ЛИАНОЗОВСКАЯ ШКОЛА
ЛИАНОЗОВСКАЯ ШКОЛА – условное название сложившегося к концу 1950-х круга российских поэтов и художников, центром которого был художник и поэт Евгений Леонидович Кропивницкий, и куда входили поэты Генрих Сапгир, Игорь Холин, Ян Сатуновский, Всеволод Некрасов, а также художники Оскар Рабин, Николай Вечтомов, Лидия Мастеркова, Владимир Немухин, художник и поэт Лев Кропивницкий, сын Е.Л.Кропивницкого. Круг этот складывался постепенно и спонтанно, в творчестве выступали на первый план не какие-либо единые эстетические каноны или устремления, а общее у всех желание выстроить новую поэтику и выразить себя с наибольшей полнотой: Для «лианозовцев» был характерен повышенный интерес к исканиям товарищей и взаимная поддержка.
Решающую роль в становлении «школы», по крайней мере, на начальном этапе, сыграл Е.Кропивницкий, который стал духовным учителем для Холина и Сапгира. Он был своеобразной личностью, органично соединявшей лиризм и скепсис, прирожденным наставником, пробуждавший дремлющий талант, помогавший понять человеку его собственную натуру. Влияние оказывала и сама жизнь учителя. См. также КРОПИВНИЦКИЕ.
Е.Кропивницкий был напрямую связан с культурой «серебряного века», среди его друзей – поэт и переводчик Арсений Альвинг, пропагандировавший поэзию И.Ф.Анненского, поэт и переводчик Юрий Верховский, поэт Филарет Чернов, художники Павел Кузнецов, Роберт Фальк, Александр Тышлер.
Все это отразилось и на живописной эстетике Е.Кропивницкого, и на его поэтике. Отказавшись в 1930-х от своей прежней литературной манеры, он уничтожил большинство созданных до этого стихов.
Он подчеркнуто называл себя «поэтом окраины и мещанских домиков». Стихи его, предельно конкретизированные, насыщенные точными, как будто избыточными деталями, запечатлели жизнь этой самой окраины, где ничего не укроется от соседских глаз, да никто ничего и не скрывает: У забора проститутка. / Девка белобрысая. / В доме 9 – ели утку / И капусту кислую. // Засыпала на постели / Пара новобрачная. / В 112-ой артели / Жизнь была невзрачная. На эти «низкие» и даже «низменные» сцены Кропивницкий смотрит чуть иронически, но с очевидной теплотой и сочувствием.
Несмотря на то, что сюжеты его картин предвосхитили сюжеты стихов поэтов-«лианозовцев» – тут и пейзажи окраин, и портреты жителей окраин, в частности, женские – живописная тональность этих работ отличаются своеобразной, не бросающейся в глаза мажорностью и в определенном смысле бесконфликтностью.
История «Лианозовской школы» начинается издалека, человеческие связи «лианозовцев» возникли задолго до того, как они стали поэтами и художниками. До войны Сапгир занимался в литературном кружке, который вел при Доме художественного воспитания Альвинг (ту же студию посещал и Л.Кропивницкий, но тогда они не встречались). В 1944, вернувшись из эвакуации в Москву, Сапгир отправился в Дом художественного воспитания, надеясь встретить знакомых, кроме того, кружковцам давали «рабочую» продуктовую карточку. Там он познакомился с Евгением Кропивницким, который вел художественный кружок, здесь же впервые увидел и занимавшегося в художественном кружке Рабина, с которым вскоре подружился.
На правах члена семьи Сапгир жил в доме Кропивницкого. В 1949 в этом доме появляется Холин. В 1956 из заключения возвращается сын Кропивницкого. В 1959, после знакомства с Рабиным, входит в тот же круг Некрасов, в 1961 появляется Я.Сатуновский, в 1967 – приехавший из Харькова Э.Лимонов.
В этом все расширяющемся круге многие уже не были непосредственными учениками Кропивницкого, хотя испытали на себе его влияние. Некрасов называет своим учителем поэта Н.И.Глазкова, Сатуновский пришел вполне сложившимся человеком, уже нашедшим собственную поэтику.
