СИНГАПУР
СИНГАПУР, Республика Сингапур, город-государство в Юго-Восточной Азии, входящий в состав Содружества, возглавляемого Великобританией. Территория страны включает небольшой остров Сингапур (42 км в длину и 23 км в ширину), а также 59 соседних островков, расположенных у южной оконечности п-ова Малакка. Общая площадь республики – 707 кв. км.
Остров Сингапур отделен от Малайзии на севере узким проливом Джохор. На юге он отделен от архипелага Риау в Индонезии Сингапурским проливом, важным транспортным каналом в Индийском океане к западу с Южно-Китайского моря на востоке. Город Сингапур находится в юго-восточной оконечности острова, является одним из наиболее важных портовых городов и торговых центров Юго-Восточной Азии.
Сингапур имеет население 5 млн. 353 тыс. 494 чел. (июль 2012 оценка). Общая плотность населения составляет ок. 7 тыс. человек на кв км. Большая часть населения сосредоточена в южной части острова. Невысокие темпы роста численности населения на 1,9% (2012) достигается частично за счет комплексной политики контроля над рождаемостью.
Сингапур – относительно богатая страна; годовой доход на душу населения составляет ок. 22,5 тыс. долл., а золотовалютные резервы страны превышают 97 млрд. долл. США (1996).
Природа.
Остров Сингапур отделен от п-ова Малакка проливом Джохор шириной чуть более 1 км. Берега пролива соединены мостом. Климат территории влажный тропический, с высокими температурами в течение всего года. Средняя годовая температура 26° С, а разница температур самого холодного (январь) и самого теплого (май) месяцев не превышает 1° С. Средняя годовая сумма осадков 2400 мм.
Население.
Коренные обитатели острова – малайцы. После основания британской колонии благодаря развитию торговли здесь осело большое число переселенцев из Европы, Китая, Индии и других стран.
В настоящее время 76,7% населения составляют китайцы, 14% – малайцы, 7,9% – индийцы, 1,4% – пакистанцы, шри-ланкийцы и другие. Официальные языки страны – малайский, китайский, тамильский и английский. В религиозном отношении 32% верующих – буддисты, 22% – приверженцы даосизма, 15% – мусульмане, 13% – христиане, 3% – индуисты (1996). Почти все население проживает в столице страны – городе Сингапур
Сингапур – одна из самых густо населенных стран мира. Плотность населения 4884 человек на 1 кв. км. В начале 1960-х годов здесь была очень высокая рождаемость, однако благодаря проводившейся правительством программе планирования семьи рождаемость сократилась почти вдвое (15 на 1000).Численность населения на июль 2003 составила 4609 тыс. человек. Прирост населения – 3,42%. Коэффициент рождаемости оценивался в 12,75 на 1000 жителей, а коэффициент смертности – в 4,31 на 1000 жителей. Ожидаемая продолжительность жизни в Сингапуре на 2003 составляет 77,46 лет у мужчин и 83,6 лет у женщин.
Государственный строй.
Сингапур – республика. В стране действует конституция 1959, в которую внесен ряд поправок (последние – в 1996). Глава государства – президент, избираемый с 1993 в ходе всеобщих выборов сроком на 6 лет.
Законодательный орган – парламент, состоящий из 93 депутатов. 84 из них избираются всеобщим голосованием по британскому образцу на срок не более 5 лет на основе мажоритарной системы. Участие в выборах в Сингапуре является обязательным. 9 депутатов назначаются президентом.
Исполнительная власть осуществляется правительством во главе с премьер-министром, имеющим широкие полномочия. До 1990 пост премьер-министра на протяжении более чем 30 лет бессменно занимал Ли Куан Ю. С 1990 главой правительства являлся Го Чок Тонг. Китаец по происхождению, родившийся в 1941, он изучал экономику в Сингапуре и США, работал в Министерстве финансов и в администрации судоходной компании. В 1976 был впервые избран депутатом парламента и с 1977 занимал различные министерские посты. В 1990 Ли Куан Ю передал ему пост премьер-министра, а в 1992 – генерального секретаря правящей Партии народного действия.
