детям.
Дети, рожденные в браке и вне брака, равны в своих правах.
Государство гарантирует особую помощь и защиту детям, оставшимся без попечения родителей.
Статья 37
Каждый имеет право на медицинское обслуживание.
Каждый обязан заботиться о своем здоровье, здоровье своих близких и народа.
Государство защищает здоровье жителей и гарантирует каждому установленный законом минимум медицинской помощи.
Статья 38
Каждый имеет право на образование.
Государство гарантирует возможность получения обязательного образования бесплатно, а также обеспечивает дальнейшее образование в соответствии со способностями каждого.
Статья 39
Обязанностью родителей является обеспечение образования детей в соответствии с их способностями и требованиями обязательного образования.
Статья 40
Лица и их объединения имеют право создавать учебные заведения различного уровня с любым языком обучения. Получение образования в таких школах находится под надзором государства.
Статья 41
Обязанностью каждого является соблюдение законов Латвийской Республики, уважение традиций и обычаев латышского народа и проживающих в Латвии национальных и этнических групп, а также уважение национального достоинства других лиц.
Статья 42
Каждый участвует в покрытии расходов государства и самоуправлений, уплачивая в установленном законом порядке налоги и пошлины.
Статья 43
Охрана природы, культурной среды, ландшафтов, исторических и архитектурных памятников и среды является обязанностью каждого лица, всего общества и государства.
Статья 44
Законом могут быть установлены необходимые ограничения прав и свобод человека для:
1) защиты прав, достоинства, здоровья и нравственности других лиц;
2) гарантии государственной безопасности, общественного порядка.
Ответь на вопросы викторины «Знаменитые речи»