Тогда же, в конце 1950-х, встречи из дома Кропивницкого переместились в Лианозово (так назывался поселок, ныне влившийся в город). В Лианозово находился поделенный на квартиры барак, где жили Рабин и его жена Валентина, дочь Кропивницкого. По воскресеньям здесь проходили живописные выставки. Здесь же читали стихи, говорили об искусстве. Среди постоянных посетителей были киносценарист С.Л.Лунгин, литературовед Л.Е.Пинский. Приезжали в Лианозово поэты Б.А.Слуцкий, Л.Мартынов, Назым Хикмет.
Официальная реакция на их творчество была отрицательной, газетные статьи назвались Жрецы помойки № 8, Дорогая цена чечевичной похлебки, Бездельники карабкаются на Парнас. Организация «Лианозовской группы», среди прочего, была поставлена в вину Кропивницкому, в 1963, вскоре после посещения Н.С.Хрущевым художественной выставки в Манеже, исключенному из Союза художников за «формализм». Именно тогда и прозвучало впервые само словосочетание «лианозовская группа».
«Лианозовцы» (кроме Сатуновского) не интересовались социальными проблемами. Неверно было бы соотносить поиски художников-«лианозовцев» с реализмом художников 1960-х, а поиски поэтов – с послевоенным реализмом в литературе. Они не испытывали к современности интереса. Социальный критицизм вообще не свойственен «лианозовцам». Главное и единственное, что составляло для них интерес – это эстетика, на начальном этапе, возможно, «антиэстетика».
Отчасти заимствовав тематику у Кропивницкого, его ученики отказались от иронии и лиризма, характерных для его поэзии. Сдержанная, безэмоциональная «констатирующая» интонация превращала «лирическую зарисовку» в «гротески».
Они тоже писали про быт городской окраины и про жизнь ее обитателей. Уходившие от социальных проблем поэты становились в позицию критиков общества.
В книге Холина Жители барака, написанной в 1950-х и не в полном виде изданной в 1989, а также в большом цикле Барачная лирика представлен, по замечанию литературоведа В.Кулакова, «эпос» маргинальной жизни. Кто-то выбросил рогожу, / Кто-то выплеснул помои, / На заборе чья-то рожа, / Надпись мелом: «Это Зоя». // Двое спорят у сарая, / А один уж лезет в драку… / Выходной. Начало мая. / Скучно жителям барака.
Предельная конкретизация, вплоть до названия улицы, номера дома или учреждения являются не простой констатацией фактов, а неким подобием физиологического очерка. Для стихов Холина этого периода характерно чужое, «цитатное» слово. Фрагменты уличных разговоров, как бы случайно услышанных (отсутствие знаков препинания указывает на такую «случайность», спонтанность), также передают абсурдность и суетность существования того, кто это говорит: Сделала аборт / В ресторане накачался / Не явился на концерт / У бухгалтера инфаркт / Присудили десять лет / Смотрят а уж он скончался / Я и сам люблю балет.
Холин называл себя сатириком, Сапгир, избегая каких-либо определений, все же отмечал «бредовость», «балаганность» своих ранних стихов. Но, как бы там ни было, к их стихам надолго «пристало» определение «барачная поэзия».
При всем различии поэтик, нечто похожее можно обнаружить и в стихах Сатуновского. Говоря о своих пристрастиях, он опять-таки называет точные адреса: До чего мне нравятся озорные девки, / что прилюдно драются в речке возле церкви, / так что поп / с молитвою / путает «едриттвою». // До чего мне нравится здешняя природа, / и сыны, и дочери здешнего народа – / Монино, / Железнодорожная, / Перово. Это все те же барачные поселки и станции, тот же гротескный мир, где живут отнюдь не гротескные люди, сколь бы ни казались причудливыми их слова и действия.
В точном смысле слова «лианозовский период» закончился в 1965, когда Рабин переехал в Москву. Но встречи продолжались, хотя адрес их, также запечатленный в стихах – дом № 8 недалеко от Преображенской площади, – изменился. При этом в своих литературных поисках поэты-«лианозовцы» все дальше уходили друг от друга. Художники с самого начала работали в разных манерах.
