ВОЛГОГРАД
ВОЛГОГРАД (до 1925 Царицын, в 1925–1961 Сталинград) город в Российской Федерации на Нижней Волге, важный промышленный, транспортный, научный и культурный центр. Областной центр Волгоградской области РФ, граничащей на севере с Саратовской областью, на северо-западе и западе – с Воронежской областью, на юго-западе – с Ростовской областью, на юге и юго-востоке – с Калмыкией и Астраханской областью РФ, на востоке – с Казахстаном. Общая площадь города – 565 кв. км.
Климат
– резко континентальный, с резким колебанием температур от суровой, сухой, с сильными ветрами и буранами зимы (средняя температура января –9,6° С, но нередки морозы до –30 и –35 градусов) к жаркому знойному лету (средняя температура июля +24,2° С), недостаточным выпадением осадков и частыми засухами. На него влияет удаленность от океанов и относительная близость пустынь Средней Азии. Территория открыта со всех сторон, и поэтому для нее характерна неустойчивость температуры и направлений ветров. Влагу приносят преимущественно западные ветры, дующие с Атлантического океана, зной приносят восточные и юго-восточные, холод – северные и северо-восточные ветры. В первую половину лета и весной с юго-востока часто дуют сухие горячие ветры, так называемые суховеи. В среднем выпадает 318 мм. осадков в год, хотя в выпадении осадков происходят большие колебания (от минимума в 124 мм. до св. 700 мм. в год). Главным образом, они выпадают летом, в виде ливней.
Естественная растительность
довольно разнообразна. На высоких местах водоразделов растет полынь, типчак, на солонцах встречаются черная полынь и другие виды травянистой растительности полупустынного типа. Растительность по склонам балок и речек более богата – преимущественно злаковое разнотравье степного типа. Многие участки склонов балок и вокруг оврагов после войны засажены кустарниками. Днища балок и речных долин вокруг Волгограда заняты под огороды, бахчи и частично естественной древесно-кустарниковой растительностью (берестом, вязом, дубом, лохом). Естественная растительность в пределах городской черты испытала сильные изменения под воздействием человека. По улицам и площадям, вокруг заводов рассажены древесные насаждения (тополь, мелколистный вяз, акация и др.).
Управление.
Городом управляет орган исполнительной власти – администрация, которой руководит глава администрации, избираемый гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года. С 2003 глава администрации Волгограда – Евгений Петрович Ищенко. Представительный орган городского самоуправления – Совет народных депутатов, состоящий из 48 депутатов. Депутаты городского Совета избираются гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года. Действует Устав города. В административном отношении Волгоград делится на 8 районов.
История.
В приволжских степях обнаружены стоянки людей эпохи палеолита. На окраине Волгограда в балке Сухая Мечетка раскопано поселение мустьерского периода, залитое позднее водами Каспийского моря. После того, как море вновь отступило, в районе Нижнего Поволжья жили древние люди, охотившиеся на диких быков. Во 2 тыс. до н.э. здесь существовали поселения срубной культуры, относившиеся к бронзовому веку. В 1 тысячелетии до н.э. в южных степях обитали скифы, а затем, вплоть до первых веков н.э. – сарматы. В районе современного Волгограда с глубокой древности существовала Волго-Донская переволока, которой пользовались при торговле и судоходстве: волоком по суше и мелким рекам перетаскивали корабли и лодки с Дона на Волгу и обратно. Торговые пути вели отсюда в Каспийское море и в Персию, и персидские цари пытались соорудить в этом районе укрепления.
Волжские степи лежали на пути «великого переселения» на запад. В 4 в. через них прошли из Азии гунны, за ними – авары и булгары. В 7 в. на Нижней Волге сложился Хазарский каганат. На переволоке располагались хазарские укрепления, прикрывавшие подходы с севера к столице страны – Итилю, который располагался в районе современной Астрахани. На Дону хазары возвели крепость Саркел. В 965 каганат был разгромлен войсками древнерусского князя Святослава. В конце 10 в. остатки государства хазар были уничтожены печенегами и гузами. В 11 в. в степях Южного Поволжья и Дона поселились половцы (кипчаки), а в 1240-х их покорили татаро-монголы, создавшие государство – Золотую орду.
