ЕГИПЕТ. КОНСТИТУЦИЯ (декабрь 2012)
КОНСТИТУЦИЯ АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЕГИПЕТ
Принята на референдуме 15 и 22 декабря 2012 года
Подписана президентом Египта 26 декабря 2012 года
КОНСТИТУЦИЯ
ПРЕАМБУЛА
Мы, народ Египта, Во имя Господа и с помощью Господа, объявляем настоящий документ Конституцией Египта и документом передовой, мирной революции, которую начала перспективная молодежь Египта, защищаемая Вооруженными Силами и сопровождаемая настойчивыми египтянами, которые собрались на Площади Тахрир 25 января 2011, чтобы выразить свой протест против всех форм несправедливости, притеснения, тирании, хищения и монополии, заявить о своем праве на достойную жизнь, свободу, социальную справедливость и человеческое достоинство — обо всех правах, предоставленных Господом до того, как были разработаны конституции и всемирные декларации прав человека;
Обещанием нового расцвета, достойного египетской истории и цивилизации, цивилизации, которая дала человечеству первый алфавит, открыла путь к монотеизму и знанию Создателя, украсила страницы истории творчеством, создала самое древнее государство на берегах вечного Нила, введя изначальное понимание значения идентичности и воплощая ценности гражданства.
Великий египетский народ вновь получил свою свободу и достоинство, и сейчас он стремится вперед к новому «завтра», более крепко связанный историческим моментом, с большей верой в свои способности и основные принципы, более стремящийся к достижению целей мирной революции, оптимистично настроенный в отношении безопасного будущего в свободной стране, готовый к тяжелому труду и активному участию в прогрессе человеческой цивилизации.
Восстановив свежий дух единства между египтянами, мужчинами и женщинами, народная революция продолжается в направлении построения современного демократического государства, с сохранением духовных и социальных ценностей Египта, их богатых и уникальных составляющих и построении единых фундаментальных принципов, состоящих в следующем:
1 —
Народ является источником всех органов власти, которые он создает. Органы власти имеют законность, предоставленную народом, и подчиняются его воле. Органы власти должны добросовестно выполнять свои обязанности и функции, а не пользоваться привилегиями, вытекающими из их положения.
2 —
Демократия – это система правления, созданная и распространяющая основы для мирной передачи власти, поддержания политического плюрализма, обеспечения справедливых выборов и участия народа в процессе принятия решений.
3 —
Достоинство нации является синонимом достоинства личности. Нация не может иметь достоинство, если в ней притесняются женщины. Женщины – это сестры мужчин, партнеры в распределении выгоды и национальной ответственности.
4 —
Свобода – это право. Свобода граждан должна соблюдаться во всех сферах жизни; свобода убеждений, самовыражения и творчества; а также свобода проживания, собственности и путешествий, без всякого сомнения, в этой свободе заключается священный принцип, заложенный Создателем в сущность вселенной. Господь создал людей свободными и наделил их наивысшей степенью совершенства, ума и мудрости.
5 —
Равенство и равные возможности предоставляются всем гражданам, мужчинам и женщинам, без дискриминации, непотизма или преференций, как в правах, так и в обязанностях.
6 —
Закон является основной свободы личности и законности власти. Государство должно подчиняться закону. Никакой голос не может быть весомее, чем голос справедливости. Судебная власть является независимой и преследует благородные цели защиты конституции, утверждения правосудия и охраны прав и обязанностей.
7 —
Поддержание национального единства – это обязательство, краеугольный камень построения современного Египта и пути к прогрессу и развития. С этой целью, должны распространяться ценности терпимости и умеренности, а права и свободы всех граждан должны защищаться без дискриминации.
8 —
Защита нации – это обязанность и честь. Наши Вооруженные Силы представляют собой патриотический, профессиональный и нейтральный институт, который не вмешивается в политические вопросы. Они являются защитным щитом страны.
9 —
Безопасность – великое благословение, которое лежит на плечах полиции. Полиция служит народу; ее роль состоит в его защите и исполнении мер правосудия. Не может быть справедливости без защиты, и не может быть защиты без исправительных учреждений, которые уважают верховенство закона и человеческое достоинство.
10—
Арабское единство – это призыв истории и будущего, а также требование судьбы. Это единство должно реализовываться путем интеграции и братства со странами Долины Нила и мусульманского мира, которые являются естественными расширениями, основанными на индивидуальности положения Египта на глобальной карте.
11 —
Инновационная научная и культурная роль Египта подчеркивается, поскольку она воплощается в мягкой силе, иллюстрациях египетской мысли, творчества и искусства, а также университетах, научных центрах, лингвистических и исследовательских центрах, прессе, искусствах, литературе и СМИ, национальной церкви и Аль-Азхаре, со своей историей в качестве главной опоры национальной идентичности, арабским языком и исламским Шариа и в качестве умеренной просвещенной мысли.
Мы, народ Египта, Веря в Бога и Его божественных посланников,
Признавая право страны и нации,
Осознавая свою ответственность перед нацией и человечеством,
Обещаем соблюдать принципы, заложенные в настоящей Преамбуле, которая является неотъемлемой частью настоящей Конституции, которую мы принимаем и дарим себе, подтверждая наше стремление соблюдать и защищать ее и заявляя, что ее должны уважать все.
ЧАСТЬ I: ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО
Раздел Первый: Политические принципы
Статья 1
Арабская Республика Египет – это независимое суверенное Государство, единое и неделимое, с демократической системой управления. Египетский народ является частью арабской и исламской нации, гордится принадлежностью к Бассейну Нила и Африке и своими связями с Азией и делает положительный вклад в развитие человеческой цивилизации.
