БЕЛОРУССИЯ
БЕЛОРУССИЯ, Республика Беларусь, государство в Восточной Европе. Граничит на западе с Польшей, на северо-западе – с Литвой и Латвией, на востоке и северо-востоке – с Россией, на юге – с Украиной. В июле 1990 Верховный Совет республики принял Декларацию о государственном суверенитете.
ПРИРОДА
Рельеф местности.
Поверхность Белоруссии в основном равнинная, повышается до 345 м в холмистой центральной части (Белорусская гряда) и понижается до 100 м над у.м. в заболоченных низменностях на юге (Полесье). Лесистые долины многочисленных рек бассейнов Днепра, Западной Двины и Немана придают местности разнообразие. Типы почв варьируют от дерново-подзолистых в северных, восточных и центральных районах до бурых лесных на западе, болотных, песчано-болотных и песчано-дерновых подзолистых в южных низменных районах. Ок. 1/3 территории страны занимают леса, примерно такую же площадь – болота, заболоченные луга. Имеются крупные месторождения калийных солей (Солигорск, Петриков), торфа (Полесье), строительного камня. Разведаны месторождения низкосортных углей (лигнитов, битуминозных углей и сланцев в Припятской впадине), а также небольшие запасы высококачественной нефти (Гомельская область).
Климат.
Для Белоруссии характерен умеренно континентальный климат. Средние годовые температуры колеблются от 7° C на юго-западе до 4° C на северо-востоке. Среднеянварские температуры варьируют от –4° C на юго-западе до –8° C на северо-востоке; среднеиюльские – от 17° C на северо-западе до 19° C на юго-востоке. Среднее годовое количество осадков – от 500 мм на юге до 700 мм в центральных районах. Вегетационный сезон длится от 178 дней на севере до 208 дней на юге.
Водные ресурсы.
Главными реками Белоруссии являются Днепр и его притоки (Припять, Сож и Березина), Западная Двина, Неман и Буг (Западный Буг). Эти реки объединены устаревшими Днепровско-Бугским, Березинским и другими каналами. В стране более 10 тыс. озер. Крупнейшие из них находятся на севере: Нарочь (площадью 80 кв. км) и Освейское озеро (53 кв. км). Полесье (юг Белоруссии) представляет собой крупнейший в Европе район болот и заболоченных земель – только Припятские болота занимают площадь ок. 39 тыс. кв. км.
Растительный и животный мир.
В лесах Белоруссии преобладают сосна, береза, осина, ель, дуб, клен, ясень, липа и белый бук; в заболоченных низменных районах на юге имеются сосновые леса. Луга и пастбища занимают 20% территории страны. Около одной трети территории, в основном центральные и юго-восточные равнины, распаханы.
Фауна Белоруссии включает медведей, волков, зайцев, лис, зубров, косуль, белок, лосей, кабанов, бобров, выдр, норок, ондатр и енотов. Озера и заболоченные районы являются местом обитания многих видов птиц, в т.ч. журавлей и аистов. Среди рыб преобладают карповые. Имеются природные заповедники; самый известный – Беловежская пуща, где охраняются последний реликт европейского древнего леса и зубр (европейский бизон).
Состояние окружающей среды.
Около 1/5 территории страны подверглось сильному радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы (1986). Особенно пострадали Гомельская и Могилевская области. Ситуация усугубляется чрезмерным развитием химической и нефтехимической промышленности и повсеместным строительством крупных животноводческих комплексов без надлежащих технологий по переработке органических отходов.
НАСЕЛЕНИЕ
Демография.
По данным переписи 1959, в стране проживало 8056 тыс. жителей, в 1979 – 9560 тыс. и в 1989 – 10,2 млн. жителей. Начиная с 1994 (10,35 млн. жителей) численность населения ежегодно сокращалась на 20–30 тыс. человек и к 2003 составила 10,32 млн. человек.
В настоящее время численность населения страны составила 9 млн. 643 тыс. 566 (оценка на июль 2012).
Уровень рождаемости в последнее десятилетие постоянно снижается (с 16,5 в 1985 до 10,18 в 2003). В 2012 коэффициент рождаемости составил –0,18 (11,1 новорожденных на 1000 населения). Смертность – 13,9 человек на 1000 населения.
С 1994 начался миграционный отток населения, который составляет несколько тысяч человек ежегодно. В 2012 на 1000 чел. населения приходится 0,38 эмигрировавших.
В городах проживает ок. 75% населения. Крупнейшие города – Минск (1900 тыс. человек) и Гомель (515 тыс.), а также Могилёв (366 тыс.), Витебск (369 тыс.), Гродно (352 тыс.), Брест (326 тыс.).
Этнический состав, язык, религия.
Около 8 млн. жителей Белоруссии – этнические белорусы. Крупнейшие национальные меньшинства – русские (1,3 млн. человек), поляки (400 тыс.), украинцы (250 тыс.) и евреи (140 тыс.).
Имеются также татары, литовцы и немцы. Белорусы – восточнославянский народ, тесно связанный историей и сходством языка с русскими и украинцами.
В отличие от многих других республик бывшего Советского Союза, в Белоруссии не было межэтнических конфликтов. В 1991 всем жителям Белоруссии было предоставлено гражданство независимо от их национальности и знания государственного языка. Более того, обширная программа обучения в школах на языках этнических меньшинств – русском, польском, украинском, идиш, татарском, литовском и др. – обеспечивает права разных этнических групп.
В советский период вследствие урбанизации белорусский язык вытеснялся русским языком, который использовался в государственном законодательстве, в подавляющем большинстве газет и журналов, в высших учебных заведениях и во многих городских школах. В 1990-е годы с обретением независимости государство начало осуществление широкомасштабной программы по возрождению белорусского языка.
Основными религиями в Белоруссии являются православие и католичество. Православие исповедуют 70% верующих. Католики латинского обряда составляют 20% верующих, католики греческого обряда (униаты) – 7%.
ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИКА
Белоруссия начала свое существование как независимое государство 25 августа 1991. В это время страной руководили коммунисты, а конституционная система была унаследована от Советского Союза. В результате период становления белорусской государственности характеризовался напряженной борьбой между бывшими коммунистами и другими политическими группами. Эти конфликты касались таких фундаментальных вопросов, как форма государственности, экономическая система, характер и степень сотрудничества с Россией и другими странами. До середины 1994 политическая ситуация в стране оставалась неустойчивой, но избрание в июле 1994 А.Г.Лукашенко первым президентом Белоруссии продемонстрировало доминирующее влияние пророссийских и прокоммунистических настроений в обществе.
Президент Лукашенко укрепил свою власть, проведя в ноябре 1996 референдум, по результатам которого были внесены поправки в конституцию 1994. Поправки ликвидировали принцип разделения властей и ослабили контроль за исполнительной властью, продлили срок пребывания Лукашенко на посту президента и создали новый законодательный орган – Национальное собрание.
Государственное устройство.
15 марта 1994 Верховный Совет Белоруссии принял конституцию, в соответствии с которой властные функции разделяются между Верховным Советом и президентом, который избирается всенародно на пятилетний срок и является главой государства.
На референдуме 24 ноября 1996 была принята новая конституция, вступившая в силу 27 ноября 1996. На республиканских референдумах 24 ноября 1996 и 17 октября 2004 в Конституцию были внесены изменения и дополнения.
