АББАТСТВО
АББАТСТВО (от лат. abbas – аббат, настоятель монастыря) – католический монастырь, принадлежащий какому-либо монашескому ордену, объединяет монахов, которые живут по единому уставу (правилам). Аббатство возглавляется аббатом (в женском монастыре – аббатисой), подчиняется папе римскому или епископу, функционирует как экономически самостоятельная организация.
Происхождение.
Уже в конце 1 в. в римской общине появляются христиане, ведущие аскетический образ жизни (отказ от брака, собственности, соблюдение постов, воздержание от мяса и вина). Колыбелью монашества были египетские пустыни, куда уходили жить одинокие аскеты. Таким пустынником был св. Антоний Египетский (ок. 251– ок. 356), которого считают «отцом монашества». В 4–6 вв. в пустынях Северной Африки и на Ближнем Востоке появляются колонии аскетов, создаются монашеские общежития, мужские и женские. Создателем такой формы жизни аскетов является Пахомий Великий (ок. 292 – ок. 346), который создал первый монашеский устав с четкими правилами, быстро распространившийся по Ближнему Востоку. Стали строиться монастыри, окруженные мощными стенами с храмами-базиликами, кельями, столовыми, библиотеками. Первый монастырь – Табеннизи (ок. 328).
На Западе монашество появляется в Италии, Галлии, Ирландии, Англии, Шотландии, Германии, Испании в 4–5 вв. Основателем западного монашества является св. Бенедикт Нурсийский (ок. 480 – ок. 550), родившийся в Нурсии. В 529 он обосновался в Монте-Кассино (между Римом и Неаполем) и создал устав, который с 7 в. называется бенедиктинским. Устав регламентировал поведение монахов: требовалось смирение, молитва, послушание, молчание, уединение. Св. Бенедикт отказался от чрезмерного аскетизма, но требовал необходимости личной бедности, смирения, объединяя религиозно-духовную деятельность монастыря с интеллектуально-художественной и с хозяйственной. Монастырь, отгороженный от мира, – не только братство, но и школа, воспитывающая воинов Христовых. Во главе монастыря стоит пожизненный аббат. После разрушения Монте-Кассино (ок. 585) лангобардами его монахи перебираются в Рим и селятся около Латерана. Папа Григорий I Великий (ок. 540–604) принял бенедиктинский устав, и распространение и организация монастырского движения проходили теперь под покровительством папы. Св. Бенедикт Анианский (ок. 750–821) систематизировал правила бенедиктинцев, и реформированный им устав стал основой для организации монастырей. В 10–11 вв. орден бенедиктинцев находился на вершине могущества. См.также ПАП СПИСОК.
В Ирландии монастыри появлялись очень быстро и представляли собой городки из хижин отшельников, объединенных вокруг дома аббата. Эти монастыри стали центрами распространения монашества в 5–9 вв. в Англии, Шотландии, потом перекочевали на континент (Анегрей в Вогезах, Фонтене). Ирландские и английские монахи распространяли монашество в Европе. Они, папство, франкские государи и церковь содействовали успеху устава Бенедикта. При содействии папы Григория I Великого в Англии была организована английская церковь, ряд бенедиктинских монастырей, было положено начало монастырю Св. Петра в епископской резиденции – Кентербери.
К началу 9 в. устав Бенедикта утверждается в Италии, Франции, Германии, Англии, Испании.
В 10 в. в Европе существовало несколько монашеских орденов. Одним из крупных орденов был монашеский орден Клюни – ответвление от бенедиктинского монашества. В 910 был основан небольшой монастырь на вилле Клюни, в Бургундии (Франция). Основателем ордена был герцог Гийом Аквитанский. В 931 папа Иоанн XI (931–935) подтвердил привилегии аббатства. При аббате Одило (994–1048) орден Клюни стал ведущим аббатством, которому подчинялись другие монастыри. Орден первым пытается сознательно сплотить монастыри и объединить монашество (к началу 12 в. от Клюни зависело 65 монастырей). Клюни в 11–12 вв. крупный центр духовной и культурной жизни. Суровый образ жизни, строгость и послушание во внутренней жизни, благотворительность и гостеприимство во внешней жизни – характерно для жизни этого ордена.
