СПЛАВ СПОРТИВНЫЙ
СПЛАВ СПОРТИВНЫЙ, направление водного туризма, сформировавшееся во второй половине 20 в., сплав по бурной воде на специальных судах (каяках, катамаранах, плотах и др.), управляемых только мускульной силой. В отличие от туристско-экскурсионных путешествий по рекам, спортивный сплав ориентирован на прохождение сложных маршрутов, насыщенных разного рода препятствиями, преодоление которых требует специальной подготовки и нередко связано с риском для жизни и здоровья спортсменов. Различают три разновидности спортивного сплава: экстремальный сплав по рекам, гребной слалом, фристайл на бурной воде.
ПРЕПЯТСТВИЯ
Препятствия, представляющие интерес для всех форм спортивного сплава, возникают на реках и искусственных водоемах при наличии достаточного уклона русла (не менее 3 м падения уровня воды на 1 км трассы). Препятствиями могут быть нагромождения камней и скальных обломков в русле, неоднородности водного потока, извилистость реки и их разнообразные комбинации. Сложность препятствий повышается в зависимости от их размеров, расхода воды, скорости течения, а нередко и погодных условий. Наиболее характерные препятствия – сливы, валы и бочки, при концентрации препятствий на участке реки образуются пороги.
Сложность препятствия или маршрута оценивают различными шкалами категорий сложности. В двух наиболее распространенных – международной и отечественной – препятствия подразделяются на шесть категорий, от простейшей первой до максимально сложной и опасной шестой. Международная шкала ориентирована на классификацию технической сложности отдельных участков реки или препятствия, тогда как отечественная шкала учитывает, кроме того, автономность путешествия и протяженность маршрута в целом. При оценке сложности препятствия в обеих системах принимаются во внимание уклон русла и расход воды, концентрация элементов препятствия, протяженность препятствия, возможность или невозможность обхода основных элементов порога по более спокойной воде, а также степень опасности для жизни спортсмена. Иногда степень сложности препятствия оценивают отдельно для разных типов спортивных судов.
Слив
(водослив, водоскат, водопад) образуется потоком воды, стекающей с одиночного обливного камня, гряды камней или ступеньки в русле. Сложны для прохождения крутые (более 45°) высокие сливы, сравнимые по высоте с длиной судна. Несмотря на величественную красоту, особенно сложны и опасны водопадные сливы, когда масса воды отвесно падает со значительной высоты (иногда с десятков метров). Практически всегда сливы сочетаются с другими препятствиями – валами и бочками.
Валы
(стоячие волны), неподвижные относительно берегов, образуются при токе воды в пологих сливах, обычно в виде дорожки из нескольких валов. Сложны и опасны для прохождения мощные крутые валы с пенным гребнем на вершине, высота которых в реках с большим расходом воды может достигать трех и более метров.
Бочки
(пенные ямы, котлы) образуются в месте падения воды с крутых сливов, при этом возникает участок вспененной воды с сильной вертикальной циркуляцией, порождающей встречный ток воды по поверхности бочки. При прохождении такого участка судно погружается в пенный котел, противоток тормозит движение судна, а поток воды, падающий со слива, с большой вероятностью может его перевернуть.
Порог,
сочетание препятствий (валов, бочек, надводных и подводных камней), образующее участок реки повышенной сложности. Последовательное сочетание нескольких порогов называют каскадами, их наиболее сложная и опасная разновидность – каскады в каньонах, где поток заключен в отвесные скальные стены, что создает массу специфических препятствий повышенной сложности и затрудняет обеспечение и страховку прохождения.
По современным представлениям, спортивный сплав возможен по рекам с расходом от 5 кубометров воды в секунду и при уклонах русла до 100 м на 1 км. Проходимыми считаются водопадные сливы высотой до 30 м, а также валы и бочки, по геометрическим размерам превосходящие судно не более чем вдвое.
Шивера,
разновидность порога, отличается отсутствием ярко выраженных сливов и валов. Для шиверы характерны более пологий уклон, обилие надводных и подводных камней, хаотично разбросанных в русле. Шиверы сложны для прохождения, так как требуют постоянного маневрирования, но менее опасны, чем пороги, поскольку мощь потока сконцентрирована не в сливах или бочках, а равномерно распределена по всей ширине русла. Нередко встречаются мелководные шиверы.
