КРЫМОВ, ДМИТРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ
КРЫМОВ, ДМИТРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ (р. 1954), русский театральный художник. Родился 10 октября 1954 в Москве, сын театрального режиссера А.Эфроса и театроведа Н.Крымовой. Окончил постановочный факультет Школы-Студии МХАТ (1976), еще студентом начав работу в театре (1975). Как серьезный театральный художник Крымов сформировался в Театре на Малой Бронной, куда пришел в 1976 и где создал сценографию к постановкам Эфроса Отелло У.Шекспира (1976, дипломная работа), Месяц в деревне И.Тургенева (1977), Лето и дым Т.Уильямса (1980), Воспоминание А.Арбузова (1981), Наполеон Первый Ф.Брукнера (1983), Директор театра И.Дворецкого (1983). Оформил также спектакли Эфроса Тартюф Мольера (1981) и Живой труп Л.Толстого (1982) на сцене МХАТ.
С 1985 Крымов – художник-постановщик Театра на Таганке, где выпустил спектакли У войны не женское лицо С.Алексиевич (1985), Полтора квадратных метра по повести Б.Можаева (1986) и Мизантроп Мольера (1986).
Помимо постановок Эфроса оформил в Москве множество спектаклей других режиссеров, в том числе Последнюю четверть Н.Воронова и А.Горюнова (Центральный Детский Театр, реж. С.Розов, 1977), Впервые замужем П.Нилина (Театр на Малой Бронной, реж. В.Портнов, 1979), Исповедь по Былому и думам А.Герцена (Театр им. Станиславского, реж. А.Товстоногов, 1980), Не было ни гроша, да вдруг алтын А.Островского (Театр им. Гоголя, реж. В.Саркисов, 1984), Попытка полета Й.Радичкова (МХАТ, реж. М.Киселов, 1984), Костюмер Г.Харвуда (Театр им. Ермоловой, реж. Е.Арье, 1987), Мать Иисуса А.Володина (театр им. Моссовета, реж Киселов, 1988), Розенкранц и Гильденстерн мертвы Т.Стоппарда (Театр им. Маяковского, реж. Е.Арье, 1990), Наполеон Первый (Театр им. Маяковского, реж. возобновления Т.Казакова, 1992), Король умирает Э.Ионеско (АРТель АРТистов, реж. П.Роллен, 1991), В баре токийского отеля Т.Уильямса (Театр им. Маяковского, реж. А.Шапиро, 1996), Фокусник из Люблина И.Зингера (Театр «У Никитских ворот», реж. М.Розовский, 1997), Карантин (Болдинская осень) Д.Крымова и С.Арцибашева (Театр на Покровке, реж. С.Арцибашев, 1999), Моцарт и Сальери А.Пушкина (Культурный Центр-музей В.Высоцкого, реж. А.Максимов, 1999) и др.
Среди его постановок за пределами Москвы – Емелино счастье В.Новацкого и Р.Сефа (Горьковский ТЮЗ, реж. Арье, 1975), Человек, который знал, что делать по Н.Чернышевскому (Саратовский театр, реж. К.Дубинин, 1978), Аэлита по А.Н.Толстому (Горьковский ТЮЗ, реж. Ю.Эджибия, 1977), Мои Надежды М.Шатрова (Кировский драматический театр, реж. И.Негода, 1978), Телевизионные помехи К.Сакони (Ленинградский АБДТ, реж. Арье, 1978), Попытка полета Радичкова (Софийский театр, реж. Киселов, 1979), Счастье мое М.Червинского (Ленинградский МДТ, реж. Арье, 1983), Дорогая Елена Сергеевна Л.Разумовской (Рижский ТЮЗ, реж. Арье, 1983), Скамейка А.Гельмана (Ленинградский МДТ, реж. Арье, 1984), Мольер М.Булгакова (Таллинский молодежный театр, реж. И.Нормет, 1988), Ромео и Джульетта Шекспира (Волгоградский Новый экспериментальный театр, реж. О.Джангишерашвили, 1988) и др.
Со второй половины 1980-х годов Крымов занимается книжной графикой, создает станковую серию работ (под названием 46-й), в основу которой легли подлинные фотографии послевоенных лет. Персональные выставки Крымова состоялись в галерее «Доминус» (Москва, 1990), в Центральном Доме Художника совместно с галереей «Доминус» (Москва, 1991), в Центральном Доме Художника (Москва, 1992), во Франции (1995, 1997, 1998), в Государственном Русском музее (С.-Петербург, 1997), в Центральном выставочном зале «Манеж» (Москва, 1998), в галерее «Сегодня» (Москва, 1998).
Крымов Д. В своей стране я словно иностранец. – Московский наблюдатель, 1991, № 2
Любарская И. «Сумасшедшие проекты» и «Знакомая комната» Дмитрия Крымова. – Столица, 1991, № 41–42
Крымов Д. Мысли на песке. – Московские Новости, 1996, № 19
Крымов Д. О простом и хорошем. – Московские Новости, 1996, № 21
Лупандина А. Д.А.Крымов. – В кн.: Театр революции – Театр Драмы – Театр им. Вл.Маяковского. Весь театр за 75 лет. Энциклопедический словарь. М., 1999
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»