В августе 2004 63-летний Го Чон Тонг, премьер-министр Сингапура, занимавший этот пост последние 14 лет, подал официальное прошение об отставке президенту республики.
С 12 августа 2004 года премьер-министром, министром финансов Республики Сингапур стал Ли Сянь Лун. Он родился 10 февраля 1956 года. Окончил математический факультет Кембриджского университета и факультет политических наук при Гарвардском университете. В 1984 был избран депутатом Парламента.
С 1994 по 1998 – министр промышленности и торговли; с 1998 – председатель валютно-финансового управления Сингапура; с 2001 – министр финансов Республики Сингапур.
Пост президента, имеющий в основном представительское значение, с 1999 занимал Селлапан Рама Натан (Партия народного действия).
Индиец по происхождению, родился в 1924, учился в университете Малайи и в 1955–1979 работал в государственных учреждениях Сингапура (в 1965–1971 – в Министерстве иностранных дел). В 1982–1988, управлял делами газетного концерна «Стрейтс таймс», в 1988–1990 был советником правительства по вопросам Малайзии, а в 1990–1996 представлял свою страну при ООН. В 1996–1999 руководил сингапурским Институтом обороны и стратегических исследований. Переизбран на пост президента в 2005.
Последние выборы состоялись 27 августа 2011 года (следующие состоятся в августе 2017 ).
Тони Тан Кенг Ям был избран президентом с 35,2% голосов из четырех кандидатов.
В административном отношении страна делится на 5 округов.
Сингапур – член британского Содружества, ООН и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Он заявляет о своей приверженности идеям неприсоединения, но связан военными соглашениями с США, Малайзией и Великобританией.
Имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией (установлены с СССР в 1968).
Политические партии.
Партия народного действия (ПНД) – крупнейшая политическая партия Сингапура, бессменно стоящая у власти с 1959. Образована в 1954 группой политических и профсоюзных деятелей левого толка и добивалась независимости страны. Официально заявляет о своей приверженности идеям демократического социализма, вступила в Социалистический Интернационал.
В начале 1960-х годов в ПНД усилились расхождения между умеренным руководством во главе с главой правительства Лим Ю Хоком и левой оппозицией, которая призывала более решительно добиваться независимости и развивать отношения с КНР. В 1961 левые вышли из ПНД и вместе с группой профсоюзных активистов образовали новую партию – Социалистический фронт (Барисан сосиалис). Лидеры ПНД сумели удержаться во главе партии, выдвинув популярные лозунги вступления в Малайзию и индустриализации Сингапура.
Правящая ПНД проводит полуавторитарный курс. Во внутренней политике она осуществляет жесткую регламентацию общественной жизни, в области экономики ориентируется на широкое развитие частного предпринимательства при сохранении за государством значительных контрольных и регулирующий функций.
Оппозиция и правозащитные круги обвиняют власти страны в подавлении инакомыслия, в судебных преследованиях, бессрочном заключении в тюрьму без предъявления обвинения (на основании Закона о внутренней безопасности, сохранившегося со времен британского владычества) и применении физических мер воздействия на заключенных. Режим ПНД жестко контролирует деятельность профсоюзов, осуществляет цензуру печати и препятствует распространению иностранных изданий, критикующих деятельность правительства Сингапура.
В 1968–1984 ПНД была единственной партией, представленной в парламенте страны. Благодаря мажоритарной избирательной системе она до сих пор имеет в законодательном органе подавляющее большинство мест. На последних всеобщих выборах в 2001 ПНД собрала 75,3% голосов и получила 82 из 83 мест.
