КОЛАКОВСКИЙ, ЛЕШЕК
КОЛАКОВСКИЙ, ЛЕШЕК (Kolakowski, Leszek) (1927–2009) - польский философ, писатель и публицист. Родился в 1927 в г.Радом. Образование получил в университетах Лодзи и Варшавы. В 1964–1968 – профессор Варшавского Университета; в 1966 исключен из ПОРП; после мартовских событий 1968 уволен с кафедры, отправился в эмиграцию; преподавал в McGill University в Монреале, в University of California в Беркли, в Institute for Social Research в Чикаго; с 1970 – профессор Оксфордского университета; с 1991 член Польской Академии Наук.
Историко-философские исследования.
В своих ранних работах – Очерки о католической философии (Szkice o filozofii katolickiej, 1955), Лекции о философии средневековья (Wykładach o filozofii średniowiecznej, 1956); Личность и бесконечность. Свобода и антиномия свободы в философии Спинозы (Jednostka i nieskończoność. Wolność i antynomie w filozofii Spinozy, 1958) и др. выступал с марксистской точки зрения. Прослеживал развитие философской мысли на фоне социальных, идеологических и культурных процессов, начиная с Тертуллиана и древней философии стран востока. Колаковский не соглашался с утверждением, что философия средневековья исчерпывается апологетикой, свойственной католической ортодоксии, и находил в ней «зародыши материализма и рационализма», указывая на «процессы, способствовавшие освобождению науки из под нажима теологии и религии... готовящие последующее развитие материалистической и атеистической философии Нового времени», противопоставлял антропоцентрический гуманизм теоцентрической концепции человека, типичной для томизма и персонализма в христианской философии первой половины 20 в.
В работе Личность и бесконечность. Свобода и антиномия свободы в философии Спинозы (Jednostka i nieskończoność. Wolność i antynomie w filozofii Spinozy, 1958) рассматривал основные черты учения Спинозы: его логику, теорию познания, онтологию, номинализм, пантеизм, понятие существования, свободу и теорию Бога и т.д.
Изучению различных сторон позитивистской мысли и стремлению «наиболее значимые точки из истории позитивистской мысли показать как повторяющиеся фрагменты культурных формаций, в которых они возникали» посвящена работа Философия позитивизма. От Юма до Венского кружка….. (Filozofia pozytywistyczna. Od Hume'a do Koła Wiedeńskiego (1966). Общефилософские антропологические воззрения автора явно прослеживаются в изданных во время эмиграции на английском и польском языках работах – Гуссерль и поиск уверенности (Husserl i poszukiwanie pewności, 1957) и Бергсон (Bergson, 1985). В первой разрабатывается «проблема уверенности», вокруг которой сосредоточено феноменологическое мышление. Колаковский доказывает, почему «попытка открытия непреклонной, абсолютно нерушимой основы познания» потерпела неудачу, хотя и не была бесполезной. Он пишет: «поиски уверенности не надо считать самостоятельной проблемой, она имеет смысл только как частица наших усилий открыть смысл человеческого бытия: кто мы, откуда пришли, куда идем? Согласно мнению автора, если «невозможна никакая эпистемология, – все что нам остается – это „слушать Бога"».
Во второй книге рассматриваются противоречия между требованием системности в философии Бергсона и признанием автономии человеческой субъективности.
Работа Религиозное сознание и церковь. Изучение христианства без вероисповедания 17 века. (Świadomość religijna i więź kościelna. Studia nad chrześcijaństwem bezwyznaniowym siedemnastego wieku, 1965) содержит теоретический анализ янсенизма – религиозного течения в Голландии, генетически возникшего из лютеранства, кальвинизма и цвинглианства и известного как вторая реформация 17 столетия (см. также ЯНСЕНИЙ, КОРНЕЛИЙ). Это радикальное течение, считающееся католической церковью еретическим, предполагает «прочный антагонизм между основными ценностями христианства и верующими», содержит в себе «фундаментальное отрицание самой идеи Церкви».
Методологический подход Колаковского, основанный на соединении исторического описания и философской интерпретации с методами структурализма и герменевтики, позволяет представить разногласие религиозного сознания и церкви как предмет размышлений философа, приближающегося к убеждению, что субъектом религии, экзистенции, культуры является сам человек.
К этой проблематике он возвратился в работе 1994 Бог ничем нам не обязан. Краткое замечание о религии Паскаля и духе янсенизма. (Bóg nam nic nie jest dłużny. Krótka uwaga o religii Pascala i o duchu jansenizmu).