В соответствии с новой конституцией был создан двухпалатный парламент (Национальное собрание). Он состоит из Совета Республики (64 места; президент назначает 8 членов Совета, по 8 членов избираются каждой областью и городскими властями Минска) и Палаты представителей (110 мест). Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий парламента – 4 года.
Судебная ветвь власти с 1996 представлена Верховным судом, судьи которого назначаются президентом, а также Конституционным судом, половина членов которого назначается президентом, а половина избирается Советом Республики. Председатель Конституционного суда назначается президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного суда – 11 лет. Президент с согласия Палаты представителей назначает премьер-министра и его заместителей, определяет структуру правительства, принимает решение об отставке правительства в целом и его отдельных членов. Президент назначает глав исполнительных органов власти всех шести областей страны. Президентские указы, выпущенные в перерывах между сессиями парламента, имеют силу закона, за исключением случаев, оговоренных конституцией 1996. Конституция ограничивает работу законодательного органа власти двумя сессиями в год на общий срок не более 170 дней.
Исполнительную власть осуществляет Совет министров во главе с премьер-министром (с 2010 премьер-министром является М.В.Мясникович).
Местное управление.
Белоруссия делится на шесть областей (Брестскую, Витебскую, Гомельскую, Гродненскую, Минскую и Могилевскую). Столица г. Минск является отдельной административной единицей. Каждая область управляется Советом депутатов, который избирает из своих членов президиум, работающий как коллективный исполнительный орган, и назначает руководителей различных административных отделов. Эта схема управления повторяется на более низких уровнях – в районах, городах, поселках и селах. 25 ноября 1998 Палата представителей Национального собрания утвердила закон «О выборах в местные советы Республики Беларусь», по которому право участвовать в выборах имеют политические партии, которые зарегистрированы министерством юстиции, и профсоюзные организации.
Политические партии.
В феврале 1992 бывшие коммунисты создали организацию «Движение за демократические реформы – Демократическая Беларусь», которая составила крупнейшую фракцию в Верховном Совете. Совместно с различными панславянскими группами она сформировала Народное движение Беларуси – объединение, которое выступает за сохранение государственного управления экономикой и развитие более тесных связей с Россией.
Против этих неокоммунистических и панславянских групп выступает Белорусский народный фронт (БНФ), созданный в 1988 с целью возрождения белорусского народа и создания независимого государства. БНФ и примыкающие к нему организации – политические партии, профсоюзы, профессиональные и культурные объединения – составили базу для оппозиции коммунистам и их союзникам в Верховном Совете. После 1991 в БНФ возникли противоречия. Белорусская социал-демократическая Громада, крупнейшая партия в составе БНФ, возглавила процесс создания блока партий и групп (Объединенной демократической партии, Национально-демократической партии Белоруссии, Белорусской крестьянской партии, Союза предпринимателей, нескольких профсоюзов и др.), занимающих центристские позиции. Левее его находится Коммунистическая партия Белоруссии, а правее – «Белорусский христианско-демократический выбор» и Партия народного согласия. К другим политическим партиям, активно действующим в Белоруссии, относятся Партия коммунистов Беларуси, Объединенная гражданская партия, Аграрная партия, Партия Всебелорусского единства и согласия (ВЕС), Белорусская патриотическая партия, Партия зеленых Белоруссии, Партия Белорусского Народного Фронта и другие. Некоторые партии являются своеобразными филиалами российских партий (ЛДПР, «Яблоко» и др.).
Вооруженные силы.
В январе 1992 в Белоруссии было создано министерство обороны. Оно приступило к организации национальных вооруженных сил на основе бывших советских войск, размещенных на территории Белоруссии, с привлечением белорусов, служивших в других регионах Советского Союза. Предполагается, что республика будет иметь армию общей численностью в 100 тыс. человек, оснащенную бывшим советским оружием, находящимся на территории Белоруссии. Важным звеном вооруженных сил являются 9 тыс. пограничников, осуществляющих таможенный контроль и охрану границы. После того как Белоруссия объявила себя нейтральной страной и отказалась от ядерного оружия, она воздерживается от вступления в какие-либо военные союзы. Тем не менее в апреле 1993 Белоруссия ратифицировала соглашение о коллективной безопасности после ожесточенных дебатов между приверженцами строгого нейтралитета и сторонниками союзнических отношений с членами СНГ. В апреле 1994 были предприняты шаги к военной интеграции с Россией, включая сдачу в аренду России стратегических военных сооружений и установок (шахт для ядерных ракет). Военные расходы Белоруссии в 1997 оценивались в 2,4 трлн. рублей. В 1997 численность вооруженных сил составляла 77,5 тыс. человек.
В 2012 штатная численность вооруженных сил страны составила 62 000 человек, в том числе 48 тыс. военнослужащих и 14 тыс. гражданского персонала. Военные расходы составили 1,4% от ВВП.
Международные отношения.
Белоруссии – член-основатель Организации Объединенных Наций и Содружества независимых государств (СНГ). В течение 1992 большинство политических организаций в стране рассматривали членство в СНГ как способ развития государственности при внешней политике неприсоединения. Однако по мере того, как экономика разрушалась, а затраты на содержание вооруженных сил становились слишком обременительными, бывшие коммунисты начали выступать в поддержку экономической и военной интеграции со структурами СНГ. Их оппоненты из БНФ придерживались прозападной ориентации, стремясь интегрировать Белоруссию в Европу и свести до минимума связи с Россией. Декларация, подписанная правительствами Белоруссии и Литвы в октябре 1991 (которая обязывала каждую из сторон соблюдать права этнических меньшинств), и соглашение о свободной торговле с Литвой, подписанное в марте 1993, стали важными шагами на пути осуществления прозападной стратегии БНФ. В 1993 было подписано экономическое соглашение с Россией по созданию общего рынка в сфере торговли и инвестиций, а затем Верховный Совет проголосовал за присоединение к Договору о коллективной безопасности членов СНГ, который был подписан 15 мая 1992. В соответствии с ним российским вооруженным силам предоставлялось право базирования на территории Белоруссии. В феврале 1997 Совет министров Европейского союза, заявив о нелегитимности референдума 1996, решил прекратить все виды специальной помощи (за исключением гуманитарной) Белоруссии и поддерживать лишь программы регионального и демократического развития.
Летом 1998 разразился международный скандал после того, как правительство Белоруссии потребовало, чтобы дипломаты освободили свои резиденции в дипломатическом городке Дрозды в связи с необходимостью проведения там капитального ремонта; без предупреждения в зданиях посольств были отключены электричество, вода и телефонная связь. США, Великобритания, Франция, Германия, Греция, Италия и Япония отозвали своих послов из Минска в знак протеста против нарушения Венской конвенции.
В течение 1998–1999 Белоруссия стремилась к более тесной интеграции с Россией. В первую очередь это касается создания союза Белоруссии и России с последующей интеграцией в единое государство. Военная политика Белоруссии направлена на противодействие НАТО и укрепление военного союза с Россией. В декабре 1999 между Белоруссией и Россией подписан договор о создании Союзного государства.
