ПАВЛОВСК
ПАВЛОВСК – знаменитый дворцово-парковый комплекс под Санкт-Петербургом в 5 километрах от Царского Села, выдающийся памятник русской художественной культуры конца 18 – начала 19 вв., один из крупнейших в Европе пейзажных парков (600 га).
Исторический очерк.
Основание Павловска относится к 1777, когда императрица Екатерина II (1729–1796) подарила своему сыну и наследнику Павлу (1754–1801) по случаю рождения сына Александра лес в 362 десятины на р.Славянка. В 1778 начались работы по сооружению летней резиденции Павла: были построены два деревянных здания. Вокруг одного из них, где теперь возвышается каменный дворец, создавался парк пейзажного типа: прорывались дополнительные русла реки, возводились плотины, на искусственно созданных островах и по берегам р.Славянки возникали первые парковые сооружения (Руина, Китайская беседка).
Ансамбль Павловска создавался в течение 50 лет тремя поколениями архитекторов и художников. Первый период строительства связан с планировкой Павловска как загородной усадьбы, выполненной по проекту архитектора Ч.Камерона (1745–1812). Второй период – с созданием парадных районов в парке и новых залов во дворце, строительство которых возглавил В.Бренна (1747–1820). Третий – завершение художественного ансамбля Павловска зодчими А.Н.Воронихиным (1760–1814), Дж. Кваренги (1744–1817), К.И.Росси (1775–1849), художником П.Гонзаго (1751–1831).
Камерон возвел на холме здание дворца (1782–1786), который первоначально представлял собой русскую дворянскую усадьбу, включающую в себя дворец, хозяйственные постройки и парк. От трехэтажного здания в виде куба, перекрытого куполом, полукольцом отходили одноэтажные открытые галереи, завершавшиеся служебными флигелями такой же высоты. Первый этаж главного корпуса с большими полуциркульными проемами служил цоколем всего здания, и был покрыт рустом, создавая впечатление монументальности.
Центральную часть нижнего этажа главного фасада, обращенного в сторону парадного двора, поддерживало восемь сдвоенных колонн с коринфскими капителями, над которыми проходил лепной фриз. Членение здания по горизонтали было подчеркнуто карнизом в первом этаже, лепной полосой, отделяющей второй этаж от третьего. Членение по вертикали – арочными проемами нижнего этажа, колоннадой в средней части фасада и невысоким куполом с колоннами.
После воцарения Павла I (1796) меняется характер усадьбы. Став царской резиденцией, она должна была демонстрировать величие власти монарха, приглашенный императором архитектор Бренна должен был придать Павловску пышность и парадность. Он надстроил галереи, сделав их двухэтажными, пристроил еще два полуциркульных крыла, что придало площади форму эллипса, а дворцу – характер замковой постройки. Многие залы были заново отстроены и оформлены. Бренной применялось много позолоты, лепнины, использовался военный орнамент. Центральную анфиладу парадных залов открывал Верхний вестибюль. Тогда же была построена Парадная лестница (1784–1788), Тронный зал (1797–1798), галереи, придворная Церковь во имя Петра и Павла (1797–1798).
После убийства Павла I (1801) его вдова Мария Федоровна (1759–1828) переселилась в Павловск. В начале 1803 во дворце возник пожар, с лета 1803 начались восстановительные работы под руководством Воронихина, Кваренги, Росси.
Интерьеры дворца.
Павловский дворец состоит из восьми корпусов, имеет более 300 помещений. Вход в залы дворца открывается Нижним или Египетским вестибюлем архитектора Ч.Камерона (1786). Пол вестибюля выложен каменными плитами, арочные проемы дверей, ведущих внутрь, повторяют размеры и форму входных, зал украшен черными скульптурами в египетском стиле, росписями, гипсовыми медальонами с изображением знаков Зодиака, выполненными по проекту А.Н.Воронихина (1803).
Итальянский зал – парадный зал дворца, выполнен по Камерона (1786). Архитектура зала была навеяна римским Пантеоном: расположенный в центре здания, зал представляет собой круглое в плане перекрытое куполом помещение, в середине которого естественный источник света – «глаз» Пантеона. Стены облицованы искусственным мрамором, установлены рельефы, подлинная античная скульптура.
Греческий зал – парадный танцевальный зал, построен Камероном, позже восстановлен Воронихиным. Зал по форме напоминает греческий гипостильный зал с колоннадой коринфского ордера, деревянные колонны которой покрыты искусственным мрамором зеленого тона с белыми капителями. Зал декорирован копиями античных скульптур, ампирной мебелью, канделябрами из золоченой бронзы в стиле Людовика XVI.