В 14 в. в районе современного Волгограда, на р.Ахтуба была построена новая столица Золотой орды – Сарай-Берке (Новый Сарай). Следы блестящих дворцов ордынских ханов раскопаны в Водяной балке и на Царевом городище. Однако уже у концу столетия орда утратила свою мощь. В 1395–1396 она была разгромлена среднеазиатским завоевателем Тимуром, в 15 в. государство распалось на отдельные ханства. В 1550-х татарские владения на Волге были присоединены к Русскому государству. Приволжские степи стали заселяться крестьянами и казаками. Однако их сравнительная независимость не устраивала московских царей. В 1555 на правом берегу Волги, на месте небольшого ордынского городка Сарай-чина, по повелению Ивана Грозного был построен небольшой острог.
Чтобы обеспечить контроль России над Волжским торговым путем и безопасность судоходства, в 1580-х при правлении царя Бориса Годунова была создана Волжская сторожевая линия с городами-крепостями.
В 1589 на о.Царицын была заложена деревянная крепость, вокруг которой сложилось русское поселение. Название произошло, как предполагают, от татарских слов «Сари-су» («Желтая река» – р.Царица, впадающая в Волгу) или «Сари-чин» («Желтый остров»). Укрепление служило для обороны волжского пути на переволоке от степных кочевников и волжских разбойников. Оно охраняло торговые и посольские суда из Персии, Бухары, Индии и других стран. Однако в конце 16 в. крепость была перенесена на правый берег Волги: его крутизна являлась более удобной, с точки зрения обороны.
В 1606 крепость заняли волжские казаки-сторонники Лжедмитрия I. Они объявили своего предводителя «царевичем Петром» (сыном царя Федора Иоанновича) и намеревались идти походом на Москву.
В начале 17 в. Царицынская крепость сгорела. В 1615 укрепление было воссоздано воеводой М.Соловцовым. В первой половине 17 столетия начал заселяться юго-западный берег р.Царицы. Вокруг крепости сформировался небольшой посад, жители которого занимались преимущественно рыболовством и ремеслами.
В 17 в. Царицын служил центром судоходства и оживленной торговли солью и рыбой. В 1691 в нем была учреждена таможня. По берегам Волги и в некотором отдалении от крепости возникали деревянные слободские поселения. Население интенсивно росло.
Вторая половина 17 в. и начало 18 в. были беспокойным временем в истории Нижнего Поволжья. С 1667 окрестности Царицына стали одним из центров казацко-крестьянского восстания во главе со Степаном Разиным. Восставшие захватили караван судов, шедший в Астрахань. В 1670 Разин взял Царицын, гарнизон перешел на его сторону и до подавления восстания в 1671 город оставался его опорным пунктом. Во время Астраханского восстания 1705–1706 взбунтовавшиеся стрельцы и горожане послали отряд в Царицын, приглашая его гарнизон и жителей перейти на их сторону. Однако последние отказались примкнуть к восстанию, и отряд вернулся обратно в Астрахань. В 1707 город был взят донскими казаками во главе с Василием Булавиным и Игнатием Некрасовым, но которые вскоре были изгнаны прибывшими из Астрахани правительственными войсками.
В 1708 Царицын был включен в состав Казанской, а в 1719 – Астраханской губернии. Военно-стратегическая роль города возросла. Его трижды (во время азовского 1697 и персидского 1722 походов) посещал Петр I, лично участвовавший в разработке плана перестройки крепости. В 1718–1720 была достроена сторожевая линия между Царицыным и Доном.
В крепости и вокруг нее шло активное строительство. В 1704 на месте существовавшей с 1664 деревянной церкви была возведена кирпичная церковь Иоанна Предтечи. Она стоит на месте, где в 13 в. располагался дворец татаро-монгольского хана Батыя. В крепости построили Успенскую (1718) и Святотроицкую (1720) церкви. Население города превышало 400 человек.