Рабочая партия (РП) – образована в 1957 отколовшимися членами Трудового фронта во главе с бывшим главой правительства Сингапура Дэвидом Маршаллом. Партия поддерживает связи с профсоюзным движением и заявляет о своей приверженности демократическому социализму. Она требовала вывода иностранных военных баз и объединения с Малайей. Партия апеллирует к «маленькому человеку», эксплуатируемому «большим бизнесом и привилегированными группами». Призывает к развитию связей с соседними странами и установлению отношений с КНР.
Руководящие принципы РП – свобода, парламентская демократия, социализм. Партия выступает за «ликвидацию эксплуатации человека человеком», осуществление принципа всеобщего равенства, обеспечение равных возможностей для свободного развития каждого человека, расовое равноправие, политическое, экономическое и социальное освобождение народа Сингапура. Однако конкретные требования РП сравнительно умеренны: принятие новой конституции, демократизация государства, сохранение рыночной экономики при наличии развитых социальных гарантий и участии трудящихся в прибылях. Партия выступает за сокращение расходов на государственный аппарат и удешевление государственного сектора. Она допускает введение налога на «прибыли с капитала».
В 1988 в РП влилась партия Социалистический фронт (Барисан сосиалис). На выборах 2001 РП получила 1 место в парламенте и является в настоящее время главной оппозиционной партией страны.
Демократическая партия (ДП) – основана в 1980. Выступает за укрепление парламентской демократии, обеспечение политической и экономической стабильности в стране при соблюдении прав иностранных инвесторов. В области экономики отстаивает систему свободного рынка при минимальном участии государства в бизнесе. В 1988–1997 была ведущей оппозиционной партией, с 1997 представительства в парламенте не имеет.
Сингапурский демократический альянс (СДА) – образованный в конце 1990-х годов блок Партии национальной солидарности (центристской), Народной партии (либеральной), Партии справедливости и Сингапурской малайской национальной организации. На выборах 2001 завоевал 1 место в парламенте.
Экономика.
Благодаря важному стратегическому положению на перекрестке морских путей между Европой, Азией и Австралией Сингапур превратился в один из ведущих торговых центров мира. По отношению к другим странам Юго-Восточной Азии он традиционно играет роль «базарной площади» – сюда поступают товары, производимые в соседних странах – например, каучук и олово из Малайзии, рис из Таиланда, которые затем направляются в другие регионы. В то же время сюда привозятся промышленные товары из США, Европы, Японии и распределяются между соседними странами. Когда эти страны стали строить морские порты, пригодные для судов с большой осадкой, значение Сингапура как торгового посредника уменьшилось. Чтобы компенсировать убытки, правительство страны стало стимулировать развитие собственной промышленности, привлекая для этого прямые иностранные капиталовложения. Поскольку Сингапур не располагает естественными ресурсами, развиваются преимущественно отрасли обрабатывающей промышленности, а также сборка изделий из импортированных готовых деталей. Большое значение приобретают химическая, нефтеперерабатывающая, сборочная электронная, радио- и электротехническая промышленность, а также судостроение. Сохранили свое значение в региональном масштабе оловоплавильная промышленность и переработка каучука. В 1980-е годы Сингапур стал развивать наукоемкие отрасли, специализируясь на передовых технологиях не только в производстве (верхние этажи машиностроения), но и в сфере интеллектуальных услуг (информационных, финансовых, технологических, медицинских). Несмотря на наличие высококвалифицированных и образованных местных кадров, в стране относительно мало национальных предпринимателей. Почти все капиталовложения и инициативы в бизнесе поступают из-за границы. Иностранных инвесторов привлекают наличие высококвалифицированной рабочей силы, слабость профсоюзов и политическая стабильность. Ведущая роль в выработке стратегии развития и контроля за выполнением индикативных планов остается за государством.
Сингапур стал крупным финансовым центром и источником технической и коммерческой информации для соседних стран. После открытия нефти и природного газа на шельфе у берегов п-ова Малакка в Сингапуре разместились штаб-квартиры энергетических компаний.