От Итальянского и Греческого залов, составляющими центр композиции дворца, симметрично расходились боковые анфилады (парадные помещения). По бокам от Греческого зала по проекту Бренны были выполнены восьмигранные кабинеты. Один из них, декорированный символами плодородия, труда, искусств, был назван Залом мира и вел на половину Марии Федоровны. Второй кабинет, Зал войны, открывал покои императора и был украшен великолепной печью, мраморными бюстами римских императоров. Начинающиеся Залом войны и Залом мира боковые анфилады при разнообразии отделки художественно объединены сходством оформления: в большинстве комнат стены облицованы белым искусственным мрамором, плафоны покрыты росписью, карнизы – лепкой и позолотой, используются гобелены, картины.
На половине Павла I после Зала войны идет Ковровый кабинет, украшенный гобеленом Весна брюссельской работы, фресками по сюжетам античной мифологии, мраморным камином с флорентийской мозаикой и отделкой из золоченой бронзы.
Следующий кабинет разделен аркой на две части, в одной из которых находилась библиотека, в другой – кабинет императора Павла.
Туалетная Павла работы архитектора Камерона (1786), Бренны (1792) – небольшое продолговатое помещение с овальными торцевыми стенами. Парадная спальня выполнена по проекту Бренны (1793) и Воронихина (1803–1804). Стены затянуты шелком с росписями, камин каррарского мрамора украшен вставками из цветных камней. В центре зала располагалась резная позолоченная кровать с балдахином.
От Зала мира шли покои императрицы, комнаты здесь отличались от покоев Павла архитектурными деталями и внутренним убранством: Библиотека Марии Федоровны (архитекторы Бренна (1792), Воронихин (1803–1804)), Будуар (архитекторы Бренна (1792), Воронихин (1803–1804)), Туалетная Марии Федоровны (архитектор Бренна (1797)), Фрейлинская (архитекторы Бренна (1797), Воронихин (1803–1804)).
В 1797 по проекту Бренны надстраивается левая колоннада. В ней устроена Картинная галерея, ведущая к Тронному залу (1797–1798) и Дворцовой церкви Петра и Павла (1797–1798). Картинная галерея, хранившая значительную коллекцию западноевропейской живописи, представляет собой двухсветный зал и является одним из самых парадных помещений дворца. Заканчивается галерея небольшим круглым Проходным кабинетом (1798), ведущим в Тронный зал. Для помещения Тронного зала Бренна построил специальный флигель, в котором размещалась дворцовая церковь и залы коллекции античных саркофагов. Тронный зал отличается большими размерами, в плане имеет форму квадрата со срезанными углами. Торжественность залу придавали стены из белого мрамора, декорированные лепниной, высокие арки дверей, окон и ниш, двери красного дерева с украшением из позолоченной латуни, плафон, расписанный по эскизу Гонзаго, фигуры кариатид работы И.П.Мартоса (1752–1835) и М.И.Козловского (1753–1802), роскошные печи в глубоких нишах.
Дворцовая церковь Петра и Павла (1797–1798) по высоте занимает полтора этажа. Хоры предназначались для почетных гостей. В центре находится резной золоченый алтарь, гипсовые скульптуры ангелов, стены декорированы копиями картин европейских живописцев, по бокам расположены светильники-торшеры, выполненные из резного позолоченного дерева.
Кабинет «Фонарик» по проекту Воронихина (1807) являлся малой гостиной Марии Федоровны. Комната образует полукруглый застекленный эркер, на его фоне которого находятся две гипсовые кариатиды, поддерживающие перекрытие, работы В.Демута-Малиновского.
В 1822 архитектор Росси надстроил правое крыло, создав симметричную Картинной галереи Большую библиотеку. В ней располагалось огромное собрание книг 18-19 вв. на всех европейских языках. Библиотека имела высокий сводчатый потолок, стены были закрыты книжными шкафами, украшены скульптурой, вазами из цветного камня.
Кваренги принадлежит отделка Пилястрового кабинета (1800), изогнутость стен в котором повторяет линии изгиба галереи дворца. Стены кабинета облицованы белым искусственным мрамором, разделены на отдельные панно, пилястры, облицованные искусственным мрамором золотисто-желтого цвета с коринфскими капителями.
Павловский парк
создавался одновременно со строительством Большого дворца (конец 18 в. – перв. четверть 19 в.). Лесные угодья были преобразованы в величественный парк, главной водной артерией которого стала р.Славянка, были созданы 22 искусственных пруда, соединенных в 3 системы водоемов. Планировкой и оформлением парка занимались Камерон, Бренна, Воронихин, Гонзаго, Росси.
Павловский парк делится на районы Большая звезда, Долина реки Славянки, Центральный (Придворцовый), Старая Сильвия, Новая Сильвия, Белая береза, Парадное поле.
Камероном был спроектирован район Долины Славянки около дворца, парадный подъезд ко дворцу – Тройная липовая аллея с геометрически правильно подстриженными деревьями, Вольерный участок, оформленный в духе регулярных садов с лабиринтами, цветочными партерами с геометрически правильными дорогами, Собственный садик, созданный по типу голландских садов с геометрически проложенными дорожками, украшенный скульптурой.