В 1727 Царицын снова сгорел и был восстановлен заново. С учреждением волжского казачества в 1731–1732 в городе возвели сильные укрепления и превратили его в центр военной линии. В то же время, значение городской крепости падало, и в 18 в. ее стены были снесены. С северо-востока, северо-запада и юго-запада росли новые городские кварталы, засыпались овраги.
В 1765 в районе города была основана немецкая колония Сарепта. Посетившие в 1768–1769 Царицын академики И.И.Лепехин, П.С.Паллас и С.Г.Гмелин составили описания города, его окрестностей и природных ресурсов края. В 1773 Царицын был включен в состав Саратовского наместничества, в 1780 получил статус уездного центра. В 1774 город осаждал Емельян Пугачев, но взять его не сумел.
В конце 18 в. в Царицыне жило немногим более 1100 человек. В 1818 он был официально исключен из числа крепостей. В 1820 Александр I утвердил перспективный план застройки города.
В 19 в. Царицын стал крупным промышленным, торговым и транспортным центром. В административном отношении он с 1797 входил в состав Саратовской губернии. В начале 19 в. в городе возникла мелкая промышленность: 3 кирпичных, 2 свечных, горчичный и пивной заводы. Через него пролегали важнейшие почтовые дороги – московская, астраханская, саратовская, черкасская и царевская. Быстрому развитию Царицына способствовало выгодное географическое положение. В нем расположились агентства многих пароходных компаний. В 1862 была открыта Волго-Донская железная дорога, связавшая город с Калачом-на-Дону. В 1879 открылось движение поездов на Грязи и далее на Москву, в 1879 железнодорожная линия соединила Царицын с Тихорецком и Северным Кавказом, а в 1900 – с Донбассом. В 1880 фирма «Нобель» открыла в городе нефтеперерабатывающий комплекс, были сооружены крупнейшие в России нефтехранилища. Развивались судостроение (на заводах строились, в частности, керосиноналивные суда большой емкости), деревообрабатывающая промышленность. В начале 20 в. в Царицыне действовали св.230 заводов и фабрик, в т.ч. 4 чугунолитейных и механических, 15 лесопильных, 2 мукомольных, 5 горчичных и солемольных и др. В 1913 был заложен крупнейший орудийный завод. Открывались банки и банковские конторы.
В Царицыне работали базары, проводились 3 летние ярмарки. Город служил центром оживленной транзитной торговли. Нефть, керосин, хлеб, лесоматериалы, рыба, соль и арбузы доставлялись по железным дорогам и по воде в Центральную Россию, на Дон и на Северный Кавказ.
Росло культурное значение города. Действовали мужская и женская гимназии, ремесленное и городское училища, 2 общественные библиотеки, 5 типографий, 2 больницы, 2 амбулатории, земская лечебница для животных, бактериологическая лаборатория. Была открыта метеорологическая станция. В Царицыне в 19–20 вв. бывали ученые В.В.Докучаев, Д.И.Менделеев, И.И.Мечников, писатели Александр Дюма, М.Горький, А.И.Куприн, В.Г.Короленко, художники Г. и Н.Чернецовы, композитор П.И.Чайковский, актеры М.Г.Савина, М.П.Садовский, А.И.Южин, П.Н.Орленев, М.В.Дальский, Ф.И.Шаляпин
Экономическое процветание изменило внешний образ города. Были построены новые административные здания и дома, гостиницы, рестораны, клубы, магазины. Всплеск строительства относится к концу 19 в., когда в архитектуре возобладали стили эклектика, модерн и псевдорусский (особняк Ю.Репниковой, 1903). На главной площади Царицына был возведен Александро-Невский собор в русско-византийском стиле (1901–1916). К постройкам неоклассического направления относился ряд общественных зданий. Самым выразительным из них был Дом науки и искусства, выстроенный в 1915 на средства купца Репникова. К 1915 город достиг протяженности почти в 40 км., превратившись в конгломерат отдельных, не связанных друг с другом рабочих поселков. В центре 1885 провели телефон, в 1913 пустили трамвай, установили электрические фонари.
Число жителей города быстро росло. В середине 19 в. в нем жило 6700 человек, в 1885 34 тыс., в 1897 56 тыс., в 1909 – уже 100 тыс., а в 1917 –133 тыс. человек.
