КЛЮН, ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ
КЛЮН, ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ (наст. фамилия Клюнков) (1873–1943), русский художник и теоретик искусства, мастер русского авангарда первой половины 20 в.
Родился в деревне Большие Горки (Владимирская губерния) 20 августа (1 сентября) 1873 в семье плотника. В 1881 переселился вместе с семьей на Украину. В 1890-е годы работал вместе с отцом на сахарном заводе в местечке Рамонь (Воронежская губерния), затем жил в семье дяди в Ломже (Королевство Польское в составе России). Учился в рисовальной школе при Обществе поощрения художеств в Варшаве (1896). Обосновавшись с 1898 в Москве, посещал вплоть до 1908 студии И.И.Машкова, Ф.И.Рерберга и другие школы-студии. Для подписей под картинами изменил свою фамилию «Клюнков» на «Клюн», чтобы не было неприятностей по службе (до 1927 с перерывами служил бухгалтером – отсюда повторяющийся в его искусстве мотив арифмометра). С 1913 участвовал на выставках «Союза молодежи» и других авангардных экспозициях, в 1916 вступил в основанное К.С.Малевичем недолговечное общество «Супремус». Работал в отделе ИЗО (Коллегия по делам изобразительных искусств) Наркомпроса и преподавал во Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские, 1918), с 1920 был сотрудником Инхука (Институт художественной культуры) и РАХН (Российская академия художественных наук). Сотрудничал с объединениями ОСТ и «Четыре искусства».
В ранний период прошел практически через все направления модерна и начального авангарда, окончательно творчески сформировавшись в кубистических – с элементами поэтического абсурда (или «зауми») – вещах (серия Голова пильщика, 1914–1915). Создавал контррельефы и скульптуры как бы из кусочков разъятого на составные части мира (Пробегающий пейзаж, ок. 1915; Музыкант, 1916; оба – дерево, металл и другие материалы, Третьяковская галерея). Своей вершины, вероятно, достиг в «сферических композициях» начала 1920-х годов, выделяющихся особой, как бы «космически-мерцающей» цветографической экспрессией (Беспредметное по принципу свет-цвет, 1921, там же). В полемике с приверженцами «производственного искусства» отстаивал принципы беспредметной картины – картины как чистого художественного эксперимента, а не технического «проекта». Период пуризма или своего рода посткубизма второй половины 1920 – начала 1930-х годов завершился у Клюна переходом к традиционно-фигуративной живописи, которая, однако, не принесла ему успеха: исключенный из кооператива «Всекохудожник» (1938), он зарабатывал на жизнь мелкими заказами (рисунки к альбому Пороки древесины для Института лесного хозяйства, 1938).
Умер Клюн в Москве 13 декабря 1943.
См. также ЧЕТЫРЕ ИСКУССТВА.
Клюн И.В. Мой путь в искусстве. Воспоминания, статьи, дневники. М., 1999
И.В.Клюн в Третьяковской галерее (каталог). М., 1999
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»