ВВП на душу населения выше, чем в большинстве развитых стран – в 2002 ВВП в Сингапуре оценивался в 112,4 млрд. долл. США, т.е. 25,200 долл. США на душу населения. По секторам ВВП делится: индустриальный сектор – 33%, другие службы – 67%.
Сингапур имеет высокоразвитую и успешную рыночную экономику, которая отличается отсутствием коррупции и стабильными ценами.
Экономика сильно зависит от экспорта, особенно в области бытовой электроники, продуктов информационных технологий, фармацевтики, а также в растущим секторе финансовых услуг. Реальный рост ВВП составлял в среднем 8,6% в период между 2004 и 2007 .
Экономика сократилась на 1,0% в 2009 в результате глобального финансового кризиса, но восстановилась на 14,8% в 2010 и 4,9% в 2011, в силу возобновления экспорта. В долгосрочной перспективе правительство надеется создать новые пути роста, который нацелен на повышение производительности труда. Сингапур привлекает крупные инвестиции в фармацевтические и медицинские производства и будет продолжать усилия по созданию в Сингапуре финансового центра Юго-Восточной Азии и развитию здесь высоких технологий.
Сингапур – один из крупнейших мировых портов (второе место в мире по грузообороту). Он оборудован причалами для судов различного типа, обслуживает 250 линий и ежесуточно принимает 150 судов. Сингапурский аэропорт – крупный узел международных авиалиний, оборудованный для круглосуточных полетов в любых погодных условиях. Это один из самых современных и комфортабельных аэропортов мира, а компания «Сингапур эрлайнз» пользуется доверием пассажиров всего мира. Ежегодно Сингапур принимает 6–8 млн. туристов.
Экологические проблемы
Сингапур отягощен рядом экологических проблем из-за его быстрого роста и урбанизации. Ситуация усугубляется малыми размерами страны и высокой плотностью населения. Загрязнение воздуха, пробки, шум от автомобилей стали серьезными проблемами. Правительство проводит довольно успешную строгую политику в области использования личного транспорта, однако загрязнение воздуха углекислым газом по-прежнему значительно выше, чем во многих соседних странах. Промышленное загрязнение от нефтеперерабатывающих заводов и обрабатывающей промышленности увеличилось в результате быстрого роста населения вблизи промышленных предприятий и нехватки земли для захоронения промышленных отходов.
Сингапур имеет ограниченные природные ресурсы пресной воды, и правительство приступило к проекту по интенсивному улучшению реки Сингапур. Были посажены миллионы деревьев в целях улучшения окружающей среды. Леса составляют 6,6 процента (1995) земельной территории в этой высоко урбанизированной стране. Земля парков, скверов, садов и пр. зеленых насаждений составляют 4,4% (1997) от общей площади Сингапура и защищена законом.
Созданное в 1972 Министерство по вопросам окружающей среды Сингапура несет ответственность за защиту и расширение экологически важных объектов Сингапура и за решение проблем общественного здравоохранения страны.
Сингапур является участником международных соглашений по вопросам биоразнообразия, природных форм, находящихся под угрозой исчезновения, по сохранению озонового слоя и касающихся загрязнения от морских судов и от опасных отходов.
Общество и культура.
В Сингапуре сосуществуют несколько этнических групп с различными культурами, но открытые расовые конфликты бывают редко. Руководящие посты в правящей партии занимают в основном китайцы, однако при подборе рядовых членов парламента они стараются соблюсти принцип пропорционального представительства и других групп. Правительство официально пропагандирует в качестве государственной идеологии «общечеловеческие ценности», такие как верность своей стране, уважение к порядку, экономическая самодисциплина, а также религиозная и расовая гармония.