ЭКОНОМИКА
После распада СССР в 1991 Белоруссия приступила к созданию смешанной (государственно-рыночной) экономики. Политика правительства состояла в том, чтобы, основываясь на существующей структуре сельского хозяйства и промышленности, превратить страну в экспортера сельскохозяйственного сырья и оборудования. До конца 1990-х годов приватизация практически не проводилась, по-прежнему существует система государственных заказов и распределения продукции. В период с 1992 по 1994 объем промышленного производства сократился на 39%, инвестиций – на 54%, торговли – на 67%. Это падение сопровождалось быстрым ростом инфляции и безработицы (в середине 1999 было зарегистрировано 96,9 тыс. безработных), нарастающим дефицитом государственного бюджета и платежного баланса.
Хотя президент Лукашенко объявил в 1995 об успехах своей политики стабилизации, МВФ подверг критике финансовую политику Белоруссии и отменил программу предоставления Минску кредита в 300 млн. долл. Заключение в январе 1995 таможенного союза с Россией привело к повышению импортных тарифов для белорусских потребителей с 5% до 20%, а позже – до 40%.
Официальная статистика Белоруссии сообщает, что с 1997 объем производства ежегодно увеличивается на 7–10%, но этот рост в основном базируется на производстве товаров по госзаказам, большинство которых остаются не оплаченными. Отсутствие структурных реформ привело к ослаблению предпринимательского сектора и неустойчивости банковского сектора экономики. Государство продолжает выплачивать субсидии сельскохозяйственному сектору и сохраняет контроль за ценами. Несмотря на либерализацию валютного рынка для частных лиц в конце 1997, государство сохраняет контроль за обменным курсом валют для предприятий и организаций, что приводит к оттоку иностранного капитала.
В результате экономического кризиса в России в 1998 Белоруссия понесла большие убытки в промышленности, торговле и сельском хозяйстве.
ВВП страны на 2002 составлял 90,1 млрд. долл., что на душу населения составляет 8700 долл. США. В 2011 показатель ВВП вырос до 141,8 млрд. долл., доход на душу населения составил 15 тыс. долл. США.
Экономическая история.
При советской власти Белоруссия превратилась в одну из ведущих индустриально-аграрных республик СССР. Развитие промышленности шло особенно быстро в послевоенные годы, когда были построены крупные предприятия по производству тракторов, автомобилей, искусственного волокна и радиоаппаратуры. В советский период в Белоруссии был создан мощный агропромышленный комплекс. Развивалась добыча и переработка калийных солей, которые давали почти половину химических удобрений, производившихся в бывшем СССР. Сельское хозяйство Белоруссии, располагая лишь 1,6% распаханных земель бывшего Советского Союза, давало 33% всего картофеля, 13% мяса и 15% молока.
Дезинтеграция Советского Союза парализовала белорусскую экономику, т.к. большая часть промышленности сильно зависела от устойчивого снабжения деталями и комплектующими из других советских республик. Когда необходимые комплектующие перестали поступать, многие заводы были вынуждены резко сократить производство и уволить большое число рабочих. В середине 1990-х годов правительство, пытаясь приостановить возможный крах промышленного производства, приступило к созданию прямых экономических связей с теми регионами России, где белорусские товары пользовались спросом и откуда в Белоруссию поступали комплектующие и сырье.
Белоруссия проводила ограниченные структурные реформы с 1995, когда президент Лукашенко повел страну по пути «рыночного социализма». Снова был наложен административный контроль на цены и курс обмена валюты, расширены права государства в управлении частных предприятий.
С 2005 правительство повторно национализировало множество частных компаний. Оставшиеся находятся на строгом контроле правительства и местных органов власти. Существует государственный контроль над экономическими операциями, входом компаний на рынок (для местных и для зарубежных).
В 2008 рост ВВП несмотря на жесткое регулирование экономики, высокую инфляцию и безработицу составил более 10%. Однако, мировой экономический кризис стал причиной резкого замедления темпов роста ВВП до 0,2% в 2009 году. Упавший спрос на белорусский экспорт сильно ударил по промышленным предприятиям. Правительство республики обратилось к Международному валютному фонду (МВФ) с просьбой о предоставлении кредита. В соответствии с условиями МВФ, в 2009 Белоруссия обесценила рубль больше чем на 40% и несколько изменила налоговую политику и принципы валютной политики.
1 января 2010 Россия, Казахстан и Белоруссия начали объединение в Таможенный союз на основе общих торговых документов и таможенного кодекса. В конце января 2010 Россия и Белоруссия пересмотрели соглашение о поставках нефти, принятое в 2007. Новые условия стали причиной роста цен на нефтепродукты в стране и увеличили дефицит текущего счета Белоруссии.
В декабре 2010 Белоруссия, Россия и Казахстан подписали соглашение о формировании единого экономического пространства. Россией были отменены пошлины на нефть, поставляемую в Белоруссию.
Мировой финансовый и экономический кризис спровоцировал ухудшение экономической ситуации в Белоруссии. В 2009 экономика страны вступила в полосу рецессии: отмечалось падение темпов роста ВВП, промышленного производства, экспорта и поступлений валютной выручки, ухудшение финансового положения предприятий, а также дефицит государственного бюджета и платежного баланса, рост безработицы (официальной и скрытой).
В 2011 в стране разразился финансовый кризис, в результате которого белорусский рубль обесценился более чем в 2 раза по отношению к другим мировым валютам. Уровень жизни населения резко упал. В результате девальвации в мае 2011 заработная плата уменьшилась почти в два раза.
11 апреля 2011 А.Г. Лукашенко подписал Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015.
Экономическая география.
Минск – не только столица, но и крупнейший промышленный центр Белоруссии. Здесь выпускается четверть всей промышленной продукции страны. Другими крупными промышленными центрами являются Гомель (сельхозяйственное оборудование и кабели), Могилёв (электроника и искусственное волокно), Бобруйск (шины), Брест (электроника, шерстяные ткани и потребительские товары длительного пользования), Гродно (продукция химической промышленности, текстиль), Полоцк (искусственное волокно и продукты нефтехимии). Главные сельскохозяйственные районы расположены в центре республики и на юго-восточной равнине, но радиоактивное загрязнение в результате Чернобыльской аварии на 40–50% уменьшило площади возделываемых земель и поголовье домашнего скота в этих районах. Предприятия лесной промышленности размещены преимущественно на севере и юго-западе. Добыча калийных солей осуществляется в Полесье.
Энергетика.
При советской власти большая часть топлива, необходимая для Белоруссии, поступала из РСФСР в виде нефти, природного газа и угля. Тепловые электростанции производили две трети электроэнергии страны. С распадом Советского Союза снабжение дешевым топливом прекратилось, и Белоруссия столкнулась с энергетическим кризисом. Белорусское правительство обратилось к России за помощью, предлагая концессии в промышленности и военной сфере в обмен на поставки нефти и природного газа. Из-за экономического кризиса в России в 1998 Белоруссия получила на 5% нефти меньше, чем в 1997. Осенью 1998 долг Белоруссии Российской Федерации составлял 1,5 млрд. долл., в т.ч. «Газпрому» 250 млн. долл. На период до 2010 топливно-энергетическому комплексу Белоруссии необходимы инвестиции в размере более 7 млрд. долл. Из этой суммы 3,9 млрд. долл. необходимо направить в электроэнергетику, 1,7 млрд. – на снабжение страны природным газом, 1,6 млрд. – на снабжение нефтепродуктами и 2,8 млрд. долл. – на развитие нетрадиционных источников энергии.
