ПРЕСЛИ, ЭЛВИС
ПРЕСЛИ, ЭЛВИС (Presley, Elvis Aaron) (1935–1977), американский артист, певец, музыкант, аранжировщик, положивший начало новой эпохе в музыке, давший толчок развитию и популяризации музыкального стиля «рок-н-ролл». Одна из крупнейших фигур в истории популярной культуры. В 1950-е стал кумиром молодежи, лидером рок-музыкальной революции, «королем рок-н-ролла».
Помимо отличных внешних данных Пресли обладал сильным и необычайно выразительным «гипнотическим» голосом и с успехом работал в разных вокальных жанрах. Об этом свидетельствуют не только классические рок- и поп-шлягеры, но и записи религиозных гимнов и рождественских баллад. Пресли привнес в европейскую поп-музыку неукротимую энергию и раскрепощенную агрессивность ритм-энд-блюза. Скандальные новации исполнительской манеры Пресли – например, его знаменитое вращение бедрами на сцене, вызывавшее истерику юных зрительниц, были позаимствованы из репертуара чернокожих певцов. Во многом благодаря его харизме фактически было покончено с расовой сегрегацией в музыкальной индустрии, и чернокожие пионеры рок-н-ролла (Чак Берри, Литтл Ричард) начали быстро завоевывать американский массовый рынок.
Родился Элвис Пресли 8 января 1935 в предместье Тюпело, маленького городка в штате Миссиссипи в бедной семье мелкого фермера. Его знакомство с музыкой произошло в возрасте двух лет в церкви, где он услышал госпел, евангельские песнопения, которые впоследствии стали основой его творчества. Жизнь по соседству с постоянно звучавшей музыкой африканских иммигрантов, оказала на него большое влияние. Петь начал в раннем детстве. За годы учебы в средней школе освоил фортепиано, ставшее его любимым инструментом, и гитару.
С переездом в 13 лет в Мемфис, штат Теннесси, Пресли попал в новое музыкальное окружение. Он посещает выступления блюзовых исполнителей, популярных певцов в стиле кантри, ходит на танцевальные вечера. Феноменальная память, редчайшая музыкальность и прекрасное знание музыки американского Юга позволили ему впоследствии исполнять песни самых разных стилей и направлений.
После окончания школы в 1953, он работал водителем грузовика, и тогда же сделал свою первую еще непрофессиональную запись в студии «Сан» (Sun), т.н. инкубаторе рок-н-ролла (одновременно с Пресли там записывались Карл Перкинс, Рой Орбисон, Джерри Ли Льюис), родившегося из блюза и кантри американского Юга. Им заинтересовался владелец студии Сэм Филлипс, который давно искал белого певца, который мог бы исполнять композиции со афроамериканским звучанием певца в стиле R&B. Элвис не только воплотил эту идею Филлипса, но и принёс студии широкую известность. Первая же выпущенная пластинка Всё в порядке, мама (That's All Right, Mama) имела огромный успех. После сенсационных выступлений Пресли на радио и концертах, после выхода дальнейших синглов, на него обратил внимание бывший ярмарочный торговец «Полковник» Томас Паркер, ставший его пожизненным менеджером. Он выкупил контракт у Филлипса, организовал концерты, записи на телевидении и в компании Эр Си Эй (RCA). Тем самым он вывел Элвиса за пределы Юга. Вскоре о певце заговорила вся Америка, а затем и весь мир. В 1956 Элвис был приглашён в Голливуд. Паркер подписал трехгодичный контракт с МГМ (MGM), но по сложившейся традиции продюсер Хэл Уоллис уступил артиста компании «20 век Фокс», где ему предложили роль в фильме Братья Рено. Для фильма была выбрана баллада времен Гражданской войны Ора Ли (Ora Lee), которую Элвис переделал в Люби меня нежно (Love Me Tender). Когда сингл с ней был продан миллионным тиражом, фильм также получил новое название Люби меня нежно.
До ухода в армию в 1958 Элвис успел сняться в фильмах Любя тебя (Loving You), Тюремный рок (Jailhouse Rock) и Король Креолов (King Creole), которые имели успех у публики. От фильма к фильму рос артистический талант Пресли, чему способствовал достаточно крепкий драматургический материал. Но главным в них была музыка, хотя в целом кинокарьера Пресли оказалась неудачной. После успешного кинодебюта он в 1960-е снимался в весьма посредственных музыкальных и костюмных мелодрамах – На все руки мастер (Roustabout), Сердцеед (Girl Happy), Без царя в голове (Harum Scarum), Малютка-Галахед (Kid Galahad), в которых исполнял слащаво-сентиментальные баллады. В Голливуде в работе над песнями Пресли проявил самостоятельность, он взял всю музыкальную часть на себя: сам выбирал песенный материал, выстраивал музыку, менял тексты, делал от 30 до 60 дублей.
