ЛЕВИНСОН, БОРИС ЛЕОПОЛЬДОВИЧ
ЛЕВИНСОН, БОРИС (БЕРНГАРД) ЛЕОПОЛЬДОВИЧ (1919–2002), русский актер, режиссер. Родился в Москве 7 апреля 1919. Творческий путь начал в 1937 в оперно-драматической студии имени К.С.Станиславского, ставшей впоследствии Театром имени К.С.Станиславского. Сыграл несколько ролей первого порядка (Грибоедов в пьесе С.Ермолинского Грибоедов, режиссер М.Яншин, 1951). Эта роль создала известность молодому актеру, так же как и роль Ричарда Даржена в Ученике дьявола Б.Шоу (1957) и Степана Бумбараша в спектакле На улице счастливой Ю.Принцева (1954). В театре Станиславского сыграл роли Сергея в спектакле Девицы-красавицы А.Симукова (1953), Тица в спектакле Трус А.Крона (1956). В этот же период начал сниматься в кино. В Московский театр имени Вл.Маяковского его пригласил в 1957 Н.Охлопков, распознав в Левинсоне характерно-драматического героя. Роль Степана Солнышкина в пьесе Дальняя дорога А.Арбузова стала первой на сцене этого театра. Затем были роли Жени Салазкина в Маленькой студентке Н.Погодина (1959), эпизод философствующего прохожего в Иркутской истории. Далее начал играть более значительные роли: судья Аздак в Кавказском меловом круге, Гнафей в Конце книги шестой, Механтроп, ставший самой интересной актерской работой в спектакле Фауст и смерть украинского писателя А.Левады (1961). Играл Александра в пьесе В горах мое сердце Сарояна. На сцене Левинсон может появиться то лицедеем, актером народного типа, то правдоискателем в искусстве, не позволяющем себе ни тени наигрыша. Режиссер Б.Равенских раскрыл комедийные черты актера. Роли Мендозо (Дуэнья Шеридана), Дона Хуана (С любовью не щутят П.Кальдерона) сыграны в эксцентрической манере с использованием нестареющего арсенала «шуток театра». С середины 1970-х до середины 1980-х годов Левинсон создает на сцене Театра имени Вл.Маяковского ряд ярких, психологически развернутых образов: Вожак (Человек из Ламанчи Д.Вассермана и Д.Дэриона), Вермишев (Своей дорогой Р.Ибрагимбекова), клоун Бом (Венсеремос! Г.Боровика), Второй зам (Агент 00 Г.Боровика), Гроссман (Плоды просвещения Л.Толстого) и др. Достигнув пенсионного возраста, ушел из Театра имени Вл.Маяковского. Участвует в спектаклях антрепризы (Мартин Веллер в Игре в джин Д.Кобурна, 1994, театр «У Никитских ворот»).
Играл моноспектакли на сценах московских театров «Сфера» и «У Никитских ворот» – Записки юного врача и Театральный роман. Записки юного врача (1980) – первая постановка Левинсоном булгаковских произведений. Моноспектакль сделан артистом так, что ничто не отвлекает зрителя от умных и тонких рассказов М.Булгакова. Трагическое сменяется комическим, остросюжетное – философскими размышлениями. В качестве режиссера Левинсон работал над спектаклями Друзья остаются друзьями К.Симонова и В.Дыховичного (1945, восстановил этот спектакль в 1965 и 1985), Ничего особенного В.Токаревой (1985, в Театре на Таганке). Еще в 1960-е годы пробовал себя в качестве постановщика радиоспектаклей. Много работал на эстраде. Осуществлял постановки эстрадных миниатюр для разных исполнителей (Пиф-паф, исполнители А.Лившиц и А.Левенбук, 1966; Мелочи жизни А.Хайта, исполнитель Г.Хазанов, 1978, и др.). В 2000 получил звание Народный артист Российской Федерации.
Умер 19 декабря 2002 в Москве.
Левинсон Б. «Когда вы это поймете...» – Персона, 2001, № 23
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»