Статья 2
Ислам является религией Государства, и арабский язык является официальным языком. Принципы Исламского Шариа являются главными источниками законодательства.
Статья 3
Принципы египетских христианских и иудейских законов являются основным источником законодательства в вопросах, связанных с личным статусом, религиозной деятельностью и выдвижением духовных лидеров.
Статья 4
Аль-Азхар – всеобщий независимый исламский институт, который обладает исключительной автономией в разрешении внутренних дел и отвечает за проповедование Ислама, теологию и арабский язык в Египте и мире. По вопросам, связанным с Исламским Шариа, запрашивается мнение Старших Ученых Аль-Азхара.
Должность Великого Шейха Аль-Азхара является независимой и не может быть упразднена. Порядок назначения Великого Шейха Аль-Азхара из числа членов Старших Ученых должен определяться законом.
Государство должно обеспечивать предоставление необходимых средств для Аль-Азхара для достижения его целей.
Статья 5
Суверенитет принадлежит исключительно народу, и он является источником власти. Народ должен реализовывать и защищать свой суверенитет, охранять национальное единство в порядке, определенном Конституцией.
Статья 6
Политическая система основывается на принципах демократии и шура (совет), гражданства (согласно которому все граждане равны в правах и обязанностях), многопартийного плюрализма, мирной передачи власти, разделения власти и баланса власти, верховенства закона и уважения прав и свобод человека; все указанные положения регулируются Конституцией.
Ни одна политическая партия не может формироваться на основании дискриминации по признаку пола, происхождения или религии.
Статья 7
Защита родины и ее территории является священной обязанностью, а военная служба обязательна согласно закону.
Раздел Второй: Социальные и этические принципы
Статья 8
Государство гарантирует средства достижения справедливости, равенства и свободы, обязуется поддерживать источники социальной благотворительности и солидарности между членами общества, обеспечивать защиту лиц и имущества и работать на благо всех граждан; согласно закону.
Статья 9
Государство должно обеспечивать безопасность и равные возможности для всех граждан без дискриминации.
Статья 10
Семья является основой общества и основывается на религии, морали и патриотизме. Государство обязуется охранять истинную идентичность египетской семьи, ее согласие и стабильность и защищать ее моральные ценности, согласно закону.
Государство должно обеспечивать бесплатное медицинское обслуживание матерей и детей и создавать возможности для совмещения обязанностей женщины в семье и работе.
Государство должно предоставлять специальное обеспечение и защиту женщинам кормилицам в семье, разведенным женщинам и вдовам.
Статья 11
Государство должно охранять этичность, общественную моральность и общественный порядок, поддерживать высокий уровень образования, религиозных и патриотических ценностей, научное мышление, арабскую культуру, историческое и культурное наследие народа; в порядке, регулируемым законом.
Статья 12
Государство должно охранять культурные и лингвистические составляющие общества, развивать арабизацию в образовании, науке и знаниях.
Статья 13
Институт светских должностей запрещен.
Раздел Третий: Экономические принципы
Статья 14
Национальная экономика должна организовываться в соответствии с планом всеобщего развития, нацеленным на повышение национального дохода, улучшение жизненных стандартов, преодоление бедности и безработицы, развитие возможностей занятости и развитие производства.
План развития должен закреплять социальную справедливость и солидарность, обеспечивать равное распределение, защищать права потребителя, охранять права рабочих, распределять затраты развития между капиталом и трудом и обеспечивать справедливое разделение прибыли.
Заработные платы должны быть связаны с производством, уменьшать разницу в доходах и устанавливать минимальную заработную плату, которая гарантирует достойный уровень жизни для каждого гражданина и максимальную заработную платку для государственных должностей с учетом исключений, регулируемых законом.
Статья 15
Сельское хозяйство является неотъемлемым компонентом национальной экономики. Государство должно защищать и увеличивать сельскохозяйственные участки, урожай, разрабатывать сорта растений, животные корма и популяцию рыб, обеспечивать продовольственную безопасность, удовлетворять потребности сельскохозяйственного производства, осуществляя его разумное управление и маркетинг и поддерживая сельскохозяйственные отрасли промышленности.
Закон регулирует вопросы, связанные с использованием фермерской земли в порядке, который обеспечивает социальную справедливость и защищает фермеров и сельскохозяйственных рабочих от эксплуатации.
Статья 16
Государство обязано развивать пригород и пустыню, работать для повышения уровня жизни фермеров и народа пустыни.
Статья 17
Промышленность является неотъемлемым компонентом национальной экономики. Государство должно защищать стратегические отрасли промышленности, поддерживать промышленное развитие и импортировать новые технологии и их использование.
Государство должно ускорять развитие мелких ремесленных производств.
Статья 18
Природные ресурсы Государства принадлежат народу, и народ имеет право на получение доходов. Государство обязано охранять эти ресурсы для будущих поколений и использовать их надлежащим образом.
Государственная собственность не может отчуждаться. Франшиза на использование или обязательство перед коммунальными сооружениями может предоставляться согласно законноиу постановлению.
Все средства, не имеющие владельца, принадлежат Государству.
Статья 19
Река Нил и водные ресурсы являются национальным богатством. Государство обязано поддерживать и развивать их, и защищать от злоупотребления. Использование этих ресурсов должно регулироваться законом.
Статья 20
Государство должно защищать свои побережья, моря, водные пути и озера, охранять памятники и природные резервы и предпринимать любые действия.
Статья 21
Государство гарантирует и защищает законное владение всеми видами государственной, кооперативной и частной собственности и отчисления в порядке, регулируемом законом.
Статья 22
Государственные фонды неприкосновенны. Национальной обязанностью Государства и общества является их охрана.