Бренна руководил созданием Трельяжного района (1792–1793), Старой Сильвиии (1793), находящейся ближе ко дворцу, и Новой Сильвии (1800), идущей длинной полосой вдоль Славянки. На границе Старой и Новой Сильвии находится Руинный каскад (1794), созданной в виде декорации под античную руину. Им были созданы участок Больших кругов с террасами, облицованными плитами серого камня, в центре которых были возведены мраморные статуи Мир и Правосудие, а также Большая каменная лестница (1799) в три широких марша из 64 ступеней, ведущей от дворца к Славянке, украшенной балюстрадой с вазами и парными чугунными и мраморными львами. Бренна работал над созданием Долины реки Славянки от Висконтиева моста (1808), сооруженного по проекту А.Воронихина, до Пиль-башни (1794–1795), Театральных ворот (1802), Амфитеатра (1793).
Гонзаго занимался оформлением районов Белой березы (1786–1801), созданного из естественного леса, композиционным центром которого являлся круг берез с радиально расходящимися дорогами. Парадное поле (1803–1813) – распланированный участок парка в пейзажном стиле с разнообразными породами деревьев и овальным прудом, был создан Гонзаго на месте бывшего при Павле I плаца для парадов и смотров. Им же была оформлена Долина прудов (1801), получившая свое название от разветвленной системы прудов. Воронихин и Росси украсили парк мостами и беседками.
Наиболее ранним павильоном, сооруженным в Павловском парке по проекту Камерона, был Храм дружбы (1782) – круглая ротонда, окруженная 16 колоннами дорического ордера, которые поддерживают ступенчатый купол. Единственный источник света внутри храма – окно в центре купола по примеру римского Пантеона.
Колоннада Аполлона (1780–1783), построенная Камероном, представляла собой двойное кольцо дорических колонн, перекрытых широким архитравом. В центре расположена статуя Аполлона. В 1817 часть колонн обрушилась, колоннаду решено было не восстанавливать, с тех пор она представляет собой романтическую руину.
Недалеко от дворца находятся Вольер (1782–1784) и павильон Трех граций (1800–1801). Вольер (Птичник), возведенный Камероном – прямоугольное здание классической архитектуры, разделенное на три части, которые объединены общим карнизом и колоннадой дорического ордера. Здесь содержали певчих птиц, устраивали танцы, обеды. Павильон Трех граций представляет собой крытую террасу с ионической колоннадой, в центре которого находится мраморная скульптурная группа граций.
Центром Большой звезды является Круглый зал или Музыкальный салон, построенный Камероном и Бренной (1799) для музыкальных концертов. От него лучами расходятся 12 дорог, которые пересекаются малыми дорожками, что образует в плане звезду, давшую название этому району парка.
Сооруженная Бренной Крепость Бип (1797–1798) воспроизводит средневековый замок с круглой зубчатой башней, донжоном, подъемным мостом.
По приказу Марии Федоровны архитектором Тома де Томоном (1760–1813) был построен Мавзолей «Супругу-Благодетелю» (1808), который является памятником императору Павлу I. Поднятый на высокий цоколь с широкой лестницей, с фронтоном, опирающимся на 4 гранитные колонны, Мавзолей выполнен в виде античного храма. Стены внутри облицованы искусственным мрамором. Внутри против входа установлен мраморный памятник работы Мартоса (1752–1835).
Пиль-башня (1794–1795) на берегу Славянки – круглая каменная башня в два этажа, завершенная конусообразной соломенной крышей. Павильон предназначался для отдыха императора во время прогулок. Наружная роспись стен была осуществлена Гонзаго.
В 20-е 19 в. Павловский парк был украшен чугунными вазами, скамейками, решетками, воротами, выполненными по проекту Росси на Ижорском заводе.
В июне 1918 в дворцово-парковом ансамбле Павловска открылся музей. Во время Великой Отечественной войны значительная часть его экспонатов была эвакуирована. Но при оккупации немецко-фашистскими войсками Павловска он сильно пострадал, был сожжен Большой дворец, разрушен ряд построек, в парке вырублено 70 тыс деревьев. Восстановительные работы начались весной 1944, в 1950 был открыт для посещения парк, в 1957 – несколько дворцовых залов. Восстановительные работы были завершены в 1970.
В залах Павловского дворца хранятся произведения западноевропейской живописи, скульптуры, предметы мебельного искусства зарубежных и русских мастеров, коллекции отечественного и зарубежного фарфора, изделия из стекла, собрания предметов из слоновой кости, янтаря, коллекции декоративных тканей, гобеленов, собрание бронзы, светильников, часов и др.
Нина Байор
Земцов С. Павловск. М., Издательство Академии архитектуры, 1947
Павловск. М., «Искусство», 1952
Зеленова А. Павловский парк. Ленинградское газетно-журнальное и книжное издательство, 1954
Павловск. Дворцово-парковый ансамбль. Лениздат, 1989
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»