Транспорт.
Железные дороги и автомобильный транспорт – главные виды транспортного сообщения в стране. Сеть железных дорог ориентирована на главную магистраль, проходящую через Оршу, Минск и Брест, которая соединяет Белоруссию с Москвой на востоке и Варшавой на западе. В 1992 имелось ок. 5480 км железных и 61 000 км автодорог с твердым покрытием. К концу первого десятилетия 21 в. – соответственно 5537 км и 74 651 км.
Речной флот осуществляет перевозки по 2500 км судоходных водных путей (главным образом в бассейне Днепра).
Воздушное сообщение обеспечивается 34 аэропортами с асфальтированными взлетно-посадочными полосами и 31 с неасфальтированными. Крупнейший аэропорт страны находится близ Минска (2012).
Сельское хозяйство.
После Второй мировой войны обширная программа мелиорации расширила площадь обрабатываемых земель с ок. 5 млн. га в 1940 до ок. 6,5 млн. га в 1990. Примерно половина обрабатываемых земель отведена под зерновые культуры, около трети – под кормовые культуры, около одной седьмой под картофель и остальное под сахарную свеклу, лён и сады.
Белоруссия выделялась среди бывших советских республик самой высокой продуктивностью сельского хозяйства и была главным экспортером продовольствия в другие районы бывшего Советского Союза. Несмотря на попытки поощрения фермерства, государственные и коллективные хозяйства в 1998 владели 95% сельскохозяйственных угодий. Из 2700 колхозов и совхозов Белоруссии к ноябрю 1998 реорганизации подверглись ок. 100.
9,5% ВВП обеспечивает сельское хозяйство страны (2012).
Добывающая промышленность.
Богатые запасы леса в Белоруссии служат сырьем для значительной по масштабам лесной и деревообрабатывающей промышленности (производство строительных материалов и мебели для внутреннего рынка). Калийные соединения, добываемые в шахтах близ Солигорска, обеспечивают крупномасштабное производство химических удобрений. В больших количествах имеются бурый уголь и торф.
Обрабатывающая промышленность
дает ок. 60% дохода Белоруссии. Ведущими отраслями обрабатывающей промышленности являются сельскохозяйственное машиностроение (трактора, самосвалы, комбайны), станкостроение, военно-промышленный комплекс, промышленность нефтехимии и строительных материалов. В Белоруссии производятся телевизоры и радиоприемники, часы, холодильники, стеклоизделия, мебель, одежда, льняное полотно и изделия из кожи. В пищевой промышленности выделяются консервные и сахарные заводы.
Внешняя торговля.
Экономика Белоруссии имеет высокую степень открытости — доля экспорта товаров и услуг в ВВП превышает 60%. Большая часть товарооборота Белоруссии приходится на страны СНГ. Белоруссия в основном сохранила хозяйственные связи с российскими предприятиями и значительный промышленный экспорт в Россию. В Россию, в частности, поступает 60–70% всего экспорта транспортных средств, машин и оборудования.
Основой белорусского экспорта в страны Евросоюза являются энергетические товары, такие как нефть, нефтепродукты, сжиженный газ. Также в ЕС экспортируются удобрения, черные металлы и древесина.
Экспорт Белоруссии в 1996 составил 5,2 млрд. долл. Экспортировались продукция машиностроения, химикаты, продовольствие; главными партнерами были Россия (80%), Украина, Польша и Германия.
Объем импорта в 2002 составлял 8,8 млрд. долл.; главными его статьями являлись жидкое топливо, природный газ, промышленное сырье, текстиль, сахар, а ключевыми партнерами – те же Россия, Украина, Польша и Германия.
Объем экспорта на 2002 составил 7,7 млрд. долл. США и партнерами являлись Россия, Латвия, Литва, Украина, Германия.
Внешнеторговый оборот товарами Беларуси за 2010 достиг 60,094 млрд. долл. и увеличился по сравнению с 2009-м на 20,5%. Экспорт составил 25,226 млрд. долл. (118,4%), импорт — 34,868 млрд. долл. (122%).
Товарооборот Беларуси со странами Таможенного союза за 2010 возрос на 20,6% и достиг 28,742 млрд. долл. Объем экспорта товаров Белорусси в страны Таможенного союза — Россию и Казахстан — возрос на 46,2% и составил 10,280 млрд. долл. Импорт из этих стран достиг 18,462 млрд. долл., что составило 109,9% к уровню предыдущего года.
Использовались материалы сайта http://www.ereport.ru/articles/weconomy/belarus.htm
Денежная система и банковское дело.
Национальный банк Белоруссии (НББ) был основан в 1991. Тем не менее валютно-финансовая система находилась в состоянии хаоса вплоть до середины 1990-х годов. В 1992 была введена национальная валюта – белорусский рубль. В 1994 инфляция в Белоруссии составляла ок. 50% в месяц, и белорусский рубль испытал четырехкратное падение курса по отношению к российскому рублю. Общий дефицит платежного баланса за 1996 увеличился почти до 300 млн. долл. (в 1995 он составлял ок. 80 млн. долл.).
Внешний долг Белоруссии в 1998 достиг 1,22 млрд. долл. В 1997 зарегистрировано более 2000 совместных и 900 иностранных предприятий; доля иностранных инвестиций в общем объеме капиталовложений составила 6,5%.
По данным Министерства статистики и анализа, цены на потребительские товары в октябре 1998 из-за влияния российского кризиса выросли на 21%. Среднемесячный прирост цен в 1998 составил 6,3%. Просроченные долги российских банков белорусским коммерческим банкам и НББ в октябре 1998 составляли 63,9 млн. российских рублей.
В 1999 Национальный банк Белоруссии ввел единый обменный курс белорусского рубля как при наличных, так и при безналичных операциях внутри и за пределами страны.
ОБЩЕСТВО
Общественные организации.
Федерация профсоюзов Белоруссии (ФПБ) – крупнейшая общественная организация страны. Она сформировалась из старых профсоюзов советской эпохи, которые контролировались государством, и управляется преимущественно теми же чиновниками. В ее рядах состоит большинство занятых в промышленности, торговле и сфере услуг. После 1989 у ФПБ появились конкуренты – Белорусский независимый профсоюз, Свободный профсоюз Белоруссии и др. В целом к концу 1990-х годов число членов профсоюзов составляло 4134 тыс. человек (96,1% рабочей силы вне сельского хозяйства).
После 1989 появилось много новых общественных организаций. Некоторые из них, такие как «Дети Чернобыля», занимаются медицинской помощью, лечением и переселением жертв Чернобыльской ядерной катастрофы. Другие организации, такие как Славянский собор и Союз поляков Белоруссии, работают преимущественно среди этнических меньшинств и сосредоточивают внимание на поддержании языка, национальной культуры и международных связей. Совет колхозов, состоящий из председателей колхозов и директоров совхозов, конкурирует с кооперативными обществами, сформированными небольшим, но растущим классом семейных фермеров.
Религия.
История религии в Белоруссии тесно связана с влиянием различных политических сил, которые управляли белорусскими землями. В 10 в. население Руси (в том числе радимичи и дреговичи, из которых позже образовались белорусы) было обращено в православие. После распада Киевской Руси эти земли вошли в состав Литвы и Польши. В 16 в. Речь Посполитая (союзное государство Польши и Литвы) ввело на этих землях католичество с сохранением греческих обрядов – униатскую церковь. В конце 18 в. Россия восстановила господство православной церкви и уменьшила влияние униатов. После 1991 в Белоруссии провозглашена полная свобода вероисповедания. Большинство верующих – православные (70%).
