ВЛАДИ, МАРИНА
ВЛАДИ, МАРИНА (Vlady, Marina) (р. 1938), французская актриса кино, телевидения и эстрады. Настоящее имя Марина Де Полякова-Байдарова (Marina De Poliakoff-Baidaroff). Родилась 10 мая 1938 в Клиши, в Верховьях Сены. Дочь актеров, русских эмигрантов. Занималась в хореографическом училище при Гранд-Опера в Париже. Карьера балерины не сложилась, однако приобретенная пластичность движений стала одним из отличительных достоинств актрисы. В кино с 11 лет, дебютировала в эпизодической роли в мелодраме Летняя гроза (Orage d'été, 1949) Ж.Жере, где главную героиню играла старшая сестра Влади, актриса Одиль Версуа. Влади сыграла еще несколько небольших ролей в итальянских и французских комедиях и мелодрамах и за четыре года стала достаточно опытной актрисой для главных ролей, ее первые большие работы – мелодрамы Первосортная девушка (Fanciulle di lusso, 1953) и Первая любовь (L'età dell'amore, 1953). Самое интересное в этих фильмах – лицо Влади и ее поведение в кадре. Она казалась новым кинотипажем середины 1950–1960-х годов – утомленной мадонной барокко послевоенной мелодрамы, символом рефлекторной физиологической женственности. Более поздние картины выявили внутренний потенциал актрисы. Хрупкие красавицы проявят несгибаемую волю к жизни и власти, их поверхностная инертность, индифферентность и женская слабость будут сопряжены с железной жизненной хваткой.
В 1954 Влади сыграла одну из главных ролей в фильме Перед потопом (Avant le d'éluge, 1954) А.Кайата, в котором группа подростков, испугавшись атомной войны, стремится сбежать на необитаемый остров. Это был первый большой успех актрисы, она получила поощрительный приз Сьюзанн Бьяншетти за роль Лилиан. Романтические фантазии героини Влади часто ограждают ее от неприглядных политических реалий жизни. Квинтэссенция женской привлекательности и неглубокой романтичности – ее героиня в фильме А.Мишеля Колдунья (La Sorciеre, 1955; по мотивам повести А.И.Куприна Олеся). Лесная красавица-дикарка, готовая в любой момент ускользнуть от невзгод и мужчин, стала очень популярна у зрителей Советского Союза, воспринимавших Влади как явление экзотическое, но в известном смысле родное, «свое».
Став в конце 1950-х годов женой французского актера и режиссера Р.Оссейна, Влади родила двух сыновей, Игоря и Пьера, и начала сниматься в его картинах. Их совместные работы – Ночь шпионов (La nuit des Espions, 1959), Ты – яд (Toi le Venin, 1960). Фильм Приговор (La Sentence, 1959) был в том же году отмечен на московском МКФ. Влади чередовала работу во Франции и Италии. В картине Дни любви (Giorni d'amore, 1954) классика итальянского неореализма Дж.Де Сантиса сыграла крестьянку Анжелу, а почти через десять лет в картине М.Феррери Современная история ( Una Storia moderna, 1963; в русском прокате Королева пчел) – стервозную нимфоманку Регину, за эту роль получила премию на Каннском кинофестивале. Феррери не первый обнаружил у Влади способность воплощать темные женские инстинкты: за год до Современной истории Ж.Л.Годар снял Влади в роли двуличной, мстительной и жадной до любовных утех владетельницы магазина в новелле Лицемерие из киноальманаха режиссеров французской «новой волны» Семь смертных грехов (Les Sept péchés capitaux, 1962). В этом же ключе актерский талант Влади использовали чуткие на психологические нюансы венгерские режиссеры М.Янчо в Сирокко (Sirokko, 1969) и Марта Мессарош в ленте Их двое (Ok ketten, 1977). В картине Мессарош Влади играет комендантшу женского общежития. У нее чувствительное сердце и жесткие нравственные установки. Социальное положение не позволяет ей заводить любовные интриги. Тем активнее вмешивается она в личную жизнь своих друзей и подчиненных. В этом фильме Влади сыграла вместе с В.С.Высоцким, своим вторым мужем, о котором после его смерти написала книгу Владимир, или Прерванный полет (1989).
Влади снималась также и у российских режиссеров. В 1970 сыграла Лику в фильме С.Юткевича Сюжет для небольшого рассказа (во французском прокате Лика – большая любовь Чехова – Lika Le Grand Amour de Tchekov). Лика в исполнении Влади – повзрослевшая «колдунья» середины 1950-х годов, симпатичная, но неглубокая женщина, приворожившая умного, ироничного писателя.
В 1980–1990-е годы Влади много снимается на телевидении, а также в Италии, Испании, Англии и Румынии. Одна из ее последних работ в кино – небольшая роль в фильме Сын Гасконя (Le Fils de Gascogne, 1995) француженки Аньес Варда. Марина Влади появляется на вечеринке в качестве прелестно одетой Марины Влади. Ей не надо ничего играть – только присутствовать в кадре, свидетельствуя о том, что «party» проходит на высоком аристократическом уровне.
Актерская энциклопедия кино Европы. М., 1997
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»