БЕЛЯЕВ, ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ
БЕЛЯЕВ, ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ (1909–1990), русский писатель, публицист. Писал на русском и украинском языках. Родился 4 (17) апреля, по др. данным 8 (21) марта 1909 в Каменец-Подольском (Украина), в семье убежденных коммунистов; после школы окончил Каменец-Подольское фабрично-заводское училище при заводе «Мотор»; в год смерти Ленина (1924) стал комсомольцем. В 1926 – литейщик на Первомайском машиностроительном заводе им. П.Шмидта в Бердянске, после службы в армии (1929–1930) переехал в Ленинград, работал на заводе «Большевик»; в 1931 вступил в партию.
Первая публикация Беляева – заметка в подольской «Рабоче-крестьянской газете» о «буржуазных нравах» его учителей («Учителя образца 1902 года... очень любят, когда их называют «пане учитель», и хмурятся, когда ученики, обращаясь к ним, употребляют слово «товарищ»...). С середины 1920-х годов Беляев активно публиковался в газетах, в Ленинграде завел литературные знакомства (Н.Тихонов, М.Зощенко, В.Саянов, Ю.Герман). Один из первых его рассказов, Ровесники, был отмечен премией на Всесоюзном конкурсе рабочих авторов. Особое участие в судьбе Беляева принял С.Маршак, подсказавший начинающему писателю идею воспоминаний о детстве с ключевым символом-метафорой «старой крепости». Первым обращением к сюжету, легшему в основу будущей трилогии, стал рассказ В старой крепости (1935), затем появилась повесть Подростки (1936), в расширенном виде опубликованная отдельным изданием в 1937 под названием Старая крепость (2-е перераб. изд. – 1939). С 1938 Беляев – член Союза писателей СССР.
В 1939–1940 Беляев опубликовал сборники рассказов Украинские ночи, Голос Тараса (на основе одноименного рассказа, включенного в оба сборника, в 1941 Беляев создал киноповесть с тем же названием), Соседи и др., где в числе прочих разрабатывается постоянная для писателя тема жизни украинских мальчишек периода Гражданской войны и в качестве действующих лиц выступают герои Старой крепости – Василь Манджура и Петька Маремуха. В 1940 в журнале «Звезда» публикуется продолжение Старой крепости, 2-я часть будущей трилогии – повесть Дом на Житомирской (отд. изд. 1941, под названием Дом с привидениями; в 1951 вышла под названием На берегах Днестра).
С началом войны, оказавшись в осажденном Ленинграде, Беляев вступил в народное ополчение; весной 1941 умирающего от голода писателя переправили по «Дороге жизни» в Мурманск, где он работал корреспондентом Совинформбюро (сборники антифашистской публицистики 1941–1943 Варвары с моноклями (Немцы в Польше), Ленинградские ночи, сб. повестей и рассказов Залив в тумане, 1943, и др.).
В августе 1944 Беляева как корреспондента Всесоюзного радио направили в район Западной Украины, включив в «Чрезвычайную комиссию по расследованию зверств гитлеровских и украинских националистов, поддерживаемых греко-католической церковью». Содержательной основой повестей и рассказов и особенно публицистики Беляева послевоенных лет (под различными псевдонимами) становится документ, идейным же наполнением – острый обличительный пафос, направленный прежде всего против униатской церкви и «украинских националистов» (характерное название одного из публицистических сборников – Формула яда). В годы, когда еще было мало известно о героях Брестской крепости, Беляев написал о подвиге пограничников документальную повесть Граница в огне (1948).
В русле обозначенных тем лежат и повести Беляева Застава над Бугом (1949) и В старинном доме (1981). Одно из заметных произведений писателя – повесть Кто тебя предал? – о дочери священника, мечтавшей стать ученой, но погибшей в юности по вине духовных пастырей (в т.ч. униатского митрополита). По мотивам повести в 1960 режиссер В.И.Ивченко поставил фильм Иванна.
В 1950 году вышел роман Беляева Город у моря (отд. изд. 1951), заключительная часть трилогии, получившей свое общее наименование по названию первого романа – Старая крепость (Государственная премия, 1952). По мотивам трилогии Беляев в соавторстве с М.Блейманом написал сценарий, в 1955 режиссер В.Наумов поставил фильм Тревожная молодость.
По признанию самого автора, трилогия была скорее «дневником воспоминаний» – столь очевиден автобиографизм в этом бесхитростном и динамичном рассказе о приграничном украинском городе, гимназии, затем о трудовой школе, курсантском общежитии, о борьбе с петлюровцами и немецкими интервентами и участии в ней мальчишек, уже размежевавшихся по социальному статусу и политическим пристрастиям, с «хорошими» сторонниками новой власти и «плохой» нэпманшей, нарумяненной старухой, чей «танцевальный салон» не только очаг растления молодежи, но и явочная квартира антисоветчиков. Трилогия Старая крепость, включенная Детгизом в серию «Золотая библиотека», более 30 раз переиздавалась в нашей стране и за рубежом, на ее основе был сделан ряд инсценировок и создан многосерийный телефильм.
Наставительно-пропагандистский пафос, свойственный Беляеву, с особой отчетливостью проявился в его многочисленных публицистических выступлениях, среди которых выделяется книга, посвященная украинскому писателю и публицисту Я.Галану Я обвиняю! (1978; совместно с А.Елкиным Беляев также автор биографической книги Ярослав Галан, 1971).
Типичный представитель комсомолии 1920-х годов, Беляев до конца дней сохранил юношеский максимализм и наивно-романтическую веру в неизменную победу добра над злом. Ни разу не изменивший своим первоначальным идеалам, не трансформировавшийся духовно, не переживший тяжелых сомнений, Беляев в определенном смысле остался в душе тем украинским хлопцем, каким застал его в родном городе 1918-й год.
Умер Беляев в Москве 11 февраля 1990.
См. также РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Кущ О.П. В.Беляев. Библиографический указатель. Львов, 1956
Разумневич В.Л. Владимир Беляев. М., 1983
Беляев В. Собрание сочинений, тт. 1–3. М., 1988–1989
Ответь на вопросы викторины «Псевдонимы...»