В ноябре 1917 в Царицыне разгорелась борьба между революционным штабом Совета и созданным при городской думе Комитетом спасения революции. Последний объявил себя властью в городе, но был отстранен Царицынским Советом, провозгласившим установление Советской власти. В период гражданской войны 1918–1920 Царицын стал прифронтовым городом. В июле-сентябре 1918 его осадили войска донского атамана П.Краснова; выйдя к Волге, они прервали его связь с Москвой. Завязались бои ближних подступах к городу, но в сентябре белоказаки были отброшены. В сентябре-октябре 1918 последовал второй, а в январе-феврале 1919 – третий штурм Царицына. Все они были отбиты. Однако в июне 1919 город захватили части генерала А.Деникина, которые отступили в январе 1920, взорвав Царицынский оружейный завод.
В 1920 город стал центром Царицынской губернии, в 1925 был переименован в Сталинград. В 1928 его включили в состав Нижневолжской области. С 1932 Сталинград – центр Нижневолжского края, с 1934 – Сталинградского края, а с 1936 – Сталинградской области.
С конца 1920-х в Сталинграде развернулась бурная индустриализация. Реконструировались старые и строились новые заводы, ГРЭС (1930), судоверфь. На их строительство приезжали рабочие со всей страны. Население города выросло со 152 тыс. в 1926 до 456 тыс. в 1939. В 1928–1930 был сооружен Сталинградский тракторный завод, считавшийся символом первой пятилетки. В 1930 с его конвейера сошел первый отечественный трактор. В 1940 в городе насчитывалось 126 промышленных предприятий. В Сталинграде открывались новые школы и институты. При строительстве жилых кварталов и зданий использовались новейшие градостроительные идеи. В 1931 была принята схема планировки в виде пяти «соцгородов»: металлогорода (заводского района), центрогорода (центральной части, в которой располагались жилье и места развлечений), лесогорода (района лесоперерабатывающих заводов), энергогорода (района ГРЭС) и города транспортников (района судоверфи будущего Волго-Донского канала). В архитектуре Сталинграда широко применялся стиль конструктивизма, а затем – формы классического наследия, ордерная система. Эти приемы использовались в зданиях, построенных во второй половине 1930-х: Дом летчиков, Дом грузчиков, Дом Коммунальщиков, Дом консервщиков, центральный универмаг, гостиница «Интурист», Дом Красной Армии, Дом культуры тракторного завода и др.
В ходе Второй мировой войны город был практически полностью разрушен. На него было сброшено ок. 1 млн. бомб – 10 тыс. т. (в 5 раз больше того, что было сброшено на всю Великобританию). С июля по февраль 1943 на подступах к Сталинграду и в самом городе разворачивалось одно из важнейших сражений войны – Сталинградская битва, ставшая началом перелома в пользу антигитлеровской коалиции.
После войны город был фактически отстроен заново. К восстановительным работам были привлечены не только вернувшиеся с фронта или из эвакуации жители Сталинграда и приехавшие со всех концов страны, но также немецкие, итальянские и румынские военнопленные. По генеральному плану 1945 город сохранил исторически сложившуюся линейную систему планировки, но прибрежная часть была освобождена от промышленных сооружений и складов, отрезавших жилые кварталы от реки. В 1952 через древнюю переволоку был сооружен Волго-Донской судоходный канал, в 1958–1961 построена Волжская ГЭС, ставшая крупнейшей в Европе, завершилось строительство телецентра. С 1958 велась застройка города микрорайонами. В 1961 Сталинград был переименован в Волгоград. В ознаменование победы в Сталинградской битве в 1963–1967 был создан грандиозный памятник-ансамбль на Мамаевом кургане.
Город остался важнейшим промышленным центром в области машиностроения, металлургии, химической, деревообрабатывающей, легкой промышленности, в производстве стройматериалов и т.д. В 1959 вошла в строй первая очередь крупнейшего в Европе алюминиевого завода. Число жителей к 1970 выросло до 818 тыс., а в 1989 достигло миллиона. В 1984 вступила в строй первая очередь скоростного трамвая.
