БЛАВАТСКАЯ, ЕЛЕНА ПЕТРОВНА
БЛАВАТСКАЯ, ЕЛЕНА ПЕТРОВНА (1831–1891) – выдающаяся русская женщина-мыслитель, основательница теософического движения.
Родилась в Екатеринославе 31-го июля 1831. Отец – полковник П.А.фон Ган и мать Е.А.Ган, известная романистка, протестовавшая в своих сочинениях против бесправного положения женщин – умерли, когда девочка была совсем маленькой. Воспитывали ее дедушка и бабушка по матери, чье родство восходило к династии Рюриковичей, причем бабушка – княгиня Е.П.Долгорукая – была высокообразованной женщиной, знавшей пять языков и известной своими научными трудами. Старшая сестра Елены – В.П.Желиховская – унаследовала литературный талант матери, а один из двоюродных братьев – С.Ю.Витте – стал выдающимся реформатором, финансистом, общественным деятелем.
Раннее детство Елены прошло в Саратове, где ее дед был губернатором. В 1844 девочку отправили в Лондон, а затем в Париж учиться музыке. Уже тогда обнаружились ее особые способности к языкам. В 1848 вышла замуж за немолодого уже вице-губернатора Еревана Н.В.Блаватского: не столько по любви, сколько из желания обрести полную независимость. Брак был и оставался фиктивным. Через три месяца после свадьбы Елена покинула мужа и бежала на Восток, начав экстравагантный образ жизни любопытствующей путешественницы. Из Турции, которая оказалась на ее пути первой, она переехала в Египет, а оттуда в Грецию, живя на деньги, которые ей присылали родственники.
В 1851 в Лондоне Блаватской встретился индус-раджпур «Учитель Морью». Он увлек ее философскими учениями, связанными с религиозной мистикой. В 1851–1857 она – уже будучи под его влиянием – посетила Канаду, США, Мексику, Южную Америку и острова Вест-Индии, побывала в Индии. В 1855 ей удалось – первой из русских женщин – проникнуть на Тибет, где (под руководством все того же Учителя Морью) она прошла первые этапы своей «философической» подготовки. В 1858 посетила Францию и Германию, оттуда неожиданно и ненадолго приехала к родным в Россию, привезя с собой увлечение спиритическими сеансами и буквально «заразив» этим увлечением петербургское общество.
С 1860 по 1863 странствовала – на этот раз по Кавказу, переживая мучительный духовный и физический кризис и обретая умение убеждать и проповедовать. Осенью 1863 вновь покинула Россию и вновь много путешествовала – по Балканам, Египту, Сирии и Италии, переживая фантастические приключения и проходя через многочисленные испытания. Пережив кораблекрушение в Средиземном море, она – добравшись до Каира – основала свое первое Societe Spirite («Спиритическое Общество»), которое, однако, вскоре распалось.
Весной 1873, после очередных странствий по Востоку, Блаватскую вновь можно было видеть вначале в Париже, а затем в Нью-Йорке, где и началась ее публичная деятельность. Ее целью было, с одной стороны, бросить вызов укоренившимся представлениям и догмам скомпрометировавшей себя теологии, а с другой – оспорить не менее догматические воззрения науки своего времени. В США она обрела первых верных друзей и сподвижников. Среди них выделялись двое – полковник американской армии, сражавшийся за свободу невольников Х.С.Олькотт (впоследствии видный теософ, автор книги Люди с того света) и молодой адвокат-ирландец У.К.Джадж. Оба ярые противники материализма, они не отрицали пользы, принесенной «огрубевшему в безверии миру» неожиданным вторжением в него спиритизма, и потому мистические идеи Блаватской оказались созвучны их представлениям о том, что можно предпринять, чтобы изменить этот «огрубевший» мир. Они помогли Блаватской с организацией и регистрацией 7 сентября 1875 главного детища ее жизни – Теософического общества (от Theos – бог и Sophia – мудрость). На первом его собрании в тесноватой квартире русской эмигрантки присутствовало всего 17 человек.
Задачами общества «богомудров» были объявлены: (1) достижение всемирного братства людей без различия происхождения и вероисповедания, расы, пола и цвета кожи; (2) изучение восточной мудрости, мировых религий и наук, распространение и изучение арийских и иных восточных языков; (3) исследование необъясненных законов Природы и сил, сокрытых в человеке, – психических и духовных, стремление к «самоусовершенствованию нравственному и к посильной помощи своим ближним – как духовной, так и (при возможности) материальной».
