ЛЕ ДАНТЕК, ФЕЛИКС
ЛЕ ДАНТЕК, ФЕЛИКС (Le Dantec, Félix) (1869–1917), французский биолог и философ. Родился в Плугастеле 16 января 1869. После учебы в Высшем педагогическом институте (1885–1888) работал в Лаосе (1889–1890) и в Бразилии, куда был направлен Институтом Пастера. С 1899 – профессор общей эмбриологии в Сорбонне.
Опираясь на идеи Конта, Ле Дантек отстаивал концепцию натуралистического монизма, согласно которой между живой и неживой природой нет существенного различия. В природе в целом господствуют, полагал он, естественные законы, и прежде всего – закон детерминизма, а потому нельзя говорить о существовании в ней какой-либо целесообразности и свободы. Но, защищая идеи детерминизма, Ле Дантек в то же время отрицал возможность предвидения будущего (Пределы познаваемого, Les limites du connaissable, 1903). В эволюционной концепции он исходил из учения Ламарка о наследовании приобретенных свойств и с этих позиций подвергал критике идеи Вейсмана и де Фриза. Психика, полагал он, по своей природе не отличается качественным образом от физиологии, а потому сознание не является самостоятельной реальностью, а есть лишь эпифеномен (Элементы философии биологии – Elements de philosophie biologique, 1911).
Рассматривая отношение между философией и наукой, Ле Дантек признавал за философией право на существование лишь постольку, поскольку она согласуется с данными естественных наук и опирается на них. Себя он называл «сциентистом». Философские системы можно сравнить, утверждал он, скорее не с научными доктринами, а с произведениями искусства, которые создаются их авторами на основе индивидуальных вкусов и предпочтений. Ле Дантек выступил в своих сочинениях одним из основных противников Бергсона, чья концепция была диаметрально противоположна по духу его собственной. Так, в работе Против метафизики (Contre la métaphysique, 1912) он писал, что работы Бергсона не более полезны для научного исследования мира, чем произведения Фидия или Бетховена.
В книге Эгоизм, единственная основа всякого общества (L'égoisme, seule base de toute société, 1911) изложена социально-этическая концепция Ле Дантека, где утверждается, что человек по природе своей эгоистичен, а потому именно эгоизм служит фундаментом социальной жизни, которая, как и сознание, может быть объяснена с точки зрения биологии.
Среди других его работ – Новая теория жизни (Théorie nouvelle de la vie, 1896); Биологический детерминизм и сознательная личность (Le déterminisme biologique et la personnalité consciente, 1897); Трактат о биологии (Traité de biologie, 1903); Естественные законы (Les lois naturelles, 1904); Атеизм (L'athéisme, 1906); От человека к науке (De l'homme à la science, 1907); Проблема смерти и универсальное познание (Le problème de la mort et la connaissance universelle, 1917).
Умер Ле Дантек в Париже 7 июня 1917.
Ирина Блауберг
Ответь на вопросы викторины «Философия»