Орден цистерианцев был учрежден в 1098 св. Робертом Молезмским (ум. 1110) в селении Сито, в Бургундии (Франция), где св. Роберт и 14 братьев выстроили часовню и несколько хижин, тем самым основав новый монастырь Цистерциум. Аббатства цистерианцев в Европе и Англии пользовались автономией, получая указания от настоятеля главного монастыря на ежегодных сборах. Цистерианцы вели аскетичный образ жизни. Строгость жизни, физический труд, чтение и переписка Священного Писания – основы жизни цистерианцев. Успех ордена заключался в том, что орден целиком посвятил себя хозяйственной деятельности: первым стал осушать болота, превращая малопригодные для земледелья угодья в пригодные для сельского хозяйства, первым стал применять новые методы землепользования, занимался овцеводством и продажей шерсти. Строгая дисциплина, централизация ордена обеспечивали единообразие планировки цестерианских монастырей, которые мало отличался от клюнийского или бенидиктинского, но характерны богатством производственных строений (мельницы, кузницы, плотины, мастерские).
Существовали ордена картузианцев (1098), премонстрантов (1120), гильбертинцев (1131), францисканцев (1210) и др.
Устройство и архитектура монастыря.
Средневековые аббатства были крупными центрами раннехристианской цивилизации и важнейшей частью жизни Европы. Они были местами паломничества, в каждом монастыре находились святые реликвии (мощи святых, остатки их одежды, орудия мученичества), которые хранились в реликвариях. Возникшие в 3 в. реликварии представляли собой ларцы или сосуды в виде головы, бюста святого, его рук, миниатюрного храма из дерева, слоновой кости, бронзы, благородных металлов, украшенных резьбой, чеканкой, эмалью, драгоценными камнями. Монастыри были центрами образования, в библиотеках и скрипториях (помещениях для переписывания рукописей) которых поддерживается интеллектуальная культура, собираются классические тексты и древние рукописи. В мастерских процветали ремесла и искусства, огромные земельные владения и сельскохозяйственная техника превращали их в образцовые хозяйства. Монастыри были центрами лечения и приюта. С 13 в. могущество аббатств ослабевает.
Первые попытки архитектурно организовать пространство в эпоху средних веков принадлежит монастырям. Постройки в монастырях возводились по типовому плану: административные, хозяйственные, жилые строения, библиотеки, скриптории, школы ремесел, которые группировались вокруг центра монастыря – клуатра.
К 11–12 вв. монастыри имели два ограждения. В пределах внешних ограждений находились привратницкая, помещение для раздачи милостыни («альмонарий»), странноприимный двор, ряд хозяйственных помещений (конюшни, мельницы, пекарни, мастерские, склады, часто мастерские по выплавке металла), больница, рядом с которой находилось поле, где разводили лекарственные растения.
Внутри второго ограждения, куда пускали только монахов, были расположены обязательные «уставные» постройки. Главным зданием монастыря являлся собор, основным типом которого была базилика (см. также БАЗИЛИКА).
Общественным центром служил клуатр (от лат. claustrum – закрытое место, монастырь) – внутренний дворик прямоугольной или квадратной формы, окруженный со всех сторон галереями, которые открывались во двор богато декорированными аркадами. Колоннада покоилась на цоколе. В середине каждой стороны находился выход в клуатр, в центре которого устанавливали фонтан или крест. Клуатр примыкал к зданию собора и сообщался с ним через портал, который был расположен в соответствующем плече трансепта, поперечного нефа базиликального храма, который пересекает основные нефы под прямым углом. В монастырях клуатр примыкал к собору с южной стороны, в соборах – с северной. К клуатру примыкала трапезная и зал капитула с общей спальней («дормиторием») на втором этаже.
После собора самое важное и роскошное здание монастыря, в котором находились погребения аббатов, был зал капитула, где проходили заседания администрации монастыря, собрания братии. Важное помещение монастыря – ризница («санкристия»), там хранились ценности и казна. Со стороны храма у входа в клуатр находилось хранилище рукописей («армариум клаустри»), которыми пользовались монахи, помещение для переписки рукописей («скрипторий»). В крупных монастырях большое значение имели общие кухни. Вокруг монастырских стен располагались земельные угодья. Однако многочисленные войны, перестройки во многом изменили средневековый облик многих монастырей. О первоначальных строениях можно говорить по археологическим раскопкам, по дошедшим до нас сооружениям и иногда по сохранившимся планам.
Аббатство Сен-Галлен, Швейцария.