Образование.
Введение советским государством в 1924 всеобщего обязательного начального образования стало революцией в сфере образования в Белоруссии. С 1924 по 1933 уровень грамотности повысился с 20% до 90%. Экономический кризис 1990-х годов существенно не повлиял на систему образования в Белоруссии, которая сохранилась благодаря поддержке государства.
В Белоруссии имеется 60 высших учебных заведений. Белорусский государственный университет, основанный в 1921, – ведущий вуз республики с почти 20 тыс. студентов. Пользуются авторитетом политехнический институт и сельскохозяйственная академия. Белорусская академия наук, основанная в 1929, достигла значительных успехов в физике, математике и геологии, а также в прикладных дисциплинах, таких, как мелиорация земель и восстановление лесов.
КУЛЬТУРА
Литература.
Белорусская литература укоренена в народном фольклоре. Кроме популярных религиозных песен – богогласников и псалмников, – белорусы создали разнообразный сельский и городской фольклор.
Книгопечатание в стране появилось благодаря Франциску Скорине, который в 1520-х годах опубликовал в Вильнюсе белорусский перевод Библии, а позже – различные религиозные трактаты на белорусском языке. Печатное дело распространилось в Белоруссии в 16 и 17 вв. В период расцвета книгопечатания в Белоруссии действовало до 40 печатных станков. Виднейшими деятелями белорусской культуры в 16 в. были реформаторы и гуманисты Симон Будный и Василий Тяпинский, а в 17 в. – поэт и ученый Симеон Полоцкий.
После присоединения (в конце 18 в.) белорусских земель к России литература на белорусском языке интенсивно развивалась. Известна деятельность Яна Борщевского, который ходил по деревням и хуторам, собирал фольклор, обрабатывал его и публиковал. Его работы возродили интерес не только к фольклорным идиомам, но и к самому языку. Во второй половине 19 в. появились белорусский словарь и белорусская грамматика. В 1920-х годах завершилась разработка первой исчерпывающей белорусской грамматики.
Выдающимся явлением в литературе были новеллы и пьесы В.И.Дунина-Марцинкевича (1807–1884). Другие известные писатели второй половины 19 в. – Франциск Богушевич (1840–1900) и Ян Неслуховский (Янка Лучина, 1851–1897), произведения которого ознаменовали переход от темы патриотизма к теме революции и независимости; начала 20 в. — Максим Богданович (1891-1917).
В начале 20 в. большинство ведущих литераторов принимали участие в том или ином литературном кружке. Наиболее известным был кружок, организованный вокруг еженедельника «Наша нива» (выходил с 1906 по 1915, публиковал поэзию и прозу, а также новости и политические комментарии). Из этого кружка вышли поэты Янка Купала (1882–1942) и Якуб Колас (1882–1956), произведения которых признаны классикой белорусской литературы. Каждый из них по-своему отразил дух белорусского народа – Колас, с его постоянным вниманием к положению простого человека; Купала, с его ярким и поэтичным описанием крестьянской жизни. С 1960-х годов эта традиция внимания к жизни народа, выраженная в описании индивидуальных судеб людей, была продолжена в прозе Василя Быкова (р. 1924) и Алеся Адамовича (1927–1994).
Искусство.
Среди национальных профессиональных коллективов выделяются Народный танцевальный ансамбль им. Коласа, Народный танцевальный ансамбль «Лявониха» и Академический театр им. Янки Купалы. В Белорусском театрально-художественного институте готовятся национальные театральные кадры. Работают Белорусский театр оперы и балета, симфонические оркестры, более десятка драматических театров, киностудия.
Средства массовой информации.
В Белоруссии действуют Национальная государственная телерадиокомпания, государственный канал и пять коммерческих телеканалов. Тиражи крупнейших белорусских газет – «Народная газета», «Республика», «Звезда», «Навины» – от 250 до 100 тыс. экз. 24 ноября 1997 суд в Минске принял решение о закрытии «Свабоды», самой тиражной из независимых газет Белоруссии. Другие СМИ неоднократно подвергались проверкам и штрафам со стороны властей.
Спорт.
Самыми популярными видами спорта в Белоруссии являются футбол, гимнастика и борьба. Белорусские гимнасты получили несколько медалей на Олимпийских играх в Барселоне и Атланте.
ИСТОРИЯ
В 7–6 вв. до н.э. с юга на территорию нынешней Белоруссии переселились представители милоградской культуры (древняя славянская группа). В 1 в. до н.э. появились представители другой славянской группы – зарубинецкой культуры. Славянские племена дреговичей, радимичей и кривичей в конце концов ассимилировали балтийские, которые жили до них на этой земле. К 9 в. земли Полоцкого, Турово-Пинского, Смоленского и др. княжеств стали частью древнерусского государства.
Литовский период.
После монголо-татарского нашествия 1237–1240 белорусские земли захватило Великое княжество Литовское, заключая союзы с местными феодалами-землевладельцами против общих врагов – монголо-татар на востоке и тевтонских рыцарей на западе. С 14 в. в тевтонских хрониках появляется термин «Белая Русь», а местные племена постепенно объединяются в единую народность. В 1386 великий князь литовский стал польским королем и, таким образом, правителем огромного государства, включавшего в себя балтийские и славянские народы. Белорусский язык являлся государственным и дипломатическим языком Литвы вплоть до 1569, когда Литва объединилась с Польшей в единое государство – Речь Посполитую.
Польский период.
Уния Польши и Литвы повлекла за собой усиление польского влияния в белорусских землях. Изменились как церковные, так и светские общественные институты. Православная церковь, представлявшая главную религию в Белоруссии, Брестской унией 1596 была преобразована в униатскую, сохранила византийский ритуал церковной службы, но приняла римско-католические догматы и власть папы. Польское влияние проявилось и в социально-экономической сфере, поскольку общинная земельная собственность белорусов была заменена индивидуальным владением землей, а крестьяне были закрепощены. Дворянская элита быстро приняла польский язык, польскую культуру и римско-католическую веру. Крестьяне и городское простонародье сохранили белорусский язык и культуру и верность униатской церкви.
Речь Посполитая достигла пика своего могущества в начале 17 в., когда ее земли простирались от Балтийского до Черного моря, а Московская Русь приняла на царский трон польского королевича Владислава. Следующие полтора века прошли в этом регионе под знаком войн между Россией, Польшей и Швецией. Особенно разрушительными были русско-польская война за украинские земли (1654–1667) и Северная война (1700–1721) между Россией и Швецией за выход к Балтийскому морю. В результате насилия, голода и болезней в этих войнах погибло около половины населения Белоруссии.
Российский период.
Разделы Польши в 1772, 1793 и 1795 Россией, Пруссией и Австрией привели к включению белорусских земель в состав Российской империи. Униатская церковь была ликвидирована в 1839. В 1840 был введен в действие российский судебный кодекс, а использование термина Белоруссия было запрещено. Белоруссия вошла в «Северо-западный Край» империи.
Белорусское дворянство и некоторая часть крестьянства под руководством Кастуся Калиновского приняли участие в польско-литовском восстании 1863. На волне либерализации общественной жизни России 1860–1870-х годов стали появляться публикации на белорусском языке.
