РИМСКОЕ ПРАВО
РИМСКОЕ ПРАВО первая в истории человечества юридическая наука с абстрактными нормами светского права, появившееся в древнем Риме, развитое в период Римской империи и Византии, и также право, возникшее на почве рецепций в Европе. Римские юристы создали науку римского права, которая заслуженно пользуется авторитетом с древности по настоящее время.
В истории римского права выделяют античный период (вплоть до падения Рима в 476) и средневековый; некоторые исследователи к ним добавляют период от средневековья до наших дней, когда нормы римского права хотя и не применялись напрямую, но оказывали существенное влияние на современные системы права.
Наибольший вклад в разработку римского права внес император Юстиниан. Римская империя постепенно отказалась от прежней жесткости и негибкости, так что все в больших (быть может, даже чрезмерных) масштабах в расчет стали приниматься нормы т.н. «права народов» и даже «естественного права». Юстиниан поручил обобщить и систематизировать этот обширный материал знаменитому юристу того времени Трибониану. В результате усилий указанных лиц и многочисленной группы помощников появился Свод гражданского права (Corpus iuris civilis), состоящий из трех частей:
1) Codex Iustinianus («Кодекс Юстиниана»). Впервые его издали в 529, но он был значительно пересмотрен и в 534 получил силу закона в той форме, которая дошла до наших дней. Сюда вошли все представлявшиеся важными и сохранявшие актуальность императорские постановления (constitutiones) начиная с императора Адриана, который правил в начале 2 в., в том числе 50 постановлений самого Юстиниана.
2) Pandectae или Digesta («Дигесты»), подготовленная в 530–533 компиляция взглядов лучших правоведов (в основном 2 и 3 вв.), снабженная поправками. Комиссия Юстиниана взяла на себя труд по примирению различных подходов юристов. Законодательные нормы, описанные в этих авторитетных текстах, стали обязательными для всех судов.
3) Institutiones («Институции», т.е. «Основы»), учебник права для студентов. Учебник Гая, юриста, жившего во 2 в. н.э., был осовременен и выправлен, и с декабря 533 этот текст вошел в учебные программы. Уже после смерти Юстиниана были опубликованы Novellae («Новеллы»), дополнение к «Кодексу», где содержатся 174 новых императорских постановлений, причем после смерти Трибониана (546) Юстиниан издал лишь 18 документов. Большинство документов составлено на греческом, который приобрел статус официального языка.
Значение Римского права для общемирового правового наследия велико; коротко говоря, – это та абстрактная форма гражданского права, которая применима всюду, которая как канва находится во всякой цивильной системе, какие бы национальные узоры она не предоставляла на первый взгляд. Как христианство, римское право стало одним из основных элементов европейской культуры, оно есть и форма, из которой могло зародиться и вырасти общая наука гражданского права.
Изучение римского права стало обязательным в европейских университетах и преподавалось как две научных дисциплины: история и догма. Под именем последней понималось систематическое изучение римского права в том виде, в каком оно было кодифицировано и дошло до нас в Corpus Juris. История распадалась на два отдела: внешняя история (история источников) трактовала о том (с исторической точки зрения), что служит для изучения содержания, сущности права, об обычае, законе, судебной практике, о юридической литературе и т.п.; внутренняя история было изложением последовательности роста и развития отдельных институтов права.
Наиболее глубоко римское право было разработано в Германии, где огромное количество времени отводилось его систематическому изучению в университетах. В России в 19 в. изучению этого предмета также уделялось большое внимание: в учебных планах российских университетов на первом курсе еженедельно читалось четыре лекции по истории, а на втором и третьем курсах догме посвящалось по три лекции в неделю.
Наследие римских юристов влияет на развитие законодательства и правовой науки и в современном обществе в различных отраслях права как уголовного, так и гражданского. В частности, напрямую связываются с римским правом, в котором центральное место занимает учение о праве собственности, рыночные отношения.