КРЕЙН, СТИВЕН
КРЕЙН, СТИВЕН (Crane, Stephen) (1871–1900), американский писатель. Родился 1 ноября 1871 в Ньюарке (шт. Нью-Джерси) в многодетной семье методистского священника. Учился без особого рвения, сменил несколько учебных заведений (Лафайет-колледж, Сиракузский университет и др.), отвлекаясь на журналистику, писательство и бейсбол. В 1891 работал у брата в агентстве новостей. В следующем году переехал в Нью-Йорк, стал газетным репортером, снимал комнату в трущобном районе. О жизни обитателей нью–йоркских меблированных комнат поведал его первый роман Мэгги, уличная девчонка (Maggie: A Girl of the Streets, 1893), история молодой работницы, покинутой соблазнителем, отвергнутой семьей и в отчаянии покончившей жизнь самоубийством. Внешне сюжет и персонажи Мэгги повторяют общие места морализаторской литературы, но роман обретает глубину, когда от обличения согрешившей героини переходит к осуждению глухого бессердечия, превращающего жизнь низших слоев общества в подобие джунглей. Издатели отвергли Мэгги, и Крейн напечатал роман за свой счет под псевдонимом Джонстон Смит (Johnston Smith). Книга не разошлась, но была одобрена Х.Гарлендом и У.Д.Хоуэллсом, которым писатель отослал экземпляры.
В 1894 сокращенный вариант романа о Гражданской войне Алый знак доблести (The Red Badge of Courage) напечатали сотни газет. Отдельное полное издание романа в 1895 принесло писателю известность и финансовый успех. В 1896 он переиздал Мэгги, умерив морализаторство и смягчив язык. В том же году вышли романы Мать Джорджа (George's Mother, 1896), реалистическая картина распада отношений между блудным сыном и религиозной матерью; Третья фиалка (The Third Violet, 1896), романтическая история любви нью-йоркских художников; На действительной службе (Active Service, 1899); О'Рудди (The O'Ruddy, 1903, завершен Р.Барром после смерти писателя).
Ободренный успехом в прозе, писатель обнародовал свое поэтическое творчество. Стихи в сборнике Черные всадники и другие строки (The Black Riders and Other Lines, 1895) навеяны поэзией Э.Дикинсон и объединены мотивом странствий поэта. В сборник Добрая война (War is kind, 1899) вошли ранние и поздние стихи. Крейн известен и как мастер психологического рассказа (сборники Маленький полк – The Little Regiment, 1896; Чудовище и другие рассказы – The Monster and Other Stories, 1899; Уиломвильские рассказы – Whilomville Stories, 1900). Репортерские впечатления нашли достойное художественное воплощение в новеллах сборников Шлюпка и другие приключенческие рассказы (The Open Boat and Other Tales of Adventure, 1898), Раненые под дождем (Wounds in the Rain, 1900).
В 1895 Крейн совершил поездку по западным штатам и Мексике и написал серию очерков для газет. В созданных позднее рассказах Голубой отель (The Blue Hotel) и Как новобрачная приехала в Йеллоу-Скай (The Bride Comes to Yellow Sky) это путешествие отозвалось не только местным колоритом, но и реалистическими картинами цивилизующегося американского Запада. В конце 1896 Крейн уехал на Кубу. Cудно, на котором он отправился, затонуло, и Крейн чудом добрался до берега (позже эта история послужила основой хрестоматийного рассказа Шлюпка). В 1897 он посылал репортажи с театра греко-турецкой войны. После ее окончания обосновался в Англии. В числе его друзей-литераторов – Г.Джеймс, Дж.Конрад, Г.Уэллс. Последние годы жизни писателя были омрачены туберкулезом и долгами, вынуждавшими работать не покладая рук. Умер Крейн в Баденвайлере 5 июня 1900.
Прославивший Крейна Алый знак доблести – роман утраченных иллюзий. Романтические представления о войне новобранца-северянина Генри Флеминга опрокидывает реальность, проза войны, с ее однообразием, неразберихой и кровавой бойней. Струсив во время атаки южан, герой пытается «логически» оправдать себя, подавить страх, мечтает о «маленьком алом знаке доблести». По иронии судьбы, его мечта сбывается: другой убегающий от противника солдат в панике бьет его прикладом ружья, и рана на голове становится свидетельством участия Генри в бою. В дальнейшем он и сам свыкается с этой мыслью, поражает всех своей бравадой, однако за высокопарностью его размышлений таится ирония, допускающая, что это только самовнушение, очередная иллюзия. В изображении войны Крейн показал себя благодарным читателем военной прозы Л.Н.Толстого. Приверженец натурализма, мастер импрессионистического письма, Крейн стоял у истоков современной американской литературы. Его уроки усвоили Т.Драйзер, Дж.Т.Фаррел, Э.Хемингуэй и авторы «крутого детектива», а в поэзии – К.Сэндберг и имажисты.
Крейн С. Алый знак доблести; Рассказы. М. – Л., 1962
Васильевская О.В. Творчество Стивена Крейна. М., 1967
Спиллер Р.Э. К вопросу о натурализме в прозе. – В кн.: Литературная история Соединенных Штатов Америки, т. 3. М., 1979
Крейн С. Мэгги, уличная девчонка. – В кн.: Американская повесть, т. 1. М., 1991
Крейн С. Полное собрание стихотворений. Чебоксары, 1994
Ответь на вопросы викторины «Знаменитые речи»