Культурная жизнь Сингапура не слишком богата событиями, которые обычно приурочены к правительственным кампаниям. На улицах поддерживается образцовый порядок, сплошь и рядом граждане подвергаются значительным штрафам за мелкие нарушения (например, переход улицы на красный свет). Власти призывают жителей проявлять дружелюбие по отношению друг к другу, говорить на более правильном мандаринском наречии, а не на родном диалекте китайского языка и т.д. На правительственном уровне проводится ряд социологических кампаний, имеющих целью более широкое изучение английского языка и разрушение китайской системы образования; повышение рождаемости в определенных группах населения и ее снижение в других группах. В рамках обширной программы благоустройства города, проводящейся с 1965, были уничтожены трущобы, в которых теснилось этнически однородное население. Их обитатели были переселены в новые многоэтажные дома со смешанным населением. Образование в Сингапуре ценится как способ занять более высокое положение в обществе. Школьное обучение не является обязательным, но большинство детей проходят полный курс начальной школы. Функционируют Национальный университет Сингапура, несколько высших технических и гуманитарных колледжей. В стране действует государственная система здравоохранения.
История.
Остров Сингапур с древности был известен как Тумасик («морской порт»). Первые упоминания о существовавшем на нем малайском поселении относятся к 7 в. Жители занимались рыбной ловлей и торговлей. В конце 13 в. на острове обосновался потомок махараджей суматранского государства Шривиджая – Шри Три Буана. При нем был построен город Сингапур – «Город льва». В 14 в. Сингапур стал самым оживленным морским и торговым центром зоны Малаккского пролива. Центр города находился на склонах холма, господствующего над современным Сингапуром, здесь находились храмы и общественные здания; в Нижнем городе, обнесенном палисадом и рвом, жило простое население. Раджи Сингапура вели борьбу с экспансией тайского государства и в 1349 годах разгромили тайский флот. Но при радже Шри Пикраме Вире (1347–1362) город утратил независимость. Он отверг требование яванского государства Маджапахит о вассальной зависимости и уплате дани и вначале отбил нападение яванцев. Однако затем город был осажден огромной армией Маджапахита и с помощью предательства одного из вельмож взят штурмом. Процветающий центр был полностью разгромлен, а его население вырезано.
В течение последующих четырех веков остров переживал упадок, хотя время от времени на нем пытались поселиться индонезийские и малайские правители. В 1390-х потомок махараджей Шривиджайи – Парамесвара убил князя Тумасика и стал править на острове, но уже в 1398 на его городок напала армия малайского княжества Патани. Парамесвара и население его владения вынуждены были переселиться в новую столицу – Малакку, расположенную на территории Малаккского полуострова. В последующие столетия остров находился под властью Малакки, а после ее захвата португальцами в начале 16 в. – малайского султаната Джохор. В начале 19 в. на нем жило всего несколько рыбацких семей.
В 1819 представитель британской Ост-Индской компании Томас Стэмфорд Раффлз заключил с султаном Джохора договор о создании на острове британского торгового поста. В 1824 Сингапур официально стал владением британской короны. Используя выгодное географического положение острова, Великобритания превратила Сингапур в свой главный опорный центр на Дальнем Востоке. В 1826 он был включен в состав колонии Стрейтс Сетлментс, объединившей британские владения на Малаккском полуострове, а в 1832 стал центром этой колонии и воротами Великобритании в Малайю. В 1867 Стрейтс Сетлментс получил статус коронной колонии.
Развитию Сингапура способствовало то, что колониальные власти объявили его свободным портом. Через город в Малайю ввозились китайские и индийские рабочие; некоторые из них оседали на острове. За 1850 – 1860 население увеличилось в 1,5 раза и достигло 82 тыс. человек, из них 61% составляли китайцы. К 1891 в Сингапуре жили 182 тыс. человек. В начале 20 в. население города вновь возросло в несколько раз.
После открытия в 1869 Суэцкого канала город оказался в центре всей торговли между Европой и Дальним Востоком. Новые портовые сооружения и предприятия обрабатывающей промышленности были приспособлены для первичной обработки и вывоза сырья из Малайи и других британских колониальных владений в метрополию.