Развивалась культурная жизнь. Открылся государственный университет (1980), был создан симфонический оркестр. С 1990-х в городе работают иностранные и частные российские предприятия. В 1996 начато строительство мостового перехода через Волгу, в 1997 открыт областной кардиологический центр.
Население и демография.
Согласно данным Всероссийской переписи населения (октябрь 2002), в Волгограде проживало 1012, 8 тыс. человек, из них 463,3 тыс. мужчин и 549,5 тыс. женщин. Уровень смертности оценивался в 15,9 на 1000 жителей.
Вместе с городом-спутником Волжский город образует единую агломерацию с населением более 1,5 млн. человек. Большая часть населения – русские, проживают также украинцы, калмыки и др. Большинство верующих – православные.
Экономика.
Общая характеристика.
Волгоград – важнейший экономический центр Юга России. Хозяйственный комплекс города традиционно представлен тяжелыми отраслями промышленности, имеющие разветвленные кооперационные отношения с экономикой других городов и регионов. Рыночные преобразования явились тяжелым испытанием для многих предприятий, но в 1999 процесс спада производства удалось приостановить, а в 2000–2001 наметился рост объемов производства. Появились новые виды промышленной продукции: оборудование для энергосберегающих технологий, подвижной состав для городского электротранспорта, речные суда малой грузоподъемности, буровые установки, новые виды строительных и отделочных материалов, пищевых продуктов и табачных изделий. В 2002–2003 вновь отмечался спад. Св. 35% предприятий в 2002 были убыточными. В городе имелось ок. 7,8 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса, на которых работало ок. 52 тыс. человек.
Объем произведенной продукции по крупным и средним предприятиям составил за январь-ноябрь 2003, по оценке, 38,8 млрд. руб. (99,5% от уровня того же периода 2002). Численность трудовых ресурсов на конец 2003 – ок. 570 тыс. человек. Среднемесячная зарплата, включая выплаты социального характера, в январе-сентябре 2003 достигала 5,3 тыс. руб. Уровень официально зарегистрированной безработицы – 0,8% экономически активного населения (ок. 4 тыс. человек).
Промышленность.
Волгоград – крупный промышленный центр. В начале 2003 в городе действовало ок. 3 тыс. предприятий, в т.ч. 168 крупных и средних (на их долю приходится ок. 96% производимой продукции). Главные отрасли промышленности: машиностроение и металлообработка (св. 18% в промышленном комплексе; основные предприятия: «Волгоградский тракторный завод», «Волгограднефтемаш», «Волгоградский моторный завод», заводы буровой техники, измерительной аппаратуры, судостроительный и др.), чёрная металлургия (10% в общем объеме производства; заводы: «Красный Октябрь», трубный, «ВЭСТ-МД», сталепроволочно-канатный и др.), цветная металлургия (алюминиевый завод), химическая и нефтехимическая (св. 15% в объеме производства; предприятия: «Химпром», «Каустик», кислородный завод и др.), топливная (19% объема промышленной продукции; основное предприятие: «ЛУКойл-Волгограднефтепереработка»), стройматериалов (заводы: железобетонных изделии, кирпичный, гипсовый, керамический), деревообрабатывающая («ВЭКАФ», «Волгоградмебель»), легкая (обувная и трикотажная фабрики, кожевенный завод и др.), пищевая (св. 14% промышленной продукции; заводы: мясокомбинат; консервный, маргариновый, молочный заводы; кондитерская фабрика и др.). Волгоград – мощный энергетический узел, состоящий из Волжской ГЭС, Волго-ГРЭС (работает на природном газе, поступающем по газопроводу с севера страны), ТЭЦ-2 (работает на отходах нефтеперерабатывающего завода). Удельный вес электроэнергетики в общем объеме производства составляет 6–8%.
Строительство.
В 2003, по оценке, были введены в эксплуатацию жилые дома общей площадью в 216,5 тыс. кв.м., в т.ч. 63,9 тыс. кв.м. – индивидуальными застройщиками. На территории города за счет собственных и привлеченных средств предприятий и инвесторов за 11 месяцев 2003 были построены торговые павильоны и магазины общей площадью в более 25 тыс. кв.м., предприятия общественного питания на 425 мест, 8 предприятий бытового обслуживания и др.