Герменевтическим метод, примененный к творчеству Паскаля, ищущего выход из разногласий между картезианством и иезуитской теологией, позволил найти ответы на многие вопросы: является ли Паскаль экзистенциалистом, насколько его философия «современна» и т.п. Подтверждая несомненную для Паскаля мысль, что «вера является актом, в котором присутствует Бог и человеческое сердце», Колаковский говорит, что религия Паскаля, который был уверен в счастьи людей, нашедших Бога, – была предназначена для несчастливых людей и, по сути дела, должна была делать их еще более несчастливыми.
Религиозная проблематика
занимает одно из ведущих мест в его философских исследованиях. Если в ранних работах заметны идеи Просвещения и романтически-прометейский мятеж против Бога, идеи отчуждения Фейербаха, Маркса, Ницше, то впоследствии, под влиянием Р.Отто, П.Тиллиха, он отказывается от ранней теории религии как отчуждения и сосредоточивается на изучении антропологической, социальной, культурной ее сторон. Эта перемена видна в работах Религиозные символы и культура гуманизма (Symbole religijne a kultura humanistyczna, 1964); Иисус Христос – пророк и реформатор (Jezus Chrystus – prorok i reformator, 1965); Mircea Eliade: religia jako paraliż czasu, 1966. В 1970–1980 теория религии Колаковского уточняется, ее основные тезисы – в итоговым в этом отношении сочинении Если Бога нет… О Боге, Дьяволе, грехе и иных горестях так называемой философии религии. (Jeśli Boga nie ma... O Bogu, Diable, Grzechu i innych zmartwieniach tak zwanej filozofii religii (на английским, 1982). Религия является «социально установленным культом вечной действительности» и может быть предметом философских и научных исследований только как антропогенетическое и культурное явление. Выделяя различные проявления культа, принимает мистические переживания как наиболее подлинные проявления каждой из религий. Он говорит о невозможности ее четкого определения, конструирования понятия религии с ее плавучими границами, соприкасающимися с другими сущностями антропологического и культурного порядка.
В сравнении с кантианством, Колаковский придерживался мнения, что доказать существование Бога эмпирически невозможно. Можно его признать, опираясь на силу веры. Ссылаясь на Достоевского: «Если нет Бога, все допустимо», он убежден, что без Бога в мире не стало бы порядка, не существовало бы добра и зла, а релятивизм занял бы место абсолютных законов.
Считал религию основным стимулом развития культуры. «Отсутствие религиозного контекста ведет культуру к стагнации. Устранение конфликта sacrum – profanum ликвидирует напряжение, существенное для ее возникновения, прочности и динамизма».
Культура.
К проблемам культуры подходил и как историк, и как философ религий, и как этик. Системный взгляд, типичный для его исследований культуры – в работах: Культура и фетиш (Kultura i fetysze, (1967); Реальность мифа (Obecność mitu, 1977, Париж, 1972) и других. Культуру рассматривал как попытку преодоления чувства отчуждения от мира, желание наладить с ним практическую и познавательную связь. Практическую задачу исполняют технология и наука, познавательную – мифы и символы. Составными частями культуры являются религия, обычай, мораль, правосудие, искусство и т.д.
Миф о человеческой экзистенции.
Теория мифа выдвинута и обоснована в работе Реальность мифа, знаменующей перелом в научной деятельности философа. Понятие мифа – широкое: охватывает религиозные мифы, общественные утопии, рациональные, логически безупречные категории, позволяющие, говоря словами автора, «условные и изменчивые составные опыта теологически связывать, ссылаясь на безусловные сущности», – такие как «бытие», «правда», «ценность».
Миф является отзывом человека на «безразличие мира», которое он воспринимает через страдания, потерю близких, ожидание собственной смерти, одиночество и т.п. Миф позволяет выйти за этот естественный порядок вещей, увидеть мир по-другому, однако мифологические сознание свидетельствует о недостатках человеческой натуры. Желание увидеть мир осмысленным, значимым, стоит отказа от суверенитета существования, мистификация выигрывает у правды, а место свободы занимает зависимость.
Этика.
Постоянный интерес к моральной проблематике привел Колаковского к участию в дискуссии по проблемам этики и аксиологии с позиции «этики без кодекса»: О истинном правиле: цель оправдывает средства (O słuszności zasady: cel uświęca środki (1956); Детерминизм и ответственность (Determinizm i odpowiedzialność, 1959); Этика без кодекса (Etyka bez kodeksu, 1962); Малая этика? (Mała etyka, 1982).