Сингапур был опорной базой для китайских революционеров-республиканцев и индийских националистов, активно работавших среди местного населения. С 1912 на острове действовало отделение китайской партии Гоминдан, а в 1915 здесь вспыхнуло восстание индийских солдат, с трудом подавленное британскими властями. Стали возникать и организации малайских националистов. В 1920-х в Сингапуре развернули работу профсоюзы, среди китайцев острова было сильно влияние Гоминдана, анархистов, а со второй половины 1920-х – коммунистов. В 1934–1937 под их влиянием проходили мощные антиколониальные выступления.
Колония Стрейтс Сетлментс возглавлялась губернатором, возглавлявшим исполнительный совет. Законодательный совет, обсуждавший бюджет и законодательные акты, также назначался губернатором.
В 1921 британское правительство приняло решение о создании в Сингапуре военной базы, строительство которой было закончено к 1938. Она считалась неприступной крепостью и была опорой системы обороны британских владений в этой части земного шара. Однако в феврале 1942 она была без боя сдана японским войскам после того, как те перерезали водопровод, снабжавший Сингапур водой.
Японские власти переименовали Сингапур в Сёнан и превратили его в центр своей администрации в Малайе и на острове Суматра. Однако в августе 1945 в Малайе вспыхнуло антияпонское вооруженное восстание, возглавляемое коммунистами, и японские войска сдались. В сентябре 1945 в Сингапуре вновь высадились британские части, и власть Великобритании была восстановлена. Организации компартии и возглавляемые ею профсоюзы были разгромлены и начали вооруженную борьбу с британскими властями на территории Малайи, требуя независимости страны. До 1948 повстанцы пытались вести ее и в Сингапуре. Власти ввели в действие законы чрезвычайного положения.
Великобритания провела реорганизацию своей колониальной администрации. В 1946 она упразднила колонию Стрейтс Сетлментс и разделила ее: Пинанг и Малакка были включены в состав Малайского Союза, а Сингапур превращен в отдельную колонию. В политической жизни Сингапура в первые годы преобладала умеренная Прогрессивная партия, завоевавшая все 6 выборных мест в Законодательном совете в 1948 и 6 из 9 мест в 1951.
В 1950-х на политическую сцену выступили новые партии, заявившие о своей приверженности демократическому социализму – Трудовой фронт (ТФ) и Партия народного действия (ПНД), опиравшиеся на профсоюзы. В 1953 британские власти разработали конституцию, которая предусматривала создание в Сингапуре Законодательной ассамблеи, 25 из 32 членов которой избирались населением. Лидер партии, получившей большинство на выборах, становился главным министром – руководителем правительства. Министерства обороны и внутренней безопасности, финансов и иностранных дел находились в ведении британских представителей, ответственных перед губернатором. Первые же выборы в ассамблею в 1955 принесли победу левым партиям – ТФ получил 10 мест, ПНД – 3. Умеренные Прогрессивная и Демократическая партия завоевали 6 мест, сингапурское отделение Альянса (коалиции ведущих партий Малайи – Объединенной малайской национальной организации, Китайской ассоциации и Индийского конгресса Малайи) – 3, независимые – 3 места.
Совет министров Сингапура возглавил лидер ТФ Дэвид Маршалл. Он начал переговоры с Великобританией о предоставлении самоуправления, но метрополия отказалась пойти на уступки. В 1956 Маршалл ушел в отставку под давлением правого крыла собственной партии; его сменил Лим Ю Хок, который пошел на уступки Великобритании и развернул репрессии против ПНД и находящихся под ее влиянием профсоюзов.
В 1959, по условиям нового соглашения с метрополией, Сингапур получил статус «самоуправляющегося государства» в составе британского Содружества. В руках Великобритании оставались вопросы обороны, внешних сношений и внутренней безопасности. Она могла приостановить действие конституции, если считала, что внутреннее положение в Сингапуре ставит под угрозу выполнение британских обязательств во внешнеполитической и военной областях. Великобритания сохраняла на острове свою военную базу.