Услуги и туризм.
Оборот розничной торговли в 2003 составил 37,25 млрд. руб. Объем платных услуг, оказанных населению Волгограда, оценивался в 16,6 млрд. руб., оборот общественного питания – 1,25 млрд. руб. В городе работают 2119 магазинов, 919 предприятий общественного питания, 1216 киосков и 56 рынков.
Волгоград является одним из крупных туристических центров, который ежегодно посещают сотни тысяч человек из России и из-за рубежа. Их привлекают живописность волжской излучины, Ергенинские минеральные источники, климат с обилием солнечных дней и десятки памятников, напоминающих о трагических событиях в истории города (прежде всего, в связи со Второй мировой войной). Крупнейшие гостиницы Волгограда: «Южная», ДК «Царицын», «Интурист», «Каскад», «Царицынская», «Волгоград» и др.
Транспорт.
Волгоград – важный узел железнодорожных линий и автодорог. Имеется аэропорт. От города начинается Волго-Донской судоходный канал. Внутригородской транспорт: автобусное, троллейбусное и трамвайное сообщение, маршрутные такси. В центре Волгограда трамвайные линии проходят под землей (метротрам). Северные и южные районы связаны с центром электричками и речными судами. Всего в городе 14 троллейбусных, 11 трамвайных и 38 автобусных маршрутов, а также ок. 150 линий маршрутных такси. За январь – ноябрь 2003 перевезено 17,7 млн. т. грузов и 476,3 млн. пассажиров, в т.ч. железнодорожным – 14,6 млн. т. и 8,9 млн. человек, автомобильным – 2,1 млн. т. и 122,9 млн. человек, внутренним водным – 995 тыс. т. и 7,2 млн. человек, трамвайным – 161,8 млн. пассажиров, троллейбусным – 175,4 млн. пассажиров. В хозяйстве «Волгоградэлектротранса» насчитывается 332 троллейбуса и 334 трамвая.
Планировка и архитектура.
Отличительная черта Волгограда – его выразительная панорама со стороны Волги. Волжский фасад города сформирован крупными архитектурными комплексами: плотины ГЭС, центра Тракторозаводского района, мемориала Мамаева кургана, ансамбля центра, архитектурного комплекса Волго-Донского канала. В основе планировки Волгограда лежит линейно-групповая система расселения. Город развивается вдоль Волги в виде 8 административно-планировочных районов с зелеными разрывами балок между ними. Композиционной основой планировочной структуры служат три связывающие районы, сквозные продольные магистрали (пр.Ленина – 1-я Продольная, 2-я Продольная и 3-я Продольная) и главные поперечные улицы, направленные к Волге. Основной осью общественного центра Волгограда стал проспект Ленина. В центре города его пересекают поперечной осью площади – Привокзальная, Павших борцов и Парка Победы перед набережной. Главными архитектурными ансамблями центра являются площадь Павших борцов, Аллея Героев, улица Мира, пр. Ленина, набережная со знаменитой гранитной лестницей с Пропилеями (1952–1953) и речным вокзалом.
Главная площадь Волгограда – площадь Павших борцов, открывающаяся на ул. Мира. Ее ансамбль образован зданиями бывшей партийной школы (архитекторы В.Н.Симбирцев, Е.О.Левитан), драматического театра (быв. Дома науки и искусства, архитектор Н.П.Куренной), сооруженных в 1956–1957 гостиниц «Волгоград» (А.В.Куровской) и «Интурист» (Б.Г.Гольдман) и Гидростроя.
На северо-востоке город замыкает Волжская ГЭС (в г.Волжском), на юго-западе – Волго-Донской канал. В ознаменование победы в Битве на Волге в Волгограде в 1963–1967 создан памятник-ансамбль Героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане (скульптор Е.В.Вучетич и др.). На склонах кургана разбит парк. На западных окраинах города создан заслон из зеленых насаждений, сдерживающий силу горячих летних ветров.