24 марта 1918 Всебелорусский конгресс провозгласил Белорусскую Народную Республику. После того как германские войска, оккупировавшие Белоруссию во время Первой мировой войны, покинули страну в декабре 1918, была создана объединенная Литовско-Белорусская Советская Республика. Вслед за наступлением Польши в 1919 и непродолжительной войной между Польшей и советской Россией в 1920 Белоруссия была вновь разделена. Около 100 тыс. кв. км ее территории отошло к Польше. На остальной территории (107 тыс. кв. км), где проживали ок. 5 млн. белорусов, была провозглашена Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР), которая в 1922 вошла в СССР.
Советский период.
В конце 1920-х годов Сталин начал проводить курс советизации Белоруссии. Индустриализация и коллективизация в 1930-е годы оторвали от земли сотни тысяч белорусов, переселившихся в стремительно растущие города Белоруссии и востока СССР. В 1950 их численность в городах Белоруссии превысила удельный вес других этнических групп (русских, поляков и евреев).
В результате нашествия нацистской Германии и оккупации во время Второй мировой войны Белоруссии был нанесен огромный ущерб. Когда республика была освобождена в 1944 советской армией и партизанами, все ее города лежали в руинах, все промышленные предприятия были разрушены, а 2225 тыс. человек (каждый четвертый житель республики) погибли.
После войны Белоруссия приступила к восстановлению и к 1970-м годам превратилась в развитый экономический район СССР. По мере урбанизации и роста промышленности усилился процесс ассимиляции белорусов. Государственная политика просвещения и образования способствовала этому процессу, т.к. тиражи русскоязычных изданий возрастали, а в подавляющем большинстве школ русский язык стал основным языком обучения.
На выборах 1990 коммунистической партии удалось получить большинство мест в Верховном Совете. Однако участие других сил раскололо парламент на три блока: номенклатуру компартии; антикоммунистический БНФ; умеренных по взглядам интеллигентов и рядовых членов компартии. Первый из этих блоков поддержал путч в Москве в августе 1991 и после его провала лидер блока Николай Дементей был вынужден уйти в отставку с поста председателя президиума Верховного Совета республики. Его место занял лидер умеренных Станислав Шушкевич.
Независимая Белоруссия.
В ходе общесоюзного референдума в марте 1991 ок. 83% жителей Белоруссии проголосовали за сохранение СССР. Положение изменилось в результате попытки государственного переворота в Москве в августе 1991. Руководство республики и ЦК Коммунистической партии Белоруссии не выступили с осуждением переворота, но после его подавления вынуждены были реагировать на происходящие перемены и начавшийся распад Советского Союза. 25 августа 1991 Белоруссия официально объявила себя независимым государством. 28 августа премьер-министр страны Вячеслав Кебич заявил, что он сам и члены его правительства вышли из Коммунистической партии, на следующий день деятельность партии была официально приостановлена. Позиции либералов и национал-реформистских сил окрепли. 18 сентября 1991 Верховный совет сместил своего председателя Михаила Дементея, подвергнув его критике за действия во время попытки переворота в Москве. На его место был назначен Станислав Шушкевич, который считался сторонником реформ. На следующий день по настоянию оппозиции парламент переименовал Белорусскую ССР в Республику Белорусь. Был восстановлен флаг независимой Белоруссии 1918 и герб, унаследованный от бывшего Великого княжества Литовского. 8 декабря 1991 на встрече в Беловежской пуще Шушкевич, президент России Борис Ельцин и президент Украины Леонид Кравчук подписали соглашение о роспуске СССР и замене его Содружеством независимых государств (оформлено на конференции в Алма-Ате 21 декабря 1991).
Оппозиция в Верховном совете, которая группировалась вокруг 27 членов фракции Белорусского народного фронта (БНФ), настаивала на проведении референдума о роспуске парламента и организации новых выборов. Несмотря на сбор св.442 тыс. подписей в течение 3 месяцев и митинги в октябре 1992, Верховный совет отверг эти призывы. Было решено лишь сократить сроки полномочий парламента с 5 до 4 лет и назначить выборы на весну 1994.
Правительство Кебича, состоявшее преимущественно из бывших функционеров компартии, предостерегало от «экстремизма» и заявляло о намерении проводить «традиционную» политику. Закон о приватизации в июле 1993 предусматривал сохранение колхозов и государственных хозяйств. Шушкевич пытался ускорить проведение приватизации государственных предприятий, но не добился успеха. В январе 1994 Шушкевич был снят с поста председателя парламента (главы государства) и заменен Мячиславом Грибом.
Белоруссия в конце 20в.—21 века
30 марта 1994 вступила в действие новая конституция, одобренная Верховным советом. Она предусматривала создание поста президента, облеченного широкими полномочиями. Президентские выборы состоялись в июне - июле 1994. Они закончились поражением правительственного кандидата Кебича и победой Александра Лукашенко, который раннее выступал против роспуска СССР, а теперь развернул активную кампанию по разоблачению коррупции в стране и призывал укрепить связи с Россией. В итоге Лукашенко набрал св.80% голосов.
Правительство, сформированное новым президентом, включало как политических новичков, так и ветеранов из прежнего кабинета. Чтобы добиться поддержки в Верховном совете, Лукашенко согласился отсрочить проведение парламентских выборов до мая 1995. Но вскоре начались новые скандалы, связанные с коррупцией. Президент уволил министров обороны и лесного хозяйства, начальника Генерального штаба и руководителя пограничной службы. Несколько членов кабинета подали в отставку, но глава государства отказался ее принять.
Первый визит за рубеж Лукашенко нанес в Россию в августе 1994.Он убедился в том, что между обеими странами существуют экономические расхождения.
Стремление Лукашенко добиться расширения своих полномочий (включая право на роспуск парламента) привело к многочисленным конфликтам с Верховным советом. В апреле 1995 президент назначил проведение соответствующего конституционного референдума, невзирая на вотум парламента. В знак протеста оппозиционные кандидаты во главе с лидером БНФ Зеноном Позняком начали голодовку. БНФ особенно возмущала ориентация Лукашенко на сближение с Россией и его намерение вернуть русскому языку статус государственного (наряду с белорусским). Некоторые коммунисты и демократы были недовольны усилением президентских полномочий. Однако под предлогом поиска заложенной бомбы силы правопорядка изгнали протестующих депутатов из здания. Их не допускали также в здания радио и телевидения. В итоге парламент капитулировал и одобрил проведение референдума, назначенного Лукашенко. Голосование прошло 15 мая 1995, и большинство проголосовавших поддержало все четыре предложения президента: признание русского языка государственным наряду с белорусским, восстановление прежнего флага БССР, экономическую интеграцию с Россией и предоставление президенту права распускать Верховный совет. Парламентские выборы в мае 1995 провалились из-за низкой явки избирателей: удалось избрать всего 120 депутатов, тогда как для кворума было необходимо 174. В ноябре-декабре 1995 были организованы довыборы.