Выборы 1959 закончились полной победой оппозиционной ПНД, которая выступила под лозунгом «независимого, демократического, некоммунистического, социалистического Сингапура». Она получила 43 из 51 места в Законодательной ассамблее, а ее лидер Ли Куан Ю стал премьер-министром. Сингапурский народный союз, созданный на основе группировки Лим Ю Хока и правых партий, получил 4 места, Альянс – 3, независимые – 1.
Почти сразу после прихода к власти в рядах ПНД обострились внутренние разногласия. Положение в Сингапуре было тяжелым. Безработица превысила уровень в 10%, заработки трудящихся и уровень жизни оставались низкими. Страну сотрясали забастовки; начался отток капиталов.
Левое крыло ПНД во главе с Лин Ци Сяном требовало проведения радикальных преобразований, национализации, ориентации на КНР и т.д. Но Ли Куан Ю предпочитал проводить умеренную политику. В 1961 в ПНД произошел раскол: из нее выделились левые, создавшие Социалистический фронт (Барисан сосиалис). Фронт потребовал полной независимости страны. Власти начали репрессии против новой организации и оппозиционно настроенных профсоюзов. Чтобы укрепить свои позиции, Ли Куан Ю попытался добиться объединения Сингапура с Малайей. Он договорился с премьер-министром Малайской Федерации Абдул Рахманом о вступлении Сингапура в создаваемую Федерацию Малайзии при сохранении за ним автономии в делах, касающихся образования, здравоохранения, трудовой политики и т.д. В 1962 план объединения был одобрен населением Сингапура на референдуме.
В созданной официально 31 августа 1963 Федерации Малайзии Сингапур получил права штата; он должен был отчислять федеральному правительству 40% своих доходов от налогов. Правящие круги Сингапура надеялись на то, что вступление его в Малайзию приведет к развитию внешней торговли и облегчит доступ сингапурским товарам на малайзийский рынок. Кроме того, Ли Куан Ю рассчитывал сплотить китайцев Малайзии, а его ПНД стремилась к власти на уровне всей федерации. На волне этих ожиданий ПНД удалось выиграть выборы в Законодательное собрание Сингапура в 1963: она собрала 47% голосов и получила 37 мест. На долю Социалистического фронта достались 35% голосов и 13 мест. Союзная партия, образованная на основе Альянса, не получила ни одного места. Объявленная фронтом всеобщая забастовка была подавлена, активисты партии арестованы, а Объединение сингапурских профсоюзов – запрещено. Репрессии против Социалистического фронта продолжались, поскольку его лидеры заявляли о поддержке антималайзийской кампании, проводившейся Индонезией.
В течение 1961–1965 правительство Ли Куан Ю смогло добиться существенных успехов: было введено в действие около 100 новых предприятий, создано большое количество рабочих мест. В конце 1963 была выдвинута пятилетняя программа индустриализации. Однако далеко не все надежды властей Сингапура, связанные с созданием Малайзии, осуществились. Правительство федерации ввело количественные ограничения и протекционистские пошлины на ряд промышленных изделий сингапурского производства; выдача лицензий на сооружение новых предприятий в Сингапуре тормозились. Сингапуру было предложено интегрировать свои планы развития в общемалайзийские. Центральное правительство добивалось увеличения доли доходов штата, перечисляемых на нужды федерации. Сингапурская сторона жаловалась на дискриминацию в рамках Малайзии: предоставление сингапурцам малайзийского гражданства было ограничено, а штат получил непропорционально малое представительство в законодательных органах федерации.
ПНД попыталась распространить свою деятельность на всю Малайзию, требуя ее демократизации и большего равноправия для китайского населения. В 1964 Ли Куан Ю выдвинул программу объединения сил «демократического социализма» по всей федерации и создания единой малайзийской нации. Эти действия вызвали резкое недовольство в правящих кругах Малайи. Со своей стороны, правящая в Малайе Союзная партия стремилась расширить свою работу в Сингапуре и обвиняла правительство Ли Куан Ю в дискриминации малайцев. Летом 1964 в Сингапуре произошли кровавые малайско-китайские столкновения, более 20 человек погибли; власти ввели в штате осадное положение.
