БУБЕННОВ, МИХАИЛ СЕМЕНОВИЧ
БУБЕННОВ, МИХАИЛ СЕМЕНОВИЧ (1909–1982), русский писатель. Родился 8 (21) ноября 1909 в с.Второе Поломошнево Алтайского края, в семье крестьянина – активного участника борьбы за советскую власть в Сибири. В 1927 окончил школу-девятилетку с педагогическим уклоном и около пяти лет преподавал в сельских школах Сибири и Татарии. Печатался с 1927, в 1929 участвовал во Всесоюзном съезде крестьянских писателей. Первое крупное произведение Бубенного – повесть о коллективизации в сибирской деревне Гремящий год (1929–1930, опубл. 1932). Много публиковался в газетах, альманахах и сборниках Сибири и Татарстана (очерки и рассказы о колхозном строительстве, сибирских партизанах, бойцах за советскую власть). Первые сборники рассказов писателя – В половодье, Бессмертие (оба 1940) посвящены Гражданской войне.
С 1942 Бубеннов на фронте (солдат-минометчик, затем военный корреспондент дивизионной и армейской газет). В 1946 появилась книга первая его самого известного романа Белая береза, над которым автор работал с 1942, принесшая ему в 1948 Государственную премию и популярность в стране и за ее пределами (роман выдержал более 50 изданий, переведен почти на все языки народов СССР и многие иностранные языки).
Забытый ныне, этот роман еще в 1980-е годы характеризовался официальным литературоведением как одно из лучших (наряду с романами Они сражались за родину М.Шолохова и Русский лес Л.Леонова) отечественных произведений о войне, как попытка на масштабном эпическом полотне создать обобщающий образ народного героя.
Восторги литературных экспертов по поводу Белой березы (восхищавшихся, в числе прочего, и правдивым мастерством Бубеннова-баталиста), захлестнувшие в конце 1940-х годов страницы периодической печати, в 1950-е годы, особенно после 20 съезда КПСС, сменились жесткой критикой романа, прежде всего его второй части (1952), представившей настолько идеализированно-схематичный образ Сталина, гениального полководца и лучшего из людей, что от него покоробило даже самого вождя. Бубеннов отказался от написания намеченной 3-й части своей эпопеи, переключившись на новые, столь же актуальные для внутренней политики партии и правительства темы: освоение молодежью целины (роман Орлиная степь, 1959), индустриальное строительство в Сибири (роман Стремнина, 1971) и т.п.
Бубеннов участвовал в кампании «борьбы с космополитизмом» (ст. Нужны ли сейчас литературные псевдонимы?), фигуру его, по-видимому, следует рассматривать в социально-историческом аспекте, так как его творчество отвечало веяниям своего времени.
Некогда знаменитый, а теперь столь же категорично изгоняемый из культурной памяти соотечественников творец советской мифологии обладал писательским даром, силой словесного мазка, реальным чувством сопричастности народной жизни, о чем свидетельствуют многие страницы первой части романа Белая береза. Бубеннов оставил также множество публицистических и литературно-критических статей, мемуарные произведения (Зарницы красного лета, 1977, и др.).
Умер Бубеннов в Москве 3 октября 1982.
См. также РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Каллустова Н. М.С.Бубеннов. Баку, 1956
Бубеннов М. Собрание сочинений, тт. 1–4. М., 1981–1982
Бубеннов М. Светлая даль юности. М., 1984
Ответь на вопросы викторины «Литературная викторина»