ДЕ НИРО, РОБЕРТ
ДЕ НИРО, РОБЕРТ (De Niro, Robert) (р. 1943), американский киноактер, режиссер, продюсер. Родился 17 августа 1943 в Нью-Йорке в семье художников. С детства увлекался театром, занимался в драматических студиях – сначала у Марии Пискатор, затем у Стеллы Адлер и Ли Страсберга. Первый опыт съемок в кино получил в 1964 во Франции, когда навещал уехавшего туда отца (это был фильм М.Карне Три комнаты в Манхэттене (Trois Chambres a Manhattan, 1965). Тогда же сыграл в картине Б.Де Палма Свадьба (The Wedding Party, фильм вышел в 1968), а затем успешно дебютировал на сцене одного из небольших бродвейских театров. Такое удачное начало, однако, не было связано с настоящей «звездной» ролью, и молодому актеру пришлось пройти через добрый десяток посредственных картин (Кровавая мама, Bloody Mama, 1970; Привет мамуля!, Hi, Mom, 1970; Банда, которая не умела играть честно, The Gang That Couldn't Shoot Straight, 1971; Думая о Дженнифер, Jennifer On My Mind, 1971; и т.д.), прежде чем он встретился с режиссером М.Скорсезе. В итоге подлинным открытием Де Ниро стала роль Джонни Боя (Злые улицы, Mean Streets, 1973) – молодого энергичного отщепенца, дерзко противопоставившего себя не только закону, но и мафии. За этим успехом вскоре последовал новый, еще более значительный: Ф.-Ф.Коппола, намеревавшийся снимать Де Ниро еще в первом фильме своей саги о «крестном отце», предложил актеру сыграть молодого Вито Корлеоне во втором фильме (Крестный отец-2, The Godfather Part II, 1974). В этой роли Де Ниро выглядел настолько органичным и точным в нюансах, что по праву получил не только «Оскар» за лучшую второстепенную роль, но и негласный титул «преемника Марлона Брандо». Одновременно актер смог оценить свои возможности и в европейском авторском кино, сыграв одну из двух главных ролей (землевладелец Альфредо) в эпопее Б.Бертолуччи ХХ век (Novecento – фильм вышел на экраны в 1976), – правда, восторженных оценок эта работа не получила..
Джонни Бой, Вито Корлеоне, Брюс Пирсон (Бей в барабан медленно, Bang the Drum Slowly, 1973), – все эти герои, сыгранные Де Ниро до 1976, были схожи в том, что предпочитали жить по законам криминального мира. Однако в 1976 Де Ниро нарушает эту традицию ролью ветерана вьетнамской войны Тревиса Бикля (Таксист, Taxi Driver М.Скорсезе) – доведенного до психоза аутсайдера, в одиночку сражающегося с криминальной стихией. И фильм, и герой Де Ниро произвели подлинную сенсацию в Каннах (приз «Золотая ветвь»), мировая критика увидела в них трагический симптом крушения всех надежд и иллюзий. После этого Де Ниро подтверждает свою профессиональную зрелость, участвуя в таких масштабных голливудских проектах, как Последний магнат (The Last Tycoon, 1976) и Охотник на оленей (The Deer Hunter, 1978), однако наиболее полно он раскрывается в фильмах Скорсезе. В фильме Нью-Йорк, Нью-Йорк (New York, New York, 1977) он играет непризнанного виртуоза-саксофониста, а в Разъяренном быке (Raging Bull, 1980) – боксера Джейка Ла Мотту, который, в отличие от мифического Рокки, несет на себе отпечаток жестоких и неприглядных реалий закулисной жизни американского спорта. Познакомившись с реальным прототипом своего героя, Де Ниро смог в равной мере убедительно показать его и во время боев на ринге, и спустя много лет, когда растолстевший и постаревший Ла Мотта находит себя в теневом бизнесе. За эту роль он был удостоен «Оскара».
В середине 1980-х годов «гангстерская галерея» Де Ниро пополнилась более чем колоритным портретом еврейского мафиози по кличке Нудлз («Лапша») в криминальной саге режиссера С.Леоне Однажды в Америке (Once Upon a Time in America, 1984). Циничный, вульгарный, но не лишенный отрицательного обаяния и чувства вины за содеянное, Нудлз выглядел иначе, чем сдержанный и высокомерный Вито Корлеоне. Через шесть лет Де Ниро нашел для этого социального типа новые краски – на этот раз в фильме Скорсезе Хорошие парни (Goodfellas, 1990), где сыграл добродушного с виду, но холодного и жестокого босса-мафиози Джеймса Конвея. Не отказывая зрителям в удовольствии еще раз увидеть его в подобных ролях, Де Ниро психологически объемно и реалистично изобразил воротилу игорного бизнеса в Казино (Casino, 1995, режиссер Скорсезе), а затем решил подобный образ в гротескно-комическом ключе в комедии Анализируй это (Analyze This, 1999). В иронической драме Хвост виляет собакой (Wag the Dog, 1997) Де Ниро, не прибегая к шаржу и эксцентрике, создал сатирический портрет президентского советника, мастера «пиара» Конрада Бина, ловко манипулирующего массовым сознанием. В 1990-е годы актер играл и не свойственных для него персонажей – например монстра, созданного доктором Франкенштейном, в фантастическом хорроре К.Бранаха Франкенштейн Мэри Шелли (Mary Shelley's Frankenstein, 1994), однако на общем фоне его творчества эта и подобные роли (например, конкистадор Мендоза в Миссии, The Mission, 1986) выглядят мало оправданным экспериментом. В 1993 Де Ниро сам поставил ретро-драму Сказки Бронкса (A Bronx Tale), где также сыграл главную роль.
Дуган Э. Неприступный Роберт Де Ниро. М., 1997
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»