БОРТНИКОВ, ГЕННАДИЙ ЛЕОНИДОВИЧ
БОРТНИКОВ, ГЕННАДИЙ ЛЕОНИДОВИЧ (1939–2007), русский актер. Народный артист РСФСР (1992). Родился 1 апреля 1939 в Москве. В семье никто прямого отношения к искусству не имел, отец и брат были летчиками, мать – домохозяйкой. Дед служил на Балтике, был расстрелян как один из организаторов восстания на крейсере «Память Азова» в 1906. Бортников рано увлекся рисованием. После 7-го класса поступил в машиностроительный техникум, через год бросил учебу, работал на ГПЗ-1 слесарем-инструментальщиком. В свободное время занимался живописью и как художник – в драмкружке. Поступил в художественное училище, вскоре ушел из него и занимался в Молодежном театре-студии. Экстерном окончил вечернюю школу и поступил в Школу-студию при МХАТе, учился у М.И.Кедрова и А.К.Тарасовой. В дипломном спектакле Три сестры А.П.Чехова играл роль Тузенбаха (1962).
С 1963 работает в театре им.Моссовета. Свои первые роли сыграл в пьесах В.Розова В дороге (1963; премия критики и публики на фестивале наций в Париже, 1966) и Затейник (1966). Заявил о себе как яркая индивидуальность, играл блестяще. Критики отмечали его предельную органичность и достоверность поведения на сцене. Определился как актер широкого амплуа. Надолго запомнились его Василий в Объяснении в ненависти И.Штока (1964) и Вася в Дядюшкином сне по Ф.Достоевскому (1965). Стала легендой роль Ганса Шнира в спектакле-монологе Глазами клоуна по роману Г.Белля. Режиссер, художник и один из авторов инсценировки, Бортников играл ее более 20 лет.
Спектакль Петербургские сновидения по роману Достоевского Преступление и наказание (1969) также стал событием театральной жизни Москвы и новым этапом в творческой биографии актера. «Падшим ангелом» называла критика его Раскольникова, «он весь как открытая рана, как большая кричащая совесть». Спектакль вызвал много споров.
Блистательно играл Бортников в спектаклях Поющие пески А.Штейна по повести Б.Лавренева Сорок первый (1973), Вечерний свет А.Арбузова (1975), Дон Карлос Фр.Шиллера (1977), Царствие земное Т.Уильямса (1978).
В 1980 Бортников покорил публику виртуозно сыгранной ролью Смердякова в Братьях Карамазовых по Достоевскому. «Бортников-Смердяков оказался выделен из общего ансамбля жизненно-бытовым тоном, яркой театральной манерой актерского исполнения, – писала критик Т.Родина. – В образе Смердякова по сцене ходила и рассуждала нежить в человеческом облике, существо, в котором презрение ко всему достигло размеров патологических».
Играл в спектаклях театра им. Моссовета Гедда Габлер Х.Ибсена (1983), Маленькие трагедии А.Пушкина (несколько ролей, 1986), Кин, или Гений и беспутство А.Дюма – Ж.-П.Сартра (1991), в других театрах («Сфера», Театр им. А.С.Пушкина), много работал на концертных площадках, на телевидении и радио, в кино. В своем театре новых ролей не было – после ухода из жизни Ю.А.Завадского у актера начались годы «простоя». О своем учителе Бортников вспоминал как о «редкостной удаче судьбы». «Возможно, собственная моя судьба сложилась счастливо. А может быть, в какой-то мере и драматично, – оценивал свое положение актер. – Слишком много лет прожито без новых ролей! Но в этом