СПЛАВНЫЕ СУДА
В настоящее время существуют несколько основных типов судов для спортивного сплава, которые по способу гребли подразделяются на три класса: под байдарочную, канойную и распашную греблю.
Байдарка,
судно с байдарочным типом гребли (двухлопастным веслом, попеременно с двух сторон судна), представляет собой длинную узкую лодку (размеры двухместной байдарки – примерно 4,5 м в длину и 0,8 м в ширину). Форма и основные идеи конструкции байдарки и каяка были заимствованы у эскимосов Северной Америки, которые использовали подобные суда для прибрежного плавания. Гребцы располагаются в байдарке, сидя один за другим, их ступни и колени фиксируются в упорах для обеспечения максимально эффективного управления судном. Байдарки для спортивного сплава полностью закрыты сверху, что позволяет избежать заливания лодки водой при прохождении мощных препятствий. Для обеспечения полной герметичности применяются так называемые «юбки» из неопрена (пористой резины), плотно облегающие талию гребца, которые закрепляют на палубе судна поверх посадочного места.
Большинство байдарок, используемых при сплаве, разборные, каркасно-надувные. При сборке наружная оболочка из прочной водонепроницаемой ткани натягивается на каркас из алюминиевого сплава. Плавность обводов и неуязвимость при ударах о камни, неизбежных при прохождении порогов, обеспечиваются надувными баллонами, размещенными между каркасом и оболочкой судна. В последнее время появились цельнолитые полиэтиленовые двухместные байдарки.
Каяк,
одноместная байдарка. При сохранении основных пропорций байдарки каяки существенно меньше по размерам; длина каяков для занятий фристайлом (см. ниже) может быть менее 2 м. В отличие от байдарок, большинство каяков для спортивного сплава полиэтиленовые, а в гребном слаломе (см. ниже) используют каяки только из композитных материалов. Современные каяки – компактные, прочные лодки обычно яркой расцветки (в первую очередь из соображений быстрого обнаружения при возможных спасательных и поисковых работах). Как и в байдарках, герметичность внутреннего объема лодки (кокпита) обеспечивается применением неопреновой юбки. Жесткая, фиксированная посадка гребца обеспечивает максимальную управляемость судном при сплаве. Поскольку этот тип сплавных судов обладает великолепными ходовыми качествами и неуязвимостью при контактах с препятствиями (благодаря прочному полиэтиленовому корпусу), каяки используют для прохождения самых сложных и опасных препятствий. Кроме того, каяки, в силу небольших размеров и максимально жесткого закрепления гребца в судне, позволяют спортсменам выполнять уникальные технические приемы, невозможные на других судах, например «эскимосский переворот» и «тюлений спуск».
Гребец каяка имеет возможность при перевороте судна вверх дном быстро восстановить исходное положение, не прерывая сплава. Такой технический прием называется «эскимосским переворотом» и выполняется специфическим винтообразным движением всем корпусом гребца, иногда без использования весла. Применение такого приема существенно повышает безопасность сплава.
«Тюлений спуск», специфическая методика отчаливания от берега в местах, где затруднен или полностью отсутствует непосредственный подход к воде, фактически представляет собой прыжок гребца в судне в воду с обрывистого берега, выступа скалы или моста, иногда со значительной высоты; такой прыжок возможен исключительно на полиэтиленовых лодках. Судно должно быть оборудовано специальными амортизирующими упорами для ног, чтобы свести к минимуму риск травмы ступней при возможном утыкании лодки в камни на дне реки под местом старта.
Каноэ,
судно с канойным типом гребли (однолопастным веслом с одной стороны корпуса лодки). Название, форма и основные идеи конструкции каноэ были заимствованы у американских индейцев, которые использовали подобные суда для плавания по рекам.
Во всех спортивных каноэ гребцы стоят на коленях, для обеспечения жесткости посадки и полной управляемости судна пристегиваются ремнями, идущими через среднюю часть бедра. Герметичность судна обеспечивается применением юбки. Современные сплавные и слаломные каноэ по своим обводам и размерам практически не отличаются от байдарок.
Катамаран
(от тамильского «каттумарам», буквально – «связанные бревна»), судно с канойным типом гребли. Современное значение этого термина – любое двухкорпусное судно. Катамараны, применяемые в спортивном сплаве, представляют собой два объемных (до 5 куб. м) надувных поплавка, скрепленных между собой деревянной или металлической рамой и оборудованных специальными посадочными местами, позволяющими гребцам жестко фиксироваться на судне. Длина современных сплавных катамаранов доходит до 6 м при 2,5–3 м в ширину.