Образование.
В 2003 образовательную систему Волгограда составляли 492 образовательных учреждения со 185 тыс. учащихся. В сеть профессионального образования входят св. 20 высших государственных и негосударственных учебных заведений: университеты (Волгоградский государственный, архитектурно-строительный, медицинский, педагогический, технический, православный), академии (государственной службы, сельскохозяйственная, физической культуры, МВД), институты (искусств; экономики, социологии и права; искусств и культуры), а также филиалы, отделения и учебно-консультационные пункты вузов других городов (Волжской академии водного транспорта, московских университетов коммерции и потребкооперации. Современного гуманитарного института, Международного института управления, Международного славянского института, Всероссийского заочного финансово-экономического института). В них обучаются св. 50 тыс. студентов, преподают 250 докторов наук и профессоров, 1600 кандидатов наук и доцентов. Подготовка ведется почти по 200 специальностям.
В городе работают 26 средних специальных учебных заведений (колледжей, техникумов, училищ, филиалов и учебно-консультационных пунктов учреждений других городов), в которых по 130 специальностям получают образование св. 27 тыс. учащихся. Кроме того, в Волгограде существуют 26 профессиональных училищ, где ведется подготовка по 180 рабочим специальностям и обучаются 12 тыс. учащихся.
Наука.
В Волгограде св. 20 научно-исследовательских институтов. На базе многих высших учебных заведений города проводятся исследования по госбюджетной и договорной тематике, организуются консультации, экспертизы, конференции, семинары и исследования, готовятся учебные и учебно-методические пособия. Профессиональные учебные заведения Волгограда выполняют заказы по металлообработке, деревообработке, сельскому хозяйству.
Здравоохранение.
Сеть муниципальных лечебных и лечебно-профилактических учреждений Волгограда включает св. 100 юридических лиц, в т.ч. св. 20 больниц, св. 40 поликлиник, 15 диспансеров, 6 санаториев и 4 роддома. Система здравоохранения страдает от дефицита финансирования, что привело за последние 10 лет к существенному ухудшению материально-технического состояния медицинских учреждений.
Культура.
В Волгограде работают 7 театров (Новый экспериментальный, музыкальной комедии, кукольный, юного зрителя и др.), филармония, цирк, симфонический и др. оркестры, зал органной музыки, планетарий с уникальным оптическим оборудованием. В городе св. 50 библиотек, св.20 музыкальных и художественных школ, несколько домов культуры, ок. 10 муниципальных кинотеатров, различные центры культуры, ансамбли и творческие коллективы. Основные музеи Волгограда: музей-панорама «Сталинградская битва», обороны Царицына, краеведческий, изобразительных, искусств, музыкальных инструментов. Действуют телецентр, радиостанции; издается множество периодических изданий.
Спорт.
В городе функционируют 11 стадионов, 239 спортивных залов, 273 приспособленных для занятий спортом помещений, 8 плавательных бассейнов, 386 спортивных площадок, 31 спортивная школа различного типа, 4 городских муниципальных спортивных учреждения (Центр парусного спорта, шахматный клуб, детский реабилитационный центр, спортивно-оздоровительный клуб «Волга»), 32 федерации и клуба по видам спорта. Работают 32 детские и юношеские спортивные школы и школы олимпийского резерва, 62 подростковых клуба. Спортсмены Волгограда стали призерами многих чемпионатов России и международных соревнований.
Официальный информационно-справочный сервер Волгограда – http://www.volgadmin.ru/
Вадим Дамье
Гундырин П.А. Путешествие по Волгограду. 3 изд. Волгоград, 1987
Материкин А.В. Храм Иоанна Предтечи. Страницы истории города Волгограда и его первой церкви. Волгоград, 1999
Атопов В.И., Галушкин В.И., Кабанов В.Н., Антюфеев А.А. Волгоград: в новый век с новой стратегией. Волгоград, 2001
Серебряная В.В. Культовое зодчество Волгоградской области. Волгоград, 2002
Города Южного федерального округа. Ростов-на-Дону, 2003
Ответь на вопросы викторины «Древний мир»