В 1965 ПНД начала создавать общемалайзийскую коалицию оппозиционных партий под лозунгом создания «демократической малайзийской Малайзии» в противовес существующей «малайской Малайзии». В этих условиях центральное правительство федерации поспешило избавиться от строптивого штата. Руководители Малайзии и Сингапура подписали официальное соглашение о выходе Сингапура из федерации, и 9 августа 1965 он официально стал независимой республикой. Между двумя странами началась «таможенная война», которая не утихала в течении ряда лет.
Правительство независимого Сингапура предприняло энергичные меры для стимулирования экономического развития. С 1966 власти предоставили существенные налоговые льготы промышленникам, предприятия которых выпускали экспортную продукцию. Были введены льготы для инвесторов в промышленное производство и экспортеров. В стране начался быстрый экономический рост, который позволил ей превратиться в наиболее развитую в хозяйственном отношении в Юго-Восточной Азии. К 1990-м годам Сингапур стал крупным региональным и международным центром торговли, финансов, маркетинга, услуг и разработок новейших технологий. По уровню компьютеризации он вышел на второе место в Азии после Японии.
Внутренняя политика правительства страны оставалась жесткой. ПНД прочно удерживала власть в своих руках. На выборах 1968, 1972, 1976 и 1980 она получала все места в парламенте. В 1980-х и 1990-х доля получаемых ею голосов несколько снизилась (с 72–78% до 61–65%), но партия по-прежнему сохраняла подавляющее число парламентских мест: 77 из 79 в 1984, 80 из 81 в 1988, 77 из 81 в 1991 и 81 из 83 в 1997. На долю оппозиции приходилось всего несколько мандатов: так, в 1984 по одному месту получили Рабочая и Демократическая партии, в 1988 в парламент попал лишь один депутат демократов, в 1991 – три демократа и один член РП, в 1997 – по одному депутату от РП и Народной партии.
Сингапур в конце 20в — начале 21 века
В 1990 произошла смена в руководстве страны. Бессменный премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю уступил свой пост Го Чок Тонгу.
В 1996 были внесены поправки в действующую конституцию, которые ограничивали компетенции президента республики. Парламент получил право отвергать вето президента большинством в две трети голосов. Правительство могло вводить законы с помощью референдума.
На рубеже 21 столетия власти Сингапура предприняла новые усилия для того, чтобы восстановить темпы экономического роста и решить демографические проблемы страны. В 1999 правительство развернуло с финансовой помощью США кампанию по развитию образования, с тем чтобы подготовить квалифицированную рабочую силу в области информатики и биотехнологий. В 2001 введены в действие меры по регулированию рождаемости.
Парламентские выборы в ноябре 2001 вновь принесли успех правящей ПНД, которая собрала более 75% голосов и завоевала 82 из 84 мест в парламенте.
На прошедших в Республике 27 августа 2011 президентских выборах действующий президент Селлапан Раманатан не стал выдвигать свою кандидатуру, несмотря на то, что Конституция страны не предусматривает каких-либо ограничений по количеству сроков пребывания на посту одного и того же Президента.
Прошедшие выборы стали первыми в истории Сингапура, в которых участвовали более двух кандидатов. Поправки о прямом порядке выборов Президента, внесенные в Конституцию в 1991, были применены на ближайших выборах 1993 года. До этого Президент избирался Парламентом. Согласно Конституции, президент должен быть беспартийным. На выборах борьба развернулась между двумя кандидатами – Тони Тан Кенг Ямом и Тан Ченг Боком. В итоге с небольшим перевесом в 0,3% победил Тони Тан Кенг Ям – бывший министр обороны и заместитель премьер-министра.
Сингапур. Справочник. М., 1988
Ответь на вопросы викторины «Путешественники»