ЛУЖИНА, ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА
ЛУЖИНА, ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА (р. 1939), русская актриса театра и кино. Народная артистка РСФСР (1989). Родилась 4 марта 1939 в Ленинграде. Отец и сестра погибли в блокаду, Лужина с матерью были эвакуированы. В 1956 окончила школу в Таллине, сменила несколько профессий – работала на фармацевтической фабрике, была секретарем министра здравоохранения, некоторое время работала в таллинском Доме моделей «Силуэт» и на Таллинской кондитерской фабрике «Калев».
Присутствовавшие на одном из показов одежды члены съемочной группы фильма Незваные гости (1959) предложили красивой и хорошо сложенной манекенщице сыграть небольшую роль в этой картине. Затем предложения последовали одно за другим. Когда в 1964 Лужина окончила ВГИК (мастерская С.Герасимова и Т.Макаровой), она была одной из самых известных актрис советского кино: в качестве «восходящей кинозвезды Л.Л.» она упоминается в рассказе Г.Владимова Не обращайте вниманья, маэстро (1982), в ленте по роману которого Большая руда (1964) она играла. Среди других работ того же периода – Ленуца в фильме М.Калика Человек идет за солнцем (1961), Нина в фильме В.Басова Тишина (1963).
Одна из самых интересных ролей Лужиной – Светлана Ивашова в картине С.Ростоцкого На семи ветрах (1962). Девушка вернулась в дом, где жил любимый человек, и терпеливо ждет известий о нем. Присутствуя в кадре, она редко выходит на первый план. В доме меняются обитатели: его героически обороняют солдаты, в нем размещается редакция фронтовой газеты, а затем госпиталь, куда идет работать Светлана. Искренняя и убедительная игра Лужиной не потерялась рядом с игрой таких мастеров, как В.Тихонов, С.Пилявская, Л.Чурсина.
В 1964–1966 и 1968–1969 по приглашению немецких кинематографистов актриса работала в ГДР. Роли, сыгранные ею в телевизионных фильмах Доктор Шлютер (1964–1967), Встречи (1968) и др. были высоко оценены: за участие в фильме Доктор Шлютер актриса стала лауреатом Национальной премии ГДР; дважды получала награду «Золотой лавр телевидения», а также награду Общества германо-советской дружбы «Золотой знак». К тому же времени относится телевизионный фильм Когда созревает виноград, снятый в ЧССР.
Роли, позднее сыгранные Лужиной в советском кино, вряд ли можно считать удачными. Актриса продолжала выступать в амплуа лирической героини, но материал, который предлагали ей режиссеры, был невыразительным или донельзя упрощенным. Таковы фильмы Вертикаль (реж. С.Говорухин, Б.Дуров, 1967), где она сыграла врача Ларису, вместе с радистом (В.Высоцкий) терпеливо ожидающую возвращения с вершины альпинистов, и Гонщики (реж. И.Масленников, 1972), где актрисе досталась роль верной жены старого автогонщика. Не вполне удачными оказалась роль в картине Трактористы-II (реж. И.Алейников, Г.Алейников, 1992), а в интересной по материалу телевизионной многосерийной ленте Петербургские тайны (реж. В.Зобин, М.Орлов, Л.Пчелкин, 1995) актрисе досталась до обидного маленькая роль.
Исключение составляет лишь картина Сыщик (реж. В.Фокин, 1979), насыщенная драматическими событиями приключенческая лента о буднях милиции, при этом иронически переосмысливающая кинематографические штампы и клише. Роль Таисии, любовницы рецидивиста Паленого и содержательницы воровской малины, отнюдь не меркнет рядом с превосходными актерскими работами А.Ташкова и Б.Химичева.
Нехватку интересных кинематографических ролей отчасти компенсируют роли театральные. С 1964 и до самого конца существования Театра-студии киноактера Лужина была его актрисой. В 1990-х годах играла в театрах «Мир искусства» и «Ангажемент».
Евгений Перемышлев
Колесникова Н. На перекрестке фронтовых дорог. – Искусство кино, 1962, № 8
Медведев Б. Правдиво и мужественно. – Советский экран, 1964, № 4
Корнешов Л. Две премии Ларисы Лужиной. – Молодой коммунист, 1967, № 9
Актеры советского кино, вып. 8. Л., 1972
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»