Этический кодекс, по мнению Колаковского, освобождает человека от ответственности, притупляет его моральную чувствительность, понижает самокритичность, дает ему уверенность в безошибочности поступков, – отсюда недалеко до фанатизма и нетолерантности. Несмотря на то, что некоторые моральные нормы имеют абсолютную важность, нормативный этический кодекс часто оказывается неработоспособным – реальные моральные ситуации неповторимы. Неизбежная асимметрия ценностей, их взаимная «несовместимость» делает невозможным построение внутренне сплоченных этических нормативных систем. Возможный выход из этого положения – попытка создания бескодексной моральности.
Основа такой морали – ответственность и совесть отдельного человека, моральная чувствительность, сознание ответственности автономной личности в конкретной ситуации морального выбора.
Марксизм.
Наиболее известная работа Колаковского, написанная в первые годы эмиграции – Основные направления марксизма. Возникновение – развитие – упадок (Główne nurty marksizmu. Powstanie – rozwój – rozkład.) (первое издание в Париже, т. 1 –1976; т. 2 – 1977; т. 3 – 1978). Работа задумана как учебник истории марксистской философии, всесторонне трактующим проблемы, связанные с советским опытом. Представлен генезис раннего марксизма и обусловленность его появления стечением романтического, прометейско-фаустовского мотивов и Просвещения с его детерминизмом и рационализмом (1 том). Второй том посвящен наиболее интересным и творческим, с точки зрения автора, фазам марксизма – ортодоксальному марксизму Каутского, левацкому – Розы Люксембург, гедонистическому – Лафарга, ревизионизму Бернштейна, австромарксизму, этическому социализму и др. В третьем томе прослеживается зарождение марксизма в России, его небольшевистские течения, возникновение ленинизма и его судьба – начиная с теории государства, и кончая государственной идеологией 1920-х, ранний и поздний сталинизм. Рассматриваются воззрения Г.Лукача, Э.Блоха и А.Грамши, марксизм Г.Маркузе, франкфуртской школы, и др. В заключении проводится обзор десталинизации, восточно-европейского ревизионизма «новых левых», «народного марксизма» Мао-Цзе-Дуна.
Согласно Колаковскому, в своих существенных предпосылках марксизм является философской антропологией, центральная задача которой – такое изменение общественной среды, чтобы могла осуществиться видовая сущность человека. Включает теоретическую часть – исторический материализм, и «научную идеологию» – коммунизм.
Он говорит, что исторический материализм «значительно обогатил наше представление о прошедшей истории», позволил «лучше понимать явления культуры и экономики прошедших эпох». Коммунизм же явился трагической ошибкой. Первоначальные достижения этой идеологии объясняются тем, что в ней соединились мессианские фантазии и существенная общественная задача, какой стала борьба европейского рабочего класса против эксплуатации и нищеты. Влияние марксизма объясняется его профетизмом, иррациональным изображением будущего, совпадающим с религиозным верованием. Марксизм – «наибольшая фантазия нашего столетия», недостижимая «мечта о обществе совершенного единства, в котором все человеческие стремления будут исполнены, а все ценности примирены с друг с другом». Колаковский подчеркивает, что коммунизм как экономическо-политическая и государственная система «не была результатом марксизма». Эта система возникла «как комбинация различных исторических обстоятельств и случайностей; марксистская идеология является только одной из ряда обстоятельств, которые содействовали ее возникновению».
Подводя итог истории марксистской философии, говорит: «самообожествление человека, чему марксизм придал философскую форму, кончается тем же самым способом, как и другие индивидуалистические и коллективные попытки самообожествления: оборачиваются фарсовой стороной человеческой трагедии».
Лешек Колаковский – автор около трех десятков книг; член нескольких европейских и американских академий, лауреат многих премий. На церемонии вручения последней – премии имени Джона Клюге (Библиотека Конгресса США, 2003), было сказано: «Голос Колаковского – спокойный, исполненный иронии, но от этого ничуть не менее убедительный – приобрел судьбоносное звучание для Польши и для всей Европы. Его без преувеличений можно считать виднейшим теоретиком европейской культуры». Умер Колаковский 17 июля 2009 в Оксфорде.
Ярослав Францкевич
Mejbaum W., Żukowska A. Literat cywilizowanego świata: Leszek Kołakowski a kryzys myśli mieszczańskiej, Warszawa, 1985
Eilsten H. Jeśli się nie wierzy w Boga...Czytając Kołakowskiego, Warszawa, 1991
Flis M. Leszek Kołakowski – teoretyk kultury europejskiej, Kraków, 1992
Kłoczkowski A. Więcej niż mit. Leszka Kołakowskiego spory o religię, Kraków, 1994
Ответь на вопросы викторины «Древний мир»