БОЧЧОНИ, УМБЕРТО
БОЧЧОНИ, УМБЕРТО (Boccioni, Umberto) (1882–1916), итальянский художник и теоретик искусства, один из лидеров футуризма.
Родился в Реджо-ди-Калабриа (на юге Италии) 19 октября 1882 в семье чиновника. Получил художественное образование в Риме (1898–1902), в студии Дж.Баллы. Посетил Париж (1902), Берлин и Петербург (1903–1904).
Первоначально работал в духе итальянского веризма, затем живопись его обрела пуантилистский характер. Обосновавшись в Милане (1907), молодой художник познакомился с Ф.Т.Маринетти. Вдвоем они стали ведущими фигурами футуристического движения в стране. Боччони был одним из главных авторов Технического манифеста футуристической живописи, опубликованного в 1910. В зрелых вещах мастера ключевые для этого направления понятия брутальной силы, скорости и энергии принимали вид тотальных катастроф, преобразующих старое общество в вихревой круговорот обломков и людских толп (Город восстает, 1910, Национальная галерея современного искусства, Рим), либо претворялись в образы психологических потрясений, как бы позволяющих увидеть человека изнутри (Состояния души. Те, кто ушли, 1911, частное собрание, Нью-Йорк). Как и его художники-соратники, Боччони разлагал форму на отдельные элементы, тем самым передавая эффект движения (Динамизм велосипедиста, 1913, частное собрание, Милан); при этом колорит его картин выделялся своим жестким драматизмом.
Усвоив опыт кубизма, активно работал и как скульптор, придавая процессу дробления и «раскручивания» форм реальную связь с окружающей средой. В 1912 выпустил Технический манифест футуристической скульптуры, наметив в качестве главной задачи новой пластики «продолжение предметов в пространстве». Стремился контрастно сочетать различные материалы (к примеру, дерево и картон в Динамизме скаковой лошади, 1914–1915, Музей П.Гуггенхейм, Венеция). К известнейшим его скульптурным вещам принадлежат Развитие бутылки в пространстве (бронза, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) и Уникальные формы длительности в пространстве (бронза, 1913, там же), – последняя фигура, которая стремительно шагает, «растворяясь» во встречном ветре, великолепно выражает дух «бури и натиска», свойственный раннему авангарду.
Призванный в армию в начале Первой мировой войны, Боччони получил смертельное увечье, упав с лошади, и умер в Вероне 16 августа 1916.
Бобринская Е.А. Футуризм. М., 2000
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»