КОРРАЛЬ
КОРРАЛЬ (исп. corral – огороженное место, двор), испанское название первых стационарных театральных помещений (середина 16 в.).
Развитие средневекового театра в Испании имело свои отличительные особенности. В стране с сильным влиянием католической церкви религиозный театр пользовался большей популярностью и авторитетом, нежели в других странах Европы. Так, окончательное запрещение на представления литургической драмы в церкви в Испании произошло существенно позже, чем в остальной Европе, – только в 1559. Однако выходу религиозных представлений на паперть и улицы в Испании сопутствовало введение монополии на театральные представления. Монополию получили церковные братства, в отличие от других стран, где представления мистерий организовывались муниципалитетом совместно с городскими цехами ремесленников. Поначалу церковные братства для проведения религиозных представлений арендовали дворы больших зданий (отсюда и возник термин корраль). Там устанавливалась сцена, перед которой ставились несколько скамеек с дешевыми местами для демократической публики (хотя основная часть зрителей смотрела спектакль стоя). Зарешеченные окна домов служили ложами для знатных дам. Спектакли проходили днем, а потому не нуждались в искусственном освещении.
В середине 16 в. церковные братства начали строить и стационарные театральные помещения, которые сохранили название корраль. В Мадриде «Корраль де ла Крус» открылся в 1579, «Корраль дель Принсипе» – в 1582. Такие же театральные помещения действовали и в других городах – Севилье, Валенсии, Барселоне, Гранаде и др.
Именно с представлениями в корралях связан золотой век испанского театрального Ренессанса – здесь, наряду с т.н. auto sacramental («священное действо», жанр религиозного испанского театра, аналогичный мираклю) шли демократические, истинно народные пьесы Л. де Вега Карпьо, основоположника национальной испанской драматургии, и его последователей. Однако период свободного творчества продолжался недолго: в 1598 испанский король Филипп II запретил светские представления. Его сын, Филипп III, в 1600 снял этот запрет, но ввел строгую цензуру, в том числе – на репертуар, манеру исполнения и т.д. В 17 в. гонения на театр в Испании были усилены, в 1665 все публичные театры были закрыты, и этот запрет был отменен только через пятнадцать лет.
Тем не менее, термин корраль из языка не ушел, это название мадридские театры сохраняли до начала 19 в. (например, «Корраль Пачека» – впоследствии «Испанский театр»).
Татьяна Шабалина
Дживилегов А., Бояджиев Г. История западно-европейского театра. М., 1991
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»