Рафт
(от англ., «плот»), судно с канойным типом гребли, надувная лодка значительных размеров (4–7 м в длину). Гребцы в рафте располагаются, сидя на борту. Существуют рафты с распашным типом гребли, на них установлена жесткая рама с уключинами для весел, а также катамараны, оборудованные аналогичным образом, их называют катарафтами.
«Бублик»,
специфический гибрид плота на поперечных гондолах и катамарана с канойными веслами. Используются исключительно в отечественной практике сплава. Представляет собой два огромных (наружный диаметр до 3 м) тороидальных поплавка с небольшим утолщением в нижней части, стоящие на ребре и расположенные на концах общей продольной рамы длиной 3–4 м. Внутри поплавков на утолщенных посадочных местах располагаются гребцы, по одному на поплавок. Уникальная особенность плота-«бублика» заключается в его полной «непереворачиваемости», так как, будучи перевернут, он мгновенно возвращается в исходное положение. Такие суда используются для прохождения самых сложных и опасных участков мощных крутопадающих рек. Однако спортивность сплава на «бублике» представляется весьма спорной в силу относительно невысокой роли экипажа при прохождении препятствий, которая сводится практически только к зачаливанию судна на спокойном участке реки.
ВИДЫ СПОРТИВНОГО СПЛАВА
Гребной слалом,
наиболее высокоспециализированная сплавная дисциплина, олимпийский вид спорта с 1972. Отличается высокой степенью формализации. В слаломе применяются три типа сплавных лодок: К1 (одноместная байдарка), С1 (одноместное каноэ), С2 (двухместное каноэ). Лодки изготавливаются из композитных материалов (стекло-, угле- и органопластиков), размеры и вес лодок строго регламентированы для каждого класса (например, К1 должен быть не менее 4 м в длину, 60 см в ширину и весить не менее 9 кг). Соревнования по слалому проводятся на искусственных каналах (реже на естественных трассах – участках горных рек). Сложность элементов потока на таких трассах принято устанавливать на среднем уровне – не выше третьей категории по международной шкале. Дальнейшее усложнение производится за счет установки на трассе подвесных ворот, задающих траекторию движения. При судействе учитываются скорость прохождения дистанции, а также правильная последовательность и чистота прохождения ворот – отсутствие касаний вешек, образующих ворота, корпусом лодки, телом спортсмена или веслом. За неправильное прохождение начисляют штрафные секунды – от 2 секунд при касании вешек до 50 секунд при непрохождении ворот. При подсчете итогового времени суммируется время прохождения трассы и штрафное время.
В области гребного слалома неоценим вклад Р.Фокса, английского спортсмена и конструктора лодок. У истоков гребного слалома в СССР стоял российский спортсмен С.Папуш.
Фристайл
(англ. freestyle, букв. «вольный стиль»), или родео на бурной воде, относительно молодая и быстро развивающаяся спортивная дисциплина. Для фристайла используют только полиэтиленовые лодки, в основном каяки, а также одноместные каноэ и (редко) двухместные байдарки. Ограничения, связанные с формой, размером и весом судна, отсутствуют. Суть фристайла заключается в использовании элементарных препятствий бурной воды – бочек и валов (реже сливов) – для выполнения трюков, связанных с вращением лодки вокруг всех осей. Кроме того, выполняются прыжки (вплоть до полной потери контакта с водой), вращения лодки в прыжках, разнообразные комбинации этих фигур. Высоко оцениваются элементы и связки элементов, при выполнении которых спортсмен контролирует лодку только корпусом, не используя весло. Для соревнований по фристайлу выбирают, как правило, препятствие на горной реке (обычно – неглубокую бочку), достаточно безопасное для жизни, но создающее условия для выполнения как можно большего числа элементов фристайла. За определенное время спортсмен обязан выполнить максимальное число элементов. Жюри оценивает сложность фигур, их количество и разнообразие, а также степень преднамеренности и контроля при выполнении того или иного элемента. Соревнования по фристайлу чрезвычайно зрелищны, их популярность и массовость быстро растет. Проводятся мировые чемпионаты и чемпионаты Европы.
Мировым экспертом в этом виде спортивного сплава в настоящее время является канадец К.Адиссон, неоднократный чемпион мира по фристайлу, автор значительного количества фигур, конструктор и владелец фирмы «Riot», производящей наиболее радикальные лодки для родео. Ученики российского спортсмена С.Папуша – А.Лазько и А.Давыдов, помимо значительных успехов в слаломе, заложили также основы российского фристайла на бурной воде и экстремального сплава на каяках.