Члены общества «богомудров» обязывались вносить дух этих учений в свою индивидуальную жизнь, помогать в распространении теософских знаний среди друзей, знакомых, родственников; рассматривать себя как частицу коллективного человечества, «жить для всех», стремиться к всеобщему равноправию, быть готовыми к самопожертвованию и бояться лишь суда своей совести. Создательница теософического учения полагала, что каждый индивид должен слушать лишь «голос своего Высшего Я – того божественного Начала, которое составляет его истинную суть». «Идеальные законы, – писала она – могут быть приняты только интуицией, они выше области аргументов и диалектики». Каким путем Блаватской открылись «все тайны познания» мира и Вселенной, как она обрела фантастическую интуицию, позволявшую видеть «насквозь» любую философскую теорию, – было не ясно и ей самой. «Как могло случиться, – спрашивала она в письме к сестре, – что я до зрелых лет, как тебе известно, круглый неуч, вдруг стала феноменом учености в глазах людей действительно ученых? Я – психологическая задача, ребус и энигма для грядущих поколений. Вхожу с учеными в диспуты и выхожу победительницей…»
Пытаясь объединить религию и философию, Блаватская в опубликованной ею в 1877 в Нью-Йорке книге Разоблаченная Исида, призывала «бороться с фанатизмом, в какой бы форме он ни проявлялся – религиозной, научной или социальной, и в особенности с ханжеством во всех его разнообразных видах». «Существует большая разница между установленными религиями и Теософией, – полагала она – Религии опираются на доверие и суеверие, представляют собой веру в авторитет; Теософия же опирается на убеждение и представляет собой веру в свою духовную интуицию. Она не придерживается никакой религии и никакой философии». Любимым изречением Блаватской было «Нет религии выше истины».
Несмотря на эти заявления о «не связанности» ни с одной религией или философией, теософия Блаватской открыла путь на Запад буддистам и кришнаитам, йогам и любителям медитаций, множеству древних религиозных учений – в том числе о карме и инкарнации. Все это сформировало противоречивое отношение к Блаватской и в Новом, и в Старом Свете: для одних она представала отважной странницей, чья жажда познания неизведанного открыли ей пути за границы видимого и осязаемого. Для других она была не более чем политической интриганткой, авантюристкой, ведь свой наставнический авторитет она пыталась обосновать «непосредственными связями» со «старшими братьями», «Братством Махатм» – бесстрастными, блаженными и всемогущими обладателями высшей мудрости, безотлучно пребывающими где-то в горах Тибета и в своих сношениях с людьми нарушающими законы материальной природы.
Для убеждения колеблющихся адептов и для успешной вербовки новых Блаватская стала демонстрировать эти «нарушения» (падающие ей в руки с потолка «письма прямо из Тибета», необъяснимые и внезапные появления неизвестно откуда цветов, чудеса «энергообменов» и т.п.). На этой почве разыгрался крупный скандал, вызвавший подробное расследование, в результате которого Блаватская была признана Английским обществом психических расследований простой обманщицей, гипнотизеркой, морочившей простаков ложными чудесами.
В 1878 основатели Теософского общества и сама основательница великого идеалистического движения вынужденно переселились в Бомбей, но оттуда в 1884 г. Блаватская (которую уважительно и благоговейно ученики стали именовать «Madame» или «Эйч-пи-би» – HPB – английские инициалы имени знаменитой теософки) снова вернулась в Европу. Ее окружали все новые последователи и почитатели. В последние годы жизни Блаватская написала несколько книг (Тайная доктрина, Ключ к теософии), много политических и этнографических статей и рассказов о путешествиях, основала журналы «Theosophist» и «Lucifer» (в Британии) и «Lotus blеu» (во Франции).
Скончалась 8 мая 1891. Прах – по ее завещанию – был сожжен, а пепел разделен между тремя центрами теософского движения (Лондон, Нью-Йорк и Адъяр (близ Мадраса). День смерти «Madame» последователи теософского учения во всем мире отмечают по сей день как «День белого лотоса».
На русский язык через двадцать лет после смерти Блаватской была переведена ее книга Голос безмолвия (1909) и некоторые статьи («Вопросы теософии», вып. II, СПб, 1910). Интерес к ее учению был велик в эпоху декадентского увлечения Востоком и попытками синтеза религии, науки и философии. Научное исследование феномена теософии началось уже во второй половине 20 столетия. В настоящее время в теософии видят синкретизм религии, лишенной полноценного, традиционного эзотеризма, элементов рационалистической науки (прежде всего эволюционистских теорий) и абстрактной философии, не соответствующей традиционным архетипам. Парадоксальным образом теософия сама является своеобразной псевдо-религией, требующей к себе веры. Это, однако не уменьшает ее популярности в современном западном мире, уставшем от бездуховности. В советское время имя Блаватской в России было под негласным запретом. Переиздания ее книг и рост интереса к ее теории – характерная черта переломной эпохи нового «рубежа веков» (20 и 21-го).
Другие сочинения Е.П.Блаватской: В поисках оккультизма. М., 1996; Ключ к Теософии. М., 1996
Наталья Пушкарева
Писарева Е.Ф. Елена Петровна Блаватская. Биографический очерк. Киев, 1991
Ответь на вопросы викторины «Философия»