Во время армейской службы в Германии (1958–1960), не имея возможности выступать и записываться, он посвятил свое свободное время занятиям музыкой: развил голос до 3-х октав, укрепил ноты в верхнем регистре. При этом выявились его знаменитые «бархатные» низкие ноты.
Вернувшись в США, Элвис продолжил съемки в Голливуде и записи на студиях Эр Си Эй. Первые синглы с песнями Сейчас или Никогда (It's Now or Never) и Одиноко ли тебе вечером? (Are You Lonesome Tonight?) стали хитами, каждый из которых был продан миллионным тиражом. С большим прокатным успехом прошли по экранам фильмы Солдатский блюз (G.I.Blues) и Голубые Гавайи (Blue Hawaii) (диск с песнями к фильму Голубые Гавайи разошелся тиражом в 4 миллиона копий). Однако постепенно фильмы становились все хуже, и все хуже становились звучавшие в них песни. Пресли пытался сделать песни интереснее, но приходил в отчаяние, понимая, что старается зря. Паркер настаивал на большом количестве песен, т.к. они приносили доход, но не очень заботился об их качестве и о качестве сценариев. В конце концов, Элвис заявил, что скорее выйдет из шоу-бизнеса, чем снимется еще в одном фильме.
Паркер подписал контракт со студией Н Би Си (NBC) на производство программы Специальное возвращение (Comeback Special). Пресли осуществлял художественный контроль над созданием этого телешоу. Он исполнил попурри из своих старых хитов 1950-х годов в новой аранжировке и, тем самым, подарил им новую жизнь, а также несколько песен, написанных специально для программы.
Шоу вышло в эфир накануне Рождества 1968 и имело самый большой рейтинг в стране (89%). В 1969, после большого перерыва, связанного с киноконтрактом, Пресли вышел на сцену отеля «Интернейшнл» в Лас Вегасе, но когда понял, что Паркер использует его пристрастие к азартным играм, Элвис начал турне по стране, которое продолжалось вплоть до его внезапного ухода. В перерывах между турне продолжались записи дисков, многие из которых также продавались миллионными и более тиражами. Концерты шли с большим успехом, собирая колоссальные аудитории (самыми успешными стали концерты в нью-йоркском центре «Мэдисон-сквер-гарден» (1972) и на Гавайях (1973), но артист пребывал в тяжелом душевном состоянии. Также как и в случае с Голливудом, эти концерты начали превращаться в рутину.
В 1973, в ответ на просьбы певца о заграничных гастролях, Паркер договорился о спутниковом концерте Привет с Гавайских островов (Aloha From Hawaii). Он транслировался на 40 стран мира и был последним проектом, сделанным Паркером специально для Пресли.
В январе 1976 Пресли записал свой последний диск Грустное настроение (Moody Blue), сингл с песней которого сразу же стал «золотым». После этого он отказался записываться и оставил за собой только выступления. Хотя он был болен (к концу жизни певец весил свыше 200 кг, с трудом передвигался, спал на специально усиленной кровати и почти не выходил из дома), болезнь не затронула его голоса, до конца он был таким же властным, красивым и проникновенным.
Умер Пресли в своем поместье Грейсленд в Мемфисе (шт. Теннеси) 16 августа 1977.
Внезапная смерть породила множество слухов, хотя наиболее вероятной причиной была передозировка наркотиков. Посмертная слава Пресли обрела черты массового культурного мифа (слухи об «инсценировке самоубийства», конкурсы двойников Пресли и пр.), подкрепленного многочисленными переизданиями его записей. Поток паломников к его могиле не иссякает до сих пор.
В течение жизни он получил 99 золотых и платиновых дисков, а общее проданных копий составило 1 миллиард экземпляров. Его аудио и видеозаписи расходятся огромным количеством копий, побивая все мыслимые и немыслимые рекорды. Элвис Пресли продолжает оставаться одним из центральных культурных феноменов.
Наталья Галаджева
См. также МУЗЫКА ПОПУЛЯРНАЯ, РОК-МУЗЫКА.
Джентри Т. Элвис Пресли. М., 1999
Уитмер П. Элвис Пресли: Психобиография певца. Ростов-на-Дону, 1999
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»