ЛАНЬО, ЖЮЛЬ
ЛАНЬО, ЖЮЛЬ (Lagneau, Jules) (1851–1894) – французский философ-спиритуалист, ученик Ж.Лашалье.
Родился в Меце в 1851.
После окончания Высшей педагогической школы (Ecole Normale) (1875) преподавал философию в лицеях в Сансе, Сен-Кантене, Нанси и Ванве. В 1892 совместно с П.Дежарденом основал Союз за нравственное действие, ставивший цель объединить людей доброй воли ради морального преобразования общества, и написал его программу Простые заметки – единственное прижизненное издание Ланьо. Остальные труды были опубликованы после его смерти учениками и последователями, в том числе Аленом.
Принципиальный противник философского системотворчества, Ланьо считал главной задачей философии помочь человеку в духовном совершенствовании, происходящим в процессе самореализации, утверждения свободы, нравственного очищения и самопожертвования. Опираясь на идеи Лашелье, Ланьо разработал учение о рефлексивном методе как главном орудии философствования, противопоставленном позитивистской методологии. Через рефлексию, действующую мысль, постигающую закон, которому должно соответствовать истинное знание, человек выходит за пределы феноменального мира; абстрактная мысль и нравственное чувство предстают в рефлексии как свидетельства существования высшей реальности, абсолюта. Обращаясь в рефлексии к самому себе, разум продвигается к своим истокам; это первая, регрессивная, часть пути, открывающая возможность прогрессивного исследования, цель которого – постижение тождества мышления с конституирующей его высшей, абсолютной деятельностью.
Будучи существом конечным, относительным, человек нуждается в абсолюте для обоснования значения своего разума и нравственных действий, сама ограниченность человека побуждает его думать о том, что выше всех границ, – о существовании Бога. Последнее не может быть доказано при помощи внешнего опыта, а выводится из имеющейся у человека идеи Бога. Всякое научное, эстетическое, этическое суждение предполагает некую абсолютную меру, с которой оно может быть соотнесено, всякая мысль, сама по себе несовершенная, предполагает идею совершенства, а всякий моральный акт – идею святости. Но убеждение в существовании Бога относится к области не достоверности, а веры. Бог предстает не как гарант истины и справедливости, создатель закона, а как имманентное присутствие, обусловливающее способность человека к совершенствованию, стремление к прогрессу, дающее ему возможность реализовать свободу в своем нравственном действии. По мысли Ланьо, само исполнение акта свободы влечет за собой веру в существование абсолюта, без которого не могло бы быть и свободы. Следование нравственному чувству, ведущее человека к высшему совершенству, подтверждает его веру в абсолют.
Сочинения: Ecrits. P., 1924; De l’existence de Dieu. P., 1925; Célèbres leçons et fragments. P., 1950 (1964).
Ирина Блауберг
Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия. СПб., 1999
Ответь на вопросы викторины «Философия»