Осенью 1996 в Минске не прекращались демонстрации против политики президента Лукашенко. В них участвовали различные оппозиционные силы: социал-демократы, коммунисты, сторонники БНФ, либералы. Выступления разгоняла милиция, многие оппозиционные политики были задержаны. В ноябре 1996 Лукашенко провел референдум о внесении поправок в конституцию 1994, которые существенно расширяли президентскую власть и продлевали его полномочия до 2001. Конституционный суд и парламент отказались признать результаты референдума, обвинив власти в подтасовке результатов. Подал в отставку в знак протеста премьер-министр Михаил Чигирь. Однако президент распустил Верховный совет и назначил членов Палаты представителей из лояльных депутатов прежнего парламента. Было сформировано новое правительство во главе с Сергеем Лингом. Власти закрыли помещения оппозиционных партий, ограничили свободу демонстраций. Собрания и митинги протеста разгонялись. 19 ноября 1998 парламент одобрил проект Гражданского кодекса с изменениями, внесенными президентом. Эти изменения направлены на установление жесткого государственного контроля за осуществлением экономической и социальной реформ в течение переходного периода. Были по существу ограничены права граждан на высказывание своего мнения. Правительство жестко реагировало на деятельность независимых профсоюзов. После забастовки 1995 работников Минского метро Лукашенко объявил о приостановлении деятельности Свободного профсоюза.
Оппозиционные силы попытались бросить вызов президенту, организовав в мае 1999 проведение неофициальных, не признанных властями президентских выборов, в которых, по их данным, приняло участие до 53% населения. Результатом стал лишь дальнейший раскол в рядах оппозиции: политики обвиняли друг друга в манипуляциях и подтасовках. Правительство усилило преследование своих противников. Соответствующая кампания была начата еще в 1998 с суда над директором образцового колхоза В.Старовойтова. В 1999 был арестован и в 2000 осужден на три года тюремного заключения по обвинению в финансовых махинациях бывший премьер-министр Чигирь, выдвигавший свою кандидатуру на неофициальных президентских выборах. В июле 1999 были разогнаны новые демонстрации оппозиции. Бывший председатель распущенного в 1996 Верховного совета Семен Шарецкий, опасаясь ареста, бежал в Литву.
Меры, принятые президентом, способствовали ухудшению отношений между Белоруссией и Европейским союзом. В 1995 было подписано соглашение о партнерстве и кооперации, которое предусматривало расширение политического, экономического и торгового сотрудничества. ЕС предоставлял Белоруссии помощь в рамках различных программ. Однако после референдума 1996, результаты которого не были признаны Европой, Совет министров ЕС в сентябре 1997 высказался против утверждения соглашения и против приема Белоруссии в Совет Европы. Двусторонние связи на министерском уровне были приостановлены, а программы европейской технической помощи заморожены. Отношения Белоруссии с Западом обострились еще больше в 1998 после того, как власти попытались принудить западных дипломатов покинуть их резиденции в поселке Дрозды под Минском под предлогом реставрационных работ. Послы Германии, Франции, Греции, Великобритании, Италии, США, Польши и Японии были отозваны в их страны для консультаций, ЕС и США ввели запрет на въезд белорусских министров и других высокопоставленных представителей. Конфликт был урегулирован в конце года, когда дипломаты согласились на переезд из Дроздов. После этого ЕС пошел на постепенное смягчение санкций по мере выполнения Белоруссией рекомендаций ОБСЕ. США заявили, что больше не признают Лукашенко законным президентом.
В области экономики Лукашенко пытался сохранять государственный контроль над ценами и курсом обмена валюты, усилил административный надзор за предпринимательской деятельностью. Приватизация государственных предприятий, начавшаяся в середине 1995, осуществлялась в пользу компаний и фирм, связанных с президентским и правительственным окружением. Экономические трудности страны усугублялись неурожаями 1998 и 1999 и постоянным внешнеторговым дефицитом. Лукашенко надеялся, что положение удастся улучшить, благодаря более тесному сотрудничеству с Россией. 2 апреля 1996 было оформлено создание Сообщества России и Беларуси (с 3 апреля 1997 – Союз России и Беларуси). В декабре 1998 две страны подписали ряд соглашений о расширении политической, экономической и социальной интеграции. В 1999 Белоруссия резко осудила военные действия НАТО против Югославии; белорусские части приняли активное участие в маневрах «Запад 1999», проводившихся вооруженными силами России. Межрегиональная ассоциация экономического сотрудничества «Центральная Россия» установила прямые экономические связи с Витебской, Гомельской, Минской и Могилевской областями Белоруссии. 8 декабря 1999 Белоруссия и Россия подписали договор о создании союзного государства. О своем намерении присоединиться к союзу в качестве наблюдателя заявила Югославия. В мае 2000 президенты России и Белоруссии договорились о введении в перспективе единой валюты. Планы интеграции включали также введение общего гражданства и проведение общей внешней и оборонной политики. В марте 2001 были унифицированы таможенные пошлины. В контексте намеченных переговоров с российским Центробанком об общей денежной системе Белоруссия предприняла шаги по стабилизации своей валюты. Но споры и противоречия между Россией и Белоруссией сохранялись. Недовольство белорусских властей вызывает критика в адрес Лукашенко в российских СМИ и требования российской стороны погасить долги за энергоносители. Идея объединения двух стран в той форме, в которой она была предложена российским президентом в 2002, не встретила одобрения со стороны Лукашенко. Белорусский президент отменил ряд проектов и договоренностей, которые предусматривались соглашением о «союзном государстве». В 2004 он заявил, что план введения общей валюты не будет реализован.
Противостояние между президентом Лукашенко и его противниками продолжалось и в 2000-х. Несмотря на заметную активность оппозиции, репрессии против ее активистов не были суровы: административные аресты, осуждение к принудительным работам и непродолжительному тюремному заключению за клевету на президента. В Минске по-прежнему выходили независимые издания, но власти стремились затруднить их выпуск, удерживая почти монопольные права на средства печати, распространение, а также на радио и телевидение. Серьезной проблемой для Белоруссии стало исчезновение общественных деятелей и журналистов. Оппозиция обвиняет в этом силовые структуры, но Лукашенко отрицает свою заинтересованность. В ноябре 2000 Лукашенко снял с поста государственного секретаря Совета безопасности В.Шеймана и группу силовиков за недостаточно энергичные поиски журналиста Дмитрия Завадского. По обвинению в убийстве Завадского был арестован спецназовец Д.Павлюченков. Неоднократно преследовался властями журналист Павел Шеремет. В автомобильной катастрофе погиб оппозиционный деятель Анатолий Майсеня. Лидер оппозиции Михаил Маринич был заключен в тюрьму. Антиправительственные демонстрации по-прежнему часто разгоняются. Летом и осенью 2001 власти дважды замораживали счета Свободного профсоюза и угрожали судебным преследованием его лидерам.
В феврале 2000 президент Лукашенко сменил премьер-министра (новым главой кабинета стал Владимир Ермошин), а в октябре провел парламентские выборы, которые, по мнению международных наблюдателей, не соответствовали «демократическим стандартам». Победу одержали сторонники президента (Народно-патриотический союз и др.) Оппозиция создала в парламенте небольшую группу «Республика» во главе с Валерием Фроловым и Владимиром Парфяновичем. 9 сентября 2001 были организованы президентские выборы. Выдвинувший свою кандидатуру на второй срок Лукашенко собрал, по официальным данным, 75,6% голосов. Оппозиционный кандидат Владимир Гончарик получил 15,4% голосов, а представителя Либерально-демократической партии Сергей Гайдукевич – 2,5%. Усиление критики со стороны Запада и обвинения в диктаторском правлении побудили Лукашенко прекратить деятельность миссии ОБСЕ в Белоруссии, которая, по заявлению властей, поддерживала деятельность оппозиции. Были введены ограничения на помощь неправительственным организациям из зарубежных источников. В ответ некоторые страны Западной и Центральной Европы объявили президента Белоруссии «персоной нон грата». Чешское правительство в ноябре 2002 отказалось впустить его в страну, предложив запросить «туристическую визу». В начале 2005 еще более обострились отношения с США после принятия ими «Акта о демократии в Беларуси».