Экстремальный сплав,
наиболее универсальная спортивная дисциплина. Начало бурного развития экстремального сплава во всем мире пришлось на 1970–1980-е годы. Исторически сложились существенные различия между западным и отечественным подходами к сплаву по бурной воде. Западные спортсмены уделяли большое внимание гребному слалому, позже –развитию фристайла, а экстремальные путешествия проводились в виде коммерческих туров и значительно реже как экстремальные экспедиции (преимущественно на каяках). В отечественной практике подавляющее большинство спортсменов занималось именно экспедиционным сплавом по горным рекам, часто в отдаленных, труднодоступных районах. Универсальные соревнования по экстремальному сплаву до 1990-х годов проводились только в СССР и России.
В отечественной практике соревнования по экстремальному сплаву подразделяются на два класса – очные и заочные. Под классом очных соревнований понимают так называемые соревнования по технике водного туризма. Они проводятся, как правило, на горных реках в течение всего сезона открытой воды, обычно весной и в начале лета. Из наиболее известных в отечественной практике можно привести ралли на р.Белая (Северный Кавказ, Адыгея), Чуя-Ралли (р.Чуя, Алтай), соревнования в Лосево (СПб), фестиваль каякеров на р.Мзымта (Западный Кавказ, окрестности г.Адлер), из зарубежных – CAMEL Whitewater Сhallenge (проводился до 2000) и Чемпионат мира по рафтингу. В соревнованиях принимают участие команды, составленные из нескольких экипажей судов разных классов. В состав команды обычно входят четырехместный и двухместный катамараны, каяк, иногда двухместная байдарка, в последнее время нередко и рафт. Участники соревнуются в личном и командном зачетах на нескольких дистанциях, как правило, одна-две технические (сплав по слаломной трассе на участке сложного порога) и одна-две скоростные (сплав по протяженному – несколько километров – сложному участку реки). Слаломная трасса устанавливается на существенно более сложном участке, чем принято в гребном слаломе. Протяженная дистанция может включать прохождение порогов высшей категории сложности. Прохождение технических дистанций оценивается по правилам, близким к правилам гребного слалома. На скоростных гонках учитывается скорость и безаварийность прохождения трассы (финиш на перевернутом судне и/или с неполным экипажем многоместного судна не засчитывается). Общий итог соревнований является комплексным. Иногда вводятся этапы родео, подразумевающие выполнение элементов фристайла.
В класс заочных соревнований по экстремальному сплаву входят национальные и региональные чемпионаты по водному туризму. Для судейства применяют метод экспертной оценки отчета группы о прохождении маршрута, составляемый по общей форме для групп, заявленных в качестве участников соревнований. Объективность обеспечивается обязательным предоставлением фото-, кино- и видеоматериалов о прохождении группой основных препятствий маршрута. Высоко оцениваются первопрохождения рек и препятствий экстремальной сложности.
В экстремальном сплаве по горным рекам наиболее заметный след оставил англичанин М.Джонс, положивший начало современным представлениям о сплаве на каяке, организатор первопрохождения на каяках Голубого Нила в Африке, р.Ориноко в Южной Америке и р.Дудх-Коси в Непале. Современные эксперты в области экстремального сплава – американцы Дж.Лагбил и Т.Берман. Берман – рекордсмен по прыжкам с водопадов. Рекорд высоты такого прыжка, зафиксированный в Книге рекордов Гиннеса (1999), составляет 30 м.
Наиболее известные специалисты, оставившие заметный след в истории советского и российского экстремального сплава, – плотовики В.Брежнев, В.Мустафин, В.Говор, М.Колчевников, А.Краснов, Г.Леонтьев. С их именами в основном связано большинство первопрохождений самых сложных рек на территории СССР. Катамаранщики С.Кириллов, А.Волков, С.Лагода, С.Черник – признанные эксперты в области первопрохождений на катамаранах самых сложных и опасных препятствий. Байдарочники В.Григорьев, С.Папуш, С.Рагимов были организаторами и участниками прохождений сложных рек на байдарках (наиболее уязвимых судах). Папуш – признанный автор концепции сплавного катамарана.
Экипировка
спортсменов должна обеспечивать защиту от механических воздействий при сплаве (ударов о камни в русле) и особенно в аварийных ситуациях, когда спортсмен оказывается в потоке вне судна. Кроме того, экипировка должна сводить к минимуму риск утопления и переохлаждения, поскольку сплав практически всегда происходит при низкой температуре воды и значительном ее вспенивании (например, в бочке, где хаотичные потоки и завихрения воды буквально «месят» спортсмена, не позволяя ему нормально держаться на поверхности). Вся экипировка для сплава должна быть легкой и надежной и не стеснять движений. Из соображений безопасности все снаряжение, включая суда, должно иметь яркую окраску.
Абсолютно необходимый минимум средств защиты – комплект из жесткого пластикового шлема и спасательного жилета.
Шлемы для бурной воды – легкие и прочные, с удобной подвеской и регулировкой для тщательной подгонки. При занятиях слаломом и фристайлом обычно ограничиваются защитой только верхней части головы, шлемы для экстремального сплава должны защищать также виски и уши. Для крикинга (англ. creek, «ручей»), сплава на каяках по чрезвычайно малорасходным и крутопадающим горным потокам, часто с водопадами, применяют шлемы, аналогичные мотоциклетным, полностью закрывающие голову и обеспечивающие защиту нижней челюсти спортсмена.
Спасательный жилет существенно повышает вероятность выживания человека, оказавшегося в потоке вне судна, при этом он должен обеспечивать гребцу полную свободу движений. На практике спасжилеты объемом до 5 литров применяются в гребном слаломе и фристайле, до 10 литров – при других видах сплава на каяках, байдарках и каноэ. Гребцы крупных судов (катамаранов и плотов, а также рафтеры) могут позволить себе спасжилет большего объема, иногда до 30 литров.
При сплаве по горным рекам для защиты от переохлаждения практически всегда необходим гидрокостюм. В зависимости от температуры воды и вида спорта применяют гидрокостюмы различной комплектации, системы и толщины. В слаломе и фристайле спортсмены надевают легкие прорезиненные куртки-безрукавки и неопреновые шорты. Для сплава по рекам нужны более закрытые комплекты. Как правило, в такой комплект входит неопреновый комбинезон, куртка с длинными рукавами и специальные неопреновые боты. Свойства неопрена обеспечивают тепло и удобство работы даже при сплаве по воде с температурой около 0°, при низких температурах воздуха и плохих погодных условиях.
Иногда, особенно для крикинга, применяют пластиковые щитки для усиления защиты коленей и локтей. Из специфического снаряжения стоит упомянуть зажим для носа для предотвращения попадания воды в верхние дыхательные пути.
Страховка.
Прохождение препятствий высокой сложности на спортивных судах опасно для жизни и здоровья людей. С целью повышения уровня безопасности участники прохождения препятствий обеспечиваются страховкой – комплексом мер по предотвращению последствий аварии спортивного судна. Наиболее эффективна и надежна страховка с воды с помощью страхующего судна, находящегося в готовности к спасработам в безопасном месте ниже по течению. Задача страховки – в первую очередь эвакуация из потока людей, а также доставка на берег потерпевшего аварию судна и снаряжения. Применяются также береговые посты страховки.
Спортивный сплав, как и другие виды спорта, требует постоянных тренировок для поддержания высокого уровня как общей физической подготовки, развивающей выносливость, силу, координацию движений, быстроту реакции, так и специальной – отработки технических приемов гребли и другой работы веслом.
Спортивный сплав занимает в настоящее время одно из наиболее заметных мест в ряду так называемых экстремальных спортивных дисциплин. Важнейшая его особенность – высочайший уровень эмоциональной насыщенности, присущий всем формам сплава, – один из главных стимулов для занятия спортивным сплавом по бурной воде. Сосуществование с несущимся потоком вспененной воды несет в себе колоссальный заряд положительных эмоций, особенно когда спортсмен в состоянии четко и правильно действовать в агрессивной и стремительно меняющейся среде горного потока, сохранять хладнокровие и контроль над собственными психическими и физическими реакциями. В начале 21 в. эта разновидность экстремальной активности человека – одна из самых массовых и динамично развивающихся.
Водный туризм. Сост. В.Григорьев. М., 1990
Энциклопедия туриста. М., 1993
Юрин В.Е. Сольфеджио белой воды. М., 1997
Папуш. История явления. – Вертикальный мир, 2001, № 25–25
Ответь на вопросы викторины «Спорт»