Статья 23
Государство должно поддерживать кооперативы всех форм и обеспечивать их независимость.
Статья 24
Частная собственность неприкосновенна, она служит национальной экономике без любых видов отклонений или монополии. Право наследования гарантируется. Частная собственность может быть конфискована только в случаях, определенных законом, и согласно приказу суда. Конфискация должна проводиться только ради общественного блага и с предварительной выплатой справедливой компенсации.
Все вышеуказанные положения должны регулироваться законом.
Статья 25
Государство обязано возобновить и поощрять систему благотворительных взносов. Порядок создания благотворительных фондов, управление этими фондами, инвестирование средств и распределение дохода между бенефициарами, должны регулироваться законом согласно условиям доверителя.
Статья 26
Социальная справедливость является основой налогообложения и других общественных финансовых обязательств.
Государственные налоги устанавливаются, изменяются или отменяются только согласно закону. Исключения могут применяться только в соответствии с законом. Дополнительные налоги или сборы могут взиматься только согласно закону.
Статья 27
Рабочие должны участвовать в управлении и распределении прибыли предприятий. В своб очередь, они обязаны развивать производство, защищать средства производства и исполнять планы производственных подразделений согласно закону.
Рабочие должны быть представлены в советах директоров государственных предприятий, имея, по крайней мере, 50 процентов членов в этих советах. Закон должен гарантировать мелким фермерам и ремесленникам 80 процентов членства в советах директоров сельскохозяйственных и промышленных кооперативов.
Статья 28
Сбережения поощряются и защищаются Государством. Государство также должно охранять страховые и пенсионные фонды согласно законным постановлениям.
Статья 29
Национализация должна осуществляться только ради общественного блага согласно закону и с выплатой справедливой компенсации.
Статья 30
Общая конфискация запрещена.
Специальная конфискация может осуществляться только согласно судебному приказу.
ЧАСТЬ II: ПРАВА И СВОБОДЫ
Раздел Первый: Личные права
Статья 31
Достоинство – это право каждого человека, охраняемого Государством.
Оскорбление или унижение любого человека запрещено.
Статья 32
Египетское гражданство – это право, регулируемое законом.
Статья 33
Все граждане равны перед законом. Они имеют равные общественные права и обязанности без дискриминации.
Статья 34
Личная свобода является естественным правом, которое гарантируется и является неотъемлемым правом.
Статья 35
Кроме случаев flagrante delicto (поимка на месте преступления), никто не может подвергаться аресту, обыску, задержанию и/или лишению свободы, кроме случаев, когда это делается на основании приказа компетентного судьи в ходе расследования.
Любое лицо, арестованное или задержанное, должно в течение двенадцати часов получить письменные основания, должно быть доставлено в течение двадцати четырех часов с момента ареста в следственный орган и может подвергаться допросу только в присутствии своего адвоката, который должен назначаться в случае необходимости.
Лицо, арестованное или задержанное, и другие лица имеют право оспорить перед судом арест. Если решение не принято в течение одной недели, то задержанный должен быть немедленно освобожден.
Закон регулирует порядок временного задержания, его срок и причины, случаи, когда необходима выплата компенсации за временное задержание или за исполнение наказания, по которому был отменен окончательный приговор.
Статья 36
Любое лицо, арестованное, задержанное или свобода которого была ограничена любым способом, имеет право на обращение, которое уважает человеческое достоинство. Это лицо не может подвергаться физическому или психическому унижению.
Для задержания могут использовать места, которые подходят для этой цели с гуманной и гигиенической точки зрения и которые подлежат судебному надзору.
Любые нарушения вышеуказанных положений наказуемы согласно закону.
Любое заявление, которое, согласно доказанным фактам, было сделано под влиянием вышеупомянутых факторов или под угрозой их применения, считается юридически недействительным.
Статья 37
Тюрьма – это место дисциплины и реформирования, которое подлежит судебному надзору и в котором запрещены все действия, противоречащие человеческому достоинству и угрожающие здоровью.
Государство ответственно за реабилитацию осужденных и предоставление средств к достойной жизни после освобождения.
Статья 38
Частная жизнь граждан неприкосновенна. Письменная корреспонденция, проводные, электронные, телефонные и другие средства связи неприкосновенны и могут конфисковаться и подвергаться проверке только при наличии обоснованного судебного ордера.
Статья 39
Жилище неприкосновенно. Ни одно жилище, кроме случаев непосредственной угрозы и/или бедствия, не должно подвергаться вторжению, обыску или наблюдению, за исключением случаев, определенных законом и при наличии обоснованного судебного ордера, определяющего место, время и цель. Лица, присутствующие в помещении, должны быть уведомлены до того, как жилище будет подвергнуто обыску или проникновению.
Статья 40
Все резиденты имеют право на безопасность, которая охраняется Государством и защищается законом от уголовных посягательств.
Статья 41
Священность человеческого тела неприкосновенна, торговля человеческими органами запрещена. Никто не может подвергаться медицинским или научным экспериментам без свободного письменного согласия в соответствии с закрепленными принципами медицинской науки в порядке, определенном законом.
Статья 42
Свобода передвижения, проживания и иммиграции охраняется.
Ни один гражданин не может быть депортирован и не может получать отказ в возврате в страну.
Ни одному гражданину не должно запрещаться покинуть страну, также как он не может подвергаться домашнему аресту, кроме случаев, когда это предусмотрено обоснованным судебным ордером и на определенный период.
Раздел Второй: Моральные и политические права
Статья 43
Свобода верований – неприкосновенное право.
Государство должно гарантировать свободу совершения религиозных обрядов и создания церквей истинных религий в порядке, который определяется законом.
Статья 44
Оскорбление любых религиозных посланников и пророков запрещена.
Статья 45
Свобода мысли и убеждений гарантируется.
Каждый человек имеет право выражать мнение устно, письменно, визуально или другими способами публикации и выражения.
Статья 46
Свобода всех форм творчества – это право всех граждан.
Государство должно развивать сферы науки, искусств и литературы, финансировать новаторов и изобретателей, защищать их инновации и изобретения и применять их для блага общества.
Государство должно предпринимать необходимые меры для сохранения национального культурного наследия и должно поддерживать культурные услуги.
Статья 47
Доступ к информации, данным, статистике и документам и их распространение является правом, гарантированным Государством в порядке, который не нарушает неприкосновенность частной жизни и права других лиц и не нарушает национальную безопасность.
Закон регулирует порядок подачи и хранения государственных документов, средства доступа к информации, средства подачи жалоб против лиц, которые отказываются предоставлять информацию, и соответствующее наказание, применяемое к нарушителям последовательной подотчетности.
Статья 48
Свобода прессы, печати, публикаций и других средств массовой информации гарантируется. СМИ свободны и независимы для службы обществу и выражения разных направлений общественного мнения, а также для способствования формированию и управлению в соответствии с основными принципами Государства и общества, поддержания прав, свобод и общественных обязанностей, уважения неприкосновенности частной жизни граждан и требований национальной безопасности. Закрытие и арест СМИ запрещены, кроме случаев наличия судебного приказа.
Контроль за СМИ запрещен, кроме особой цензуры, которая может применяться в период военного положения или общей мобилизации.
Статья 49
Свобода создания и владения любыми видами газет физическими и юридическими лицами Египта гарантируется.
Создание станций радио- и телевещания, а также цифровых медиаканалов регулируется законом.
Статья 50
Граждане имеют право организовывать общественные собрания, процессии и мирные и невооруженные демонстрации после уведомления об их проведении согласно закону.
Право проводить частные собрания гарантируется без предварительного уведомления. Силы безопасности не могут присутствовать на подобных собраниях.
Статья 51
Граждане имеют право создавать объединения и гражданские институты только после уведомления. Эти институты должны действовать свободно и пользоваться юридической правоспособностью.
Органы власти не могут распускать их или их административные органы без судебного постановления в порядке, определенном законом.
Статья 52
Свобода создавать синдикаты, кооперативы и союзы – это право, которое гарантируется законом. Они должны пользоваться юридической правоспособностью, создаваться на демократической основе, действовать свободно, участвовать в служении обществу, повышая стандарты производительности своих членов и охраняя свои активы.
Органы власти могут распускать их советы только при наличии судебного постановления.
Статья 53
Деятельность профсоюзов регулируется законом и управляется на демократической основе, а их члены должны соблюдать кодекс профессиональной этики. Для профессии может создаваться один профсоюз.
Органы власти могут распускать профсоюзы и налагать арест на их имущество только при наличии судебного постановления.
Статья 54
Любое лицо имеет право обращаться к государственным органам в письменном виде и со своей подписью.
Обращение к государственным органам, кроме обращения юридических лиц, не должно осуществляться от имени групп.
Статья 55
Участие граждан в общественной жизни и национальная обязанность: любой гражданин имеет право выбирать, быть избранными и выражать мнение на референдуме согласно положениям закона.
Государство должно отвечать за внесение в списки избирателей имен граждан, соответствующих требованиям для участия в выборах, без необходимости подачи соответствующего заявления.
Государство должно обеспечивать справедливость, действительность, беспристрастность и честность референдумов и выборов.
Вмешательство в любые вышеуказанные процессы является преступлением, наказуемым законом.
Статья 56
Государство должно охранять интересы египтян, живущих за границей, защищать их, защищать их права и свободы, помогать им, выполнять свои общественные обязанности перед египетским государством и обществом и поощрять их вклад в развитие нации.
Их участие в выборах и референдумах регулируется законом.
Статья 57
Право на политическое убежище гарантируется Государством каждому иностранцу, лишенному в своей стране общественных прав и свобод, гарантированных Конституцией.
Экстрадиция политических беженцев запрещена.
Все вышеуказанные положения должны регулироваться законом.
Раздел Третий: Экономические и социальные права
Статья 58
Высококачественное образование – это право, гарантированное Государством для всех граждан. Оно бесплатное на всех уровнях во всех правительственных институтах, обязательное на начальной стадии, и Государство должно работать для расширения обязательности на другие уровни.
Государство поддерживает и поощряет техническое образование и осуществляет надзор за всеми формами образования.
Все образовательные институты, государственные и частные, местные и другие должны соблюдать государственные образовательные планы и цели и реализовывать связь между образованием и потребностями общества и производства.
Статья 59
Государство должно гарантировать свободу научных и литературных исследований. Автономия университетов, научных и лингвистических академий и исследовательских центров должна охраняться; Государство должно распределять между ними достаточный процент национального дохода.
Статья 60
Арабский язык является основным предметом в программе обучения на всех уровнях образования во всех образовательных институтах.
Религиозное образование и национальная история должны быть обязательными предметами среднего образования во всех формах.
Университеты обязаны обучать этике в отношении различных дисциплин.
Статья 61
Государство обязано разработать всеобщий план борьбы с неграмотностью независимо от пола и возраста, который должен быть исполнен посредством социального участия в течение 10 лет с даты принятия конституции.
Статья 62
Здравоохранение – это право каждого гражданина, и Государство должно выделять достаточный процент национального дохода в этих целях.
Государство должно предоставлять медицинское обслуживание и страхование согласно справедливым и высоким стандартам системы здравоохранения, которое должно быть бесплатным для тех, кто не может его оплатить.
Все медицинские учреждения должны предоставлять различные виды медицинской помощи любому гражданину в случаях чрезвычайной или угрожающей жизни ситуации.
Государство должно осуществлять надзор за всеми институтами здравоохранения, проверять качество их услуг и контролировать все материалы, продукты и средства лечебно-оздоровительной рекламы. Должно быть разработано законодательство для регулирования этого надзора.
Статья 63
Труд – это право, обязанность и честь каждого гражданина, гарантированные Государством на основании принципов равенства, справедливости и равных возможностей.
Принудительный труд запрещен кроме случаев, предусмотренных законом.
Государственные служащие должны работать на службе народа. Государство должно принимать граждан на основании компетенции без непотизма или протекции. Любое нарушение в этом отношении представляет собой правонарушение, которое карается законом.
Государство гарантирует всем гражданам право на справедливую оплату, отпуска, пенсию, социальное страхование и медицинские услуги для вредных работ, а также удовлетворение профессиональных условий безопасности на рабочем месте согласно закону.
Работники могут увольняться только в случаях, предусмотренных законом.
Право на мирные забастовки регулируется законом.
Статья 64
В отношении лиц, погибших и раненных в результате войны, во время революции 25 января и в ходе выполнения национального долга, Государство должно почитать их и поддерживать их семьи, а также ветеранов войны, семьи пропавших без вести на войне и другие подобные категории граждан.
Эти лица, их дети и супруги имеют преимущественное положение по сравнению с другими в предоставлении возможностей занятости.
Все вышеуказанные положения должны регулироваться законом.
Статья 65
Государство должно предоставлять услуги социального страхования.
Все граждане, не способные содержать себя и свою семью в результате нетрудоспособности, безработицы или преклонного возраста, имеют право на минимальное обеспечение.
Статья 66
Государство должно предоставлять достаточную пенсию мелким фермерам, сельскохозяйственным рабочим, временным рабочим и всем, у кого нет доступа к системе социального страхования.
Все вопросы регулируются положениями закона.
Статья 67
Права на соответствующее жилье, чистую воду и здоровую пищу гарантируется.
Государство должно принять национальный план предоставления жилья, основанный на социальной справедливости, поддержании независимых инициатив и жилищных кооперативов, регулировании использования государственных земель для строительных целей с соблюдением общественных интересов и прав будущих поколений.
Статья 68
Каждый имеет право на занятия спортом.
Государственные и социальные институты должны находить и поддерживать талантливых спортсменов, а также принимать соответствующие меры для поощрения занятий спортом.
Статья 69
Все лица имеют право на здоровую окружающую среду. Государство должно охранять окружающую среду от загрязнения и поддерживать использование природных ресурсов без нанесения вреда окружающей среде и с соблюдением прав будущих поколений.
Статья 70
Каждый ребенок, после рождения, имеет право на соответствующее имя, семейную заботу, основное питание, кров, медицинские услуги, эмоциональное, когнитивное и религиозное развитие.
Государство должно обеспечивать заботу и защиту детям, лишенным семьи. Государство также охраняет права детей с особыми потребностями, их реабилитацию и интеграцию с обществом.
Детский труд запрещен до достижения возраста обязательного образования в профессиях, которые не соответствуют возрасту ребенка или препятствуют в получении дальнейшего образования.
Ребенок может быть задержан только на определенный срок с предоставлением правовой помощи и должен содержаться в удобном расположении, принимая во внимание пол, возраст и тип преступления, и должен отделяться от мест задержания взрослых.
Статья 71
Государство должно заботиться о детях и молодежи и поддерживать их духовное, моральное, культурное, образовательное, физическое, психологическое, социальное и экономическое развитие; а также должно предоставлять им полномочия для активного участия в политической жизни.
Статья 72
Государство должно предоставлять экономическое и социальное обеспечение лицам с особыми потребностями, предоставлять им соответствующие возможности занятости, повышать социальную осведомленность о них и приспосабливать общественные учреждения для удовлетворения их потребностей.
Статья 73
Все формы принуждения, эксплуатация людей и сексуальная торговля запрещены и наказуемы законом.
Раздел Четвертый: Гарантии защиты прав и свобод
Статья 74
Суверенитет закона должен быть основой управления в Государстве.
Независимость и неприкосновенность судебной власти являются двумя основными гарантиями охраны прав и свобод.
Статья 75
Право на судебное разбирательство неприкосновенно и гарантируется всем лицам.
Государство должно гарантировать доступ к судебным органам и быстрое рассмотрение дел.
Любое освобождение любого действия или административного решения от контроля судебной системы запрещено.
Любое лицо может привлекаться к судебной ответственности только законным судьей; исключительные суды запрещены.
Статья 76
Наказания индивидуальны. Преступление и наказание может определяться только законом и Конституцией. Наказания могут исполняться только на основании судебного постановления. Наказания могут применяться только по отношению к действиям, которые совершены после вступления в силу закона.
Статья 77
Уголовное преследование может основываться только на приказе компетентного суда, кроме случаев, определенных законом.
Обвиняемый должен считаться невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в ходе судебного разбирательства, и ему гарантируется право на защиту. Любое лицо, обвиняемое в преступлении, должно получить адвоката защиты. Мелкие правонарушение, при совершении которых также требуется адвокат защиты, определяются законом.
Закон регулирует правила подачи апелляции по правонарушениям и преступлениям.
Государство должен обеспечивать защиту жертв преступления, свидетелей, обвиняемого и информаторов, при необходимости.
Статья 78
Право на защиту, личную или через представителя, гарантируется.
Закон гарантирует материально необеспеченным лицам средства обращения к правосудию и защиты их прав.
Статья 79
Приговор должен выноситься и исполняться от имени народа. Воздержание или препятствование со стороны государственного служащего в исполнении приговора является преступлением, наказуемым законом. В этом случае, лицо, в пользу которого вынесен приговор, имеет право подать уголовный иск напрямую в компетентный суд.
Статья 80
Любое нарушение любых прав и свобод, гарантированных настоящей Конституцией, должно считаться преступлением, по которому гражданские и уголовные иски не должны подлежать положениям о сроке давности. Государство должно гарантировать справедливую компенсацию жертвам этого нарушения.
Пострадавшая стороны имеет право возбудить прямой уголовный иск.
Национальный Совет по Правам Человека должен сообщать Прокуратуре о любых нарушениях этих прав, может присоединяться к пострадавшей стороны в гражданском иске и может подавать апелляцию от их имени.
Статья 81
Права и свободы, предусмотренные для граждан, не подлежат нарушению или ограничению.
Ни один закон, регулирующий права и свободы, не должен содержать положения, нарушающие их сущность.
Эти права и свободы должны реализовываться в порядке, не противоречащем принципам, на которых основывается Государство и общество согласно Части I настоящей Конституции.
ЧАСТЬ III: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ
Раздел Первый: Законодательная власть
Подраздел 1: Общие положения
Статья 82
Законодательная власти принадлежит Палате Представителей и Совету Шура.
Они должны реализовывать соответствующие полномочия, определенные Конституцией.
Статья 83
Запрещено совмещать членство в Палате Представителей и Совете Шура.
Другие случаи несовместимости могут определяться законом.
Статья 84
Кроме особых случаев, определенных законом, члены Палаты Представителей или Совета Шура должны выполнять свои обязанности на постоянной основе, и любая другая должность должна сохраняться за членом до тех пор, пока он не возвратится на эту должность в соответствии с положениями закона.
Статья 85
Член Законодательной Палаты должен безусловно представлять народ, в целом.
Статья 86
До вступления в должность член должен принять следующую присягу перед своим Советом: “Я клянусь Всемогущим Аллахом искренне сохранять республиканскую систему, уважать Конституцию и закон, полностью руководствоваться интересами народа и поддерживать независимость Нации и безопасность ее земель.”
Статья 87
Суд Кассации должен иметь юрисдикцию суда последней инстанции относительно принятия решений о действительности членства двух Палат. Иски должны подаваться в суд в течение периода, который не превышает тридцать дней с даты объявления результатов выборов, и суд должен принимать решение по вопросу в течение шестидесяти дней с даты подачи иска.
Если членство признается недействительным, оно теряет юридическую силу с даты, когда решение суда сообщается Парламенту.
Статья 88
Ни один член Законодательной Палаты, в течение срока его полномочий, не может, лично или через посредника, покупать или арендовать государственную собственность; сдавать в аренду, продавать или обменивать с Государством любую часть своей собственности или заключать с Государством контракт в качестве продавца, поставщика или подрядчика.
Члены должны предоставлять в свои Советы финансовые отчеты, во время начала и окончания срока своих полномочий, а также в конце каждого года.
Если члены, во время членства в Законодательной Палате, получают денежные или подобные подарки, они должны переходить в государственную казну.
Все вышеуказанные положения должны регулироваться законом.
Статья 89
Члены Законодательных Палат не должны привлекаться к ответственности за любое мнение, связанное с выполнением их задач в Парламент.
Статья 90
Кроме случаев flagrante delicto (поимки на месте преступления), запрещено привлекать членов Законодательных Палат к судебному разбирательству без предварительного разрешения их Советов. Если он не на сессии, разрешение должен выдавать Секретариат Совета, а Палата Представителей или Совет Шура должны уведомляться о предпринятых мерах на первой последующей сессии.
В любом случае, если решение относительно ходатайства о привлечении члена Парламента к уголовному разбирательству не принимается в течение 30 дней, ходатайство должно считаться удовлетворенным.
Статья 91
Члены должны получать вознаграждение согласно закону.
Статья 92
Местонахождение Палаты Представителей и Совета Шура находится в Каире.
Тем не менее, при исключительных обстоятельствах любая из двух палат может, по просьбе Президента Республики или одной трети членов Палаты или Совета, провести заседание в другом месте.
В противном случае, любое собрание должно считаться незаконным, а принятые резолюции – юридически недействительными.
Статья 93
Сессии Палаты Представителей и Совета Шура должны проводиться в открытом порядке.
Тем не менее, могут проводиться закрытые сессии по требованию Президента Республики, Премьер-министра или, по крайней мере, двадцати членов. Затем Палата Представителей или Совет Шура должны принять решение о том, необходимо ли проводить обсуждение переданного вопроса в открытом или закрытом порядке.
Статья 94
Президент Республики должен созывать Палату Представителей и Совет Шура на очередную годовую сессию до первого четверга октября. Если Советы не созываются, они должны согласно Конституции встретиться в указанную дату.
Очередная сессия должна длиться, по крайней мере, восемь месяцев. Президент Республики должен закрывать каждую сессию по согласию Советов, а в случае Палаты Представителей, только после принятия общего бюджета Государства.
Статья 95
При необходимости, Палата Представителей или Совет Шура может созываться на внеочередную сессию Президентом Республики, Кабинетом или по требованию, по крайней мере, 10 членов Совета Шура или Палаты Представителей.
Статья 96
Сессии Палаты Представителей или Совета Шура, а также их резолюции не должны считаться действительными принятыми, если при этом не присутствовало большинство членов. Резолюции должны одобряться абсолютным большинством голосов присутствующих членов; кроме случаев, требующих специального большинства. В случае равенства голосов обсуждаемый вопрос должен считаться непринятым.
Статья 97
Каждый Совет должен, на первом собрании очередной ежегодной сессии, выбрать спикера и двух заместителей спикера на полный законодательный срок в случае Палаты Представителей и на половину законодательного срока в случае Совета Шура.
Если на одной из должностей возникает вакансия, Совет Шура или Палата Представителей должна выбрать замену, срок полномочий которой должен продолжаться до окончания срока полномочий предшественника.
В любом случае, одна треть членов любой из двух палат может, на первом заседании очередной ежегодной сессии, попросить о выборах нового спикера и/или заместителя спикера.
Статья 98
Если Спикер Палаты Представителей или Совета Шура временно выполняет обязанности Президента, указанный Совет должен возглавляться старшим из двух Заместителей Спикера.
Статья 99
Каждый Совет должен разработать постановления, регулирующие его работу и порядок выполнения функций, которые должны быть опубликованы в Официальном Печатном Издании.
Статья 100
Каждый Совет должен поддерживать внутренний порядок, что является обязанностью Спикера каждого Совета.
Никакие Вооруженные Силы не могут присутствовать внутри или вблизи любой Законодательной Палаты, кроме случаев, когда это делается по требованию Спикера Совета.
Статья 101
Президент Республики, Кабинет и любой член Палаты Представителей имеет право предлагать законы.
Каждый законопроект должен передаваться в специальный комитет Палаты Представителей, который должен рассмотреть его и предоставить отчет.
Законопроект, представленный членами Палаты Представителей, не должен передаваться в этот комитет, если ранее он не был передан в Комитет по предложениям, который изучил его и одобрил для рассмотрения Палатой Представителей. Если Комитет по предложениям не одобрил предложение для рассмотрения, он должен предоставить основания этого решения.
Законопроект, предложенный членом, но отклоненный Палатой Представителей, не может быть представлен повторно в течение того же законодательного срока полномочий.
Статья 102
Ни одна из Законодательных Палат не может принимать законопроект без проведения консультаций.
Каждый Совет имеет право вносить поправки и отменять существующие пункты или предложенные изменения.
Каждый законопроект, принятый одним из Советов, должен приниматься другим Советом, который должен принять его в течение 60 дней, за исключением парламентских каникул. Он может считаться законом только, если его приняли два Совета.
Статья 103
В случае законодательного спора между двумя Советами, должен создаваться совместный комитет из 20 членов, при этом каждый Совет должен выбирать 10 членов из числа своих членов и по предложению Генерального Комитета. Затем совместный комитет должен предложить формулировку оспариваемых пунктов.
Затем предложения представляются в каждом Совете; если соглашение не достигнуто, вопрос передается в Палату Представителей для принятия решения большинством в две трети голосов.
Статья 104
Палата Представителей должна уведомлять Президента Республики о любом законе, принятом для Президента, для принятия нового закона в течение 15 дней с даты его получения. Если Президент Республики отклоняет законопроект, он должен передать закон обратно в Палату Представителей в течение 30 дней.
Если законопроект не возвращается в течение указанного периода, или если он одобряется повторно большинством в две трети голосов членов, он должен считаться законом и распространяться в качестве такового.
Если он не одобряется Палатой Представителей, он не может быть представлен повторно в течение той же сессии до истечения четырех месяцев с даты принятия решения об отклонении законопроекта.
Статья 105
Любой член Палаты Представителей или Совета Шура имеет право направлять вопросы Премьер-министру, его заместителям или министрам относительно сфер в пределах их юрисдикции. Они, в свою очередь, обязаны отвечать на эти вопросы.
Член может отзывать вопрос в любое время, и этот вопрос не может быть преобразован в интерпелляцию на той же сессии.
Статья 106
Любой член любого Совета может предлагать Премьер-министру, его заместителю или министру обсуждение общественного вопроса.
Статья 107
Любые 20 членов Палаты Представителей или 10 членов Совета Шура могут подать ходатайство об обсуждении общественного вопроса с целью получения толкования политики правительства в отношении этого вопроса.
Статья 108
Любой член Палаты Представителей или Совета Шура имеет право получить данные или информацию, связанную со своей деятельностью в Совете, принимая во внимание положения Статьи 47 Конституции.
Статья 109
Граждане могут подавать письменные предложения в любой Совет относительно общественных вопросов.
Граждане также должны подавать в любой Совет жалобы, которые должны передаваться соответствующим министрам. По требованию Совета министр может предоставить разъяснения, и граждане, подавшие жалобу, должны информироваться об этом.
Статья 110
Премьер-министр, его заместители, министры и их заместители могут присутствовать на сессиях и в комитетах Советов. Они обязаны присутствовать на сессиях, если этого требует любой Совет. Им могут содействовать высшие должностные лица по их выбору.
Они должны получать право выступления после их запроса; им должны задаваться вопросы, связанные с обсуждаемыми вопросами, но они не имеют право голоса во время голосования.
Статья 111
Каждый Совет принимает отставку своих членов, которая подается в письменном виде, при этом заявление об отставке не должно подаваться после того, как Совет начал процедуру отстранения от должности уходящего в отставку члена.
Статья 112
Членство каждого Совета может отзываться только, если член потерял доверие, статус, перестал соответствовать квалификационным требованиям для получения членства или нарушил обязанности членства.
Решение об отмене членства должно приниматься большинством в две трети голосов соответствующего Совета.
Статья 113
Если место члена становится вакантным, по крайней мере, за шесть месяцев до окончания срока полномочий, вакантное место должно заполняться согласно закону в течение 60 дней после объявления вакансии.
Срок полномочий нового члена должен заканчиваться по истечению срока полномочий его предшественника.
Подраздел 2: Палата Представителей
Статья 114
Палата Представителей должна состоять, по крайней мере, из 350 членов, избранных посредством прямого тайного и открытого голосования.
Кандидат на парламентских выборах должен быть гражданином Египта, пользоваться гражданскими и политическими правами, иметь сертификат о начальном образовании и должен быть в возрасте не менее двадцати пяти лет на дату подачи кандидатуры.
Другие требования для кандидатов, правила проведения выборов и справедливое представительское деление округов должны определяться законом.
Статья 115
Срок полномочий составляет пять календарных лет с даты первой сессии.
Выборы новой Палаты Представителей Совет должны проводиться в течение шестидесяти дней до прекращения срока полномочий предыдущей Палаты Представителей.
Статья 116
Палата Представителей должна обладать законодательной властью и должна одобрять общую политику Государства, общий план экономического и социального развития и общий бюджет Государства. Она должна осуществлять надзор за деятельностью исполнительной власти в порядке, определенном Конституцией.
Порядок разработки общего плана экономического и социального развития и представления его в Палате Представителей определяется законом.
Статья 117
Общий Бюджет Государства должен включать все доходы и расходы без исключения. Проект Общего Бюджета должен предоставляться в Палату Представителей, по крайней мере, за 90 дней до начала финансового года. Он вступает в силу только после одобрения и должен ставиться на голосование по разделам.
Палата Представителей может изменять расходы, содержащиеся в проекте бюджета, кроме тех, которые предложены для покрытия особых обязательств Государства. Если изменение приводит к увеличению общих расходов, Палата Представителей должна согласовать с правительством способы получения доходов с целью восстановления баланса между доходами и расходами. Бюджет должен приниматься законом, который может включать поправки к любому действующему закону, необходимые для реализации этого баланса.
Если новый бюджет не одобряется до начала нового финансового года, предыдущий бюджет должен оставаться в силе до тех пор, пока не будет одобрен новый.
Характеристики финансового года, порядок разработки бюджета, положения, регулирующие бюджеты и счета институтов и органов власти, должны определяться законом.
Статья 118
Для перевода средств из одного раздела Бюджета в другой, а также для покрытия любых расходов, не включенных в бюджет, или превышений сметы необходимо одобрение Палаты Представителей; одобрение должно приниматься в форме закона.
Статья 119
Основные правила сбора государственных средств и порядок их распределения должны регулироваться законом.
Статья 120
Порядок, регулирующий выдачу заработной платы, пенсий, компенсаций, субсидий и пособий из Государственной казны, определяется законом; также как и исключительные случаи и органы власти, ответственные за его исполнение.
Статья 121
Исполнительная власть должна предоставлять ссуды или брать обязательства по проекту, связанному с расходами из Государственной казны на следующий период, только после одобрения Палаты Представителей.
Статья 122
Итоговый баланс Общего Бюджета должен предоставляться в Палату Представителей в течение периода, не превышающего шесть месяцев после окончания финансового года.
К нему должен прилагаться годовой отчет Центральной Аудиторской Организации и ее заключения относительно итогового баланса.
Итоговый баланс Общего Бюджета должен выноситься на голосование по разделам и приниматься в качестве закона.
Палата Представителей имеет право отправить запрос в Центральную Аудиторскую Организацию о предоставлении любых дополнительных данных или других отчетов.
Статья 123
Палата Представителей может создавать специальный комитет или передавать любому из существующих комитетов задачу по проверке деятельности любого исполнительного ведомства, института или государственного предприятия с целью выявления фактов, касающихся определенного вопроса, и предоставить Палате Представителей информацию о действительном финансовом, административном или экономическом положении или о проведенных расследованиях относительно прошлой деятельности; Палата Представителей должна принять решение о дальнейших действиях.
Для выполнения своих задач этот комитет имеет право собирать необходимые доказательства и вызывать любые лица для дачи показаний. Все исполнительные и административные органы должны реагировать на запросы комитета и предоставлять в его распоряжение все необходимые документы и данные.
Статья 124
Члена Палаты Представителей имеют право подавать запрос на информацию или срочное заключение Премьер-министру, заместителю Премьер-министра или министру по срочным общественным вопросам.
Правительство обязано предоставить ответ.
Статья 125
Каждый член Палаты Представителей может подать запрос о разъяснении Премьер-министру, заместителям Премьер-министра или министрам по вопросам в рамках их юрисдикции.
Обсуждения интерпелляции должны проводить в течение семи дней после ее представления, кроме срочных, по мнению Палаты Представителей и одобрению правительства, вопросов.
Статья 126
Палата Представителей может принять вотум недоверия Премьер-министру, заместителю Премьер-министра или любому из министров.
Вотум недоверия должен приниматься только после интерпелляции по предложению одной трети членов Палаты Представителей. Палата Представителей должна принимать решение в течение семи дней с даты обсуждения предложения. Вотум недоверия должен приниматься большинством голосов членов Палаты Представителей.
В любом случае вотум недоверия не может приниматься в отношении вопроса, по которому уже было принято решение в течение того же срока полномочий.
Если Палата Представителей принимает вотум недоверия Премьер-министру или министру, и Кабинет объявил о своей солидарности с ним до голосования, Кабинет обязан уйти в отставку. Если вотум недоверия относится к определенному члену правительства, он должен уйти в отставку.
Источник: Всемирная исламская политико-правовая мысль (Исламское право) (http://constitutions.ru/archives/8747).
Ответь на вопросы викторины «Знаменитые речи»