Сохранившийся в библиотеке аббатства план является проектом идеального бенедиктинского монастыря, который был представлен аббату Гоцберту в 820. Находящаяся в центре монастырская церковь была представлена в виде храма с двумя апсидами, но при постройке была сооружена только одна апсида. Это трехнефная базилика, внутреннее пространство которой разделено на отдельные капеллы, по четыре в каждом из трех нефов. При церкви находился зал капитула, ризница, библиотека, скрипторий, приемная. К ней примыкал квадратный клуатр, вокруг которого размещались дортуар, трапезная, гардеробная, кухни, бани. С другой стороны храма находились дом аббата, школа для мирян, дом для высоких гостей. На территории аббатства находилась и меньшая по размерам церковь, к которой с двух сторон примыкали два квадратных клуатра, рядом с одним из которых была больница, помещение для хранения лечебных трав. С другой стороны второго клуатра – кладбище, огород. На территории аббатства располагались птичьи дворы, конюшни, коровники, свинарники, пивоварни, дома для прислуги, мастерские, мельницы и т.д.
Аббатство Клюни.
План монастыря Клюни, который появился в конце романской эпохи, реконструирован археологами. Монастырь был защищен мощными, укрепленными стенами. Центром комплекса являлась церковь св. Михаила (1088–1150), постройка которой была начата аббатом Гуго (1049–1109). Вдохновителем общей композиции плана явился монах Гунзон. Грандиозная пятинефная базилика длиной 187 м имела план в форме архиепископского креста (с восточной стороны нефы пересекались двумя трансептами), имела кольцевой обход хора, венец из пяти капелл. С западной стороны основную часть здания завершал длинный трехнефный нартекс -закрытое помещение, предназначавшийся для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения. Церковь имела пять башен: две симметрично расположенные на главном фасаде, одну – в центре храма и две – в пределах трансепта. Высота главного свода, имевшего стрельчатую форму, была невероятной для своего времени (31–32 м). Боковые нефы были более низкими, стены прорезаны окнами. Скульптуры над порталами, на капителях, фрески на стенах, служившие образцами для художников, украшавших филиалы ордена, изобилие дорогой утвари дополняли великолепие храма. Церковь Клюни послужила образцом для многих архитектурных сооружений Европы. Рядом сохранилась часть прежней церкви Клюни II, освященной в 991 и расширенной св. Одилоном в 994–1048, которая в свою очередь заменила небольшую церковь Клюни I, возведенную 915–927.
См.также КЛЮНИЙСКОЙ АББАТСТВО.
Цистерианское аббатство Фонтенэ, Бургундия.
Архитектура цистерианцев предпочитала простые прямоугольные формы, была запрещена скульптура, фрески, драгоценная утварь. Цистерианцы отказывались от высоких башен, допускались лишь невысокие колокольни. Внимание уделялось экономичности, продуманности конструкций и тщательной обработке камня. Церковь аббатства (1135–1147), трехнефная базилика, имела план в форме латинского креста со сводами стрельчатых очертаний. Апсида была прямоугольной формы, отсутствовали витражи, росписи, капители колонн были гладкими. К церкви примыкал зал капитула, клуатр, трапезная, кухня.
Монастыри романского стиля и готики, накопившие огромные богатства, стали крупными центрами – религиозными, экономическими, военными (Мон-Сен-Мишель во Франции, 11–15 вв.; Мальборк в Польше, 13–14 вв.). В период Возрождения и барокко монастыри-крепости сменились монастырями-дворцами, построенными компактно, по единому плану (Эскориал в Испании, 1563–1584), Смольный монастырь в Санкт-Петербурге (1748–1764, архитектор Бартоломео Франческо Растрелли). Среди монастырей 20 в. выделяется монастырь Ла-Турет во Франции (1956–1959, архитектор Шарль Эдуард Ле Корбюзье).
Во многих странах Западной Европы (Франция, Бельгия) монастыри и аббатства существуют до сих пор. В последние годы он и становятся центрами не только религиозного паломничества, но и туризма, нередко привлекая посетителей оригинальными сортами пива и монастырского вина.
Нина Байор
Всеобщая история архитектуры. Л. – М., Издательство литературы по строительству, 1966
История искусств стран западной Европы от Возрождения до начала 20 века. М., Искусство, 1980
История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение. М., Изобразительное искусство, 1982
Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М., «Высшая школа», 1992
Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. М., ЭЛЛИС ЛАК, 1997
Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. «Весь мир», М., 1999
Соколов И.И. Состояние монашества в Византийской церкви с середины IX до начала XIII веков. СПб, Издательство Олега Абышко, 2003
Жак Ле Гофф. Цивилизация средневекового запада. Екатеринбург, У-Фактория, 2005
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»