Неоднократно предпринимались попытки связать поэтов «Лианозовской школы» с той или иной традицией. Вряд ли их можно признать успешными, ибо прямой связи с каким-либо художественным течением или направлением не существует. Разумеется, опосредованно «лианозовцы» многое восприняли из опыта «Серебряного века». Во всех же остальных случаях уместно говорить только об аналогиях.
Творчество обэриутов со стихами которых принято сравнивать стихи поэтов «Лианозовской школы», в 1940–1950-х было слабо известно. Кроме того, такое сравнение неправомерно. Поэзию и прозу «обэриутов» следует рассматривать как своего рода трактаты в стихах и прозе, результат их философских штудий. «Лианозовская школа» не являлась философской школой, не выстраивала символической картины мира, как это было у «обэриутов».
Поэзию «лианозовцев» продуктивней сопоставлять с поэзией раннего русского футуризма (Д.Бурлюк, А.Крученых), а также с поэзией немецкого экспрессионизма (Г.Бенн, Г.Гейм, Б.Брехт). Согласно позднему признанию Г.Сапгира, значение экспрессионизма в 20 в. невозможно переоценить: «Вообще я считаю, что 20 век – век экспрессионизма. Не немецкого, социального, но экспрессионизма как такого самовыражения». Притом следует вспомнить, что и в художественном опыте «лианозовцев» социальное проступало сквозь эстетизм, о чем точно сказал И.Холин: «…как бы я не выкрутасничал, что бы я не придумывал в форме, все равно в результате выходят реалистические стихи». И добавил – замечание его справедливо и для стихов Г.Сапгира.
Можно отыскать немало параллелей и в тематике, и в поэтике «лианозовцев» с такими поэтами послевоенного «ленинградского авангарда», как В.Уфлянд, Г.Горбовский, О.Григорьев (который, еще будучи весьма юным, приезжал в Лианозово).
Поэты-«лианозовцы» не рассматривали литературный труд как способ добывания средств. Так, Сапгир восемь лет проработал в скульптурной мастерской МОСХа, Холин был и охранником, и официантом, Сатуновский был инженером. Но когда в 1959 появилась возможность писать в русле детской литературы, «лианозовцы» эту возможность использовали.
Судьба «лианозовцев» оказалась не простой. Рабин, участвовавший в «бульдозерной выставке», был лишен советского гражданства и эмигрировал. Эмигрировала также и Л.Мастеркова. За пропаганду творчества участников литературной группы СМОГ был исключен из Союза писателей Сапгир, а после того, как большая подборка его стихов увидела свет в альманахе «Метрополь», он не мог какое-то время публиковаться и как детский поэт. До наступления «перестройки» всего лишь девять «детских» стихотворений опубликовал на родине Некрасов.
Открытия «лианозовцев» были не только усвоены другими авторами, зачастую без указания первоисточника. Концептуализм и конкретизм были в России осмыслены Холиным, Сатуновским и Некрасовым.
Береника Веснина
Кропивницкий Е. Печально улыбнуться. Париж, 1977
Кропивницкий Е. Земной уют. М., 1989
Всеволод Некрасов. Стихи из журнала. М., 1989
Всеволод Некрасов. Справка. М., 1991
Некрасов В. Лианозовская чернуха. – В кн.: «Другое искусство». Москва 1956–1976, к хронике художественной жизни, т. 1. М., 1991
Ян Сатуновский. Хочу ли я посмертной славы. М., 1992
И барский ямб, и птичий крик. Генрих Сапгир беседует с Евгением Перемышлевым. – «Новое литературное обозрение», 1992, № 1
Лианозовская группа. Истоки и судьбы. Сборник материалов и каталог выставки в Государственной Третьяковской галерее. 10.3–10.4.98. М., 1998
Генрих Сапгир. Сочинения в четырех томах, т. 1. М.– Париж, 1999
Игорь Холин. Избранное. Стихи и поэмы. М., 1999
Владислав Кулаков. Лианозово. История одной поэтической группы. – В кн.: Владислав Кулаков. Поэзия как факт. М., 1999
Игорь Холин. Избранная проза. М., 2000
Оскар Рабин – Вал. Кропивницкая – Массимо Маурицио. «Никакой подпольной живописи у нас не было…». – «Новое литературное обозрение», 2004, № 65
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»