В 2003 президент Лукашенко вновь произвел смену главы правительства, подвергнув прежнее руководство критике за неэффективность. Новым премьер-министром стал Сергей Сидорский. В октябре 2004 состоялись выборы в Палату представителей. Они проходили в условиях правительственного контроля над телевидением и неоднократного задержания оппозиционных лидеров, включая Михаила Маринича. Результаты выборов, на которых победили проправительственные кандидаты, оспариваются. Был организован также референдум о внесении поправок в конституцию. Большинство проголосовавших поддержало возможность переизбрания президента на следующие сроки.
На референдуме 2004, по официальным данным, за поправку к конституции, отменявшую ограничение срока пребывания на президентском посту, проголосовали ок. 76% участников. Оппозиция обвинила правительство в подтасовке результатов голосования. США ввели в действие «Акт о демократии в Беларуси», который устанавливал ряд санкций против правительства президента Лукашенко и утвердил меры помощи оппозиционным партиям и неправительственным организациям страны.
По мере приближения президентских выборов, назначенных на весну 2006, в стране нарастала напряженность политической атмосферы. В 2005 в ответ на поддержку, оказанную оппозиции соседней Польшей, белорусские власти выслали польского дипломата, закрыли газету, выходившую на польском языке, и сместили руководителя «Союза поляков Беларуси». Накануне выборов, пытаясь повлиять на их результат, Европейский парламент и конгресс США пригрозили, что в случае «нарушения прав человека и несоблюдения свободы голосования» они ужесточат санкции против Белоруссии. Эти шаги вызвали негативную реакцию со стороны белорусских властей и отрицательную оценку миссии наблюдателей СНГ, которая расценила их, как нарушающие государственный суверенитет страны.
Администрация Беларуси считала, что в ходе выборов и после их завершения оппозиция попытается повторить сценарий т.н. «цветных революций», массовых антиправительственных выступлений с целью добиться отставки президента, в соответствии со сценарием, осуществленным в Грузии (2003) и на Украине (2004). Незадолго до выборов резко активизировались оппозиционные объединения, служба безопасности Беларуси также раскрыла заговор с целью насильственного захвата власти. 1 марта 2006 оппозиционный кандидат Александр Козулин был задержан (выпущен через 8 часов); пограничники задержали граждан Грузии, направлявшихся в страну в составе миссии наблюдателей ОБСЕ.
На выборах 19 марта 2006 победу одержал Лукашенко, получивший 82,6% голосов избирателей. Представитель малочисленной оппозиционной коалиции «Объединенные демократические силы» Александр Милинкевич набрал 6%, председатель «Либерально-демократической партии» Сергей Гайдукевич – 3,5%, лидер оппозиционной социал-демократической партии «Грамада» Козулин – 2,3%.
Мнения международных наблюдателей о ходе президентских выборах в Беларуси разошлись. Наблюдатели СНГ признали выборы свободными и справедливыми. Российское правительство признало выборы свободными и справедливыми и осудило оценки и заявления, сделанные представителями ОБСЕ. По мнению многих наблюдателей, население поддержало президента Лукашенко в связи с заметным улучшением условий их жизни и ростом экономики. Представители ОБСЕ заявили, что выборы не были свободными и не соответствовали критериям демократических выборов, США также обвинили власти страны в фальсификации их результатов. Главы государств ЕС приняли решение наложить санкции на белорусских лидеров, включая поездки президента Лукашенко в европейские страны.
Однако белорусская оппозиция результаты выборов не признала; Милинкевич заявил, что в действительности он получил одну треть всех голосов избирателей. На центральной площади Минска прошли демонстрации протеста, был организован палаточный лагерь протеста, участники которого выступали с требованием отставки Лукашенко. Впоследствии лагерь был снесен силами порядка, а ок. 200 протестующих были задержаны. Серьезной поддержки населения они не получили. 8 апреля 2006 Лукашенко принес присягу президента Беларуси на новый срок. Очередные антиправительственные демонстрации прошли в апреле 2006, в 10-ю годовщину аварии на Чернобыльской АЭС.
19 декабря 2010 состоялись президентские выборы. Всего в выборах принимали участие 10 кандидатов, в том числе действующий глава государства А.Г.Лукашенко.
Белорусская оппозиция сразу после закрытия избирательных участков начала массовый митинг против официальных итогов выборов президента. По мнению оппозиции, результаты выборов были сфальсифицированы. Митингующие били стекла в здании белорусского парламента и правительства, ОМОН разогнал демонстрантов, задержав более 600 человек, в том числе, некоторых оппозиционных кандидатов в президенты. Обвинения в организации массовых беспорядков были предъявлены 31 человеку.
Наблюдатели от СНГ признали итоги голосования. Президентом стал Лукашенко, набрав 79,67 процентов голосов.
11 октября 2015 прошли очередные выборы президента республики Беларусь. Президентом стал Лукашенко, набрав 83,5% голосов избирателей. Остальные кандидаты в президенты набрали следующее количество голосов: Короткевич Т.Н — 4,4%, Гайдукевич С.Е. — 3,3%, Улахович Н.Д. — 1,7%.
Мониторинг президентских выборов осуществляли около 820 иностранных наблюдателей. Выборы признаны состоявшимися.
Советский Союз. Географическое описание: Белоруссия. М., 1967
Белорусская ССР. Энциклопедия. Минск, 1978
Экономическая география Белоруссии. Минск, 1982
Природа Белоруссии. Популярная энциклопедия. Минск, 1986
Беларусь. Минск, 1996
Злотников Л., Злотникова Н. Проблемы экономических реформ в Беларуси. Варшава, 1996
Материалы Белорусского Национального центра стратегических инициатив «Восток – Запад». Минск, 1997
Иллюстрированная хронология истории Беларуси. Минск, 1998
Иллюстрированная хронология истории Беларуси. Минск, 1998
Злотников Л.К. Либерализация экономики Беларуси. Минск, 1998
Белоруссия и Россия: общества и государства. М., 1998
Шлындиков В.М. Беларусь: хроника экономического кризиса. М., 1999
Шлындиков В.М. Беларусь – хроника экономического кризиса. М., 1999
Островский В.П., Уткин А.И. История Беларуси ХХ век. Минск, 1999
Коктыш К.Е. Трансформация политических режимов в Республике Беларусь. 1990–1999. М., 2000
Сасим В.Г. Промышленность Беларуси в ХХ веке. Минск, 2001
История Беларуси. Минск, 2001
Чигринов П.Г. Очерки истории Беларуси. Минск, 2002
Шевцов Ю. Объединенная нация. Феномен Белоруссии. М., 2005
Иллюстрированная история Союзного государства. М., 2005
Ответь на вопросы викторины «Ирак»