ЛЕЛУШ, КЛОД
ЛЕЛУШ, КЛОД (Lelouche, Claude) (р. 1937), французский кинорежиссер.
Родился 30 октября 1937 в Париже. В 13 лет на кинофестивале в Канне получил приз конкурса дебютов за свою короткометражку. Работал оператором короткометражных фильмов. Дебютировал в режиссуре полнометражного художественного кино фильмом Человеческая сущность (1961). Как и несколько последующих кинолент режиссера, эта картина успеха не имела.
В 1966 снимает мелодраму Мужчина и женщина, спонсированную концерном «Форд», которая первоначально задумывалась как реклама его нового автомобиля. Но в результате получилось произведение искусства, фильм получил «Золотую Пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, два «Оскара» за лучший иностранный фильм и оригинальный сценарий и до сих пор считается одной из лучших картин о любви.
Одна из причин успеха фильма в том, что Лелуш создал абсолютную гармонию изображения и звука. Он снял практически немой фильм о двух немолодых людях, ассистентке режиссера и автогонщике, потерявших своих близких и понемногу начинающих проникаться симпатией друг к другу. Их зарождающиеся чувства переданы через сочетание крупных планов, невероятной красоты общих кадров и великой музыки Франсиса Лея. Такое чувство не передать словами или самой отточенной игрой актеров, поэтому Лелуш заставляет зрителя почувствовать его на подсознательном уровне, додумать самому. Одна из удач – крупный план играющего главную роль Жан-Луи Трентиньяна за рулем автомобиля, параллельный долгий внутренний монолог героя, затем, в том же кадре, мелодия Лея.
Огромную роль сыграли и великолепные актеры. Аристократическая красота Анук Эме и обаяние Трентиньяна дополняют друг друга, сливаясь и превращая их дуэт в одну из самых убедительных романтических пар кино. Что же касается модного в те годы визуального ряда, где в рваном монтаже цветные кадры переплетаются с черно-белыми, то Лелуш объяснил это тем, что у него не хватило денег, чтобы снять весь фильм в цвете.
После мирового успеха фильма Лелуш и его компания «Фильм 13» получают возможность снимать кинокартины с большим бюджетом и участием французских кинозвезд. Лелуш ставит несколько кассовых фильмов, в прессе практически каждая его новая работа подвергается насмешкам, но зрители встречают их с энтузиазмом и восторгом. В числе коммерческих удач Лелуша 1970-х: авантюрная комедия Приключение есть приключение (1972) и криминальная комедия об ограблении Операция «С новым годом!» (1973) с Лино Вентурой в главных ролях, детектив Кошки-мышки (1975) с Мишель Морган, драма Второй шанс (1976) с Катрин Денев и Анук Эме, вестерн Еще один мужчина, еще один шанс (1977) с Джеймсом Кааном.
Одна из безусловных удач Лелуша – фильм Баловень судьбы, принесший премии «Сезар» двум постоянным соратникам режиссера, актеру Жану-Полю Бельмондо и композитору Франсису Лею. Герой Бельмондо, миллионер и светский лев, устав от мирской суеты и воспользовавшись слухами о своей гибели, исчезает где-то в Африке, начав другую жизнь, но спустя много лет решает вернуться. Экзистенциальная глубина фильма – вызов недоброжелателям режиссера, обвинявшим его в примитивности. Сотрудничество с Бельмондо Лелуш продолжил в амбициозной попытке экранизации романа Гюго Отверженные, действие которого режиссер перенес в 20 в. Картина вызвала противоречивые мнения в прессе и не очень удачно прошла в прокате, хотя и принесла Лелушу приз «Золотой глобус» за лучший иностранный фильм. В последние годы он снимал фильмы в разных жанрах: драмы (Случайности и закономерности, 1997), комедии (Одна за всех, 1999) и, конечно же, истории об отношениях Мужчины и Женщины.
ФИЛЬМОГРАФИЯ
Любовь со многими если (L'Amour avec des si, 1962); Девушка и ружья (Une fille et des fusils, 1964); Ночная женщина (La femme spectacle, 1964); Жан-Поль Бельмондо (Jean-Paul Belmondo, 1965, документальный); Великие мгновения (Les grands moments, 1965); Мужчина и женщина (Un homme et une femme, 1966); Вдали от Вьетнама (Luin de Vietnam, 1967, документальный); Жить чтобы жить (Vivre pour vivre, 1967); 13 ночей во Франции (13 jours et France, 1968, документальный); Мой любимый мужчина (Un homme qui me plaut, 1969); Жизнь, любовь, смерть (La vie, l'amour, la mort, 1969); Мошенник (Le Voyou, 1970); Смик Смэк Смок (Smic Smac Smoc, 1971); Приключение есть приключение (L'aventure, c'est l'aventure, 1972); Операция «С Новым годом!» (La Bonne annee, 1973); Глазами восьми (Visions of Eight, 1973, фрагмент); А сейчас, моя дорогая (Toute une vie, 1974); Узы брака (Mariage, 1974); Кошки-мышки (Le Chat et la souris, 1975); Плохие парни и хорошие парни (Le bon et les mechants, 1976); Второй шанс (Si c'etait a refaire, 1976); Еще один мужчина, еще один шанс (Un autre homme, une autre chance, 1977); Робер и Робер (Robert et Robert, 1978); Нас двое (A nous deux, 1979); Одни и другие (Les uns et les autres, 1981); Эдит и Марсель (Edith et Marcel, 1983); Одни и другие (Les uns et les autres, 1983, ТВ); Да здравствует жизнь! (Viva la vie!, 1984); Уйти, вернуться (Partir, revenir, 1986); Внимание, бандиты! (Attencion Bandits!, 1986); Мужчина и женщина: двадцать лет спустя (Un homme et une femme, 20 ans deja, 1986); Баловень судьбы (Itineraire d'un enfant gate, 1988); Прекрасная история (La belle histoire, 1992); Все это? за это?! (Tout сa? Pour сa!, 1993); Отверженные (Les Miserables, 1996); Люмьер и компания (Lumiere et compagnie, 1996); Мужчины, женщины: Руководство по эксплуатации ( Hommes, femmes, mode d'emploi, 1996); Случайности и закономерности (Hasards ou coincidences, 1997); Одна за всех (Une pour toutes, 1999); А сейчас, дамы и господа? (And Now... Ladies and Gentlemen?, 2002); 11.09.01 – 11 сентября (11'09''01 – September 11, 2002, эпизод «Франция»); Род человеческий: парижане (Le genre humain - 1: Les parisiens, 2004); Род человеческий: (Le Genre humain-2: Le bonheur c'est mieux que la vie, 2005); Род человеческий: (Le Genre humain-3: Les ricochets ou la legende des siecles, 2006); У каждого свое кино, 2007; Железнодорожный роман, 2007; Женщина и мужчины, 2010.
Михаил Водопьянов
Peter Lev. Claude Lelouch, Film Director. Fairleigh Dickinson Univ Press, 1982
Claude Lelouch. A Man and a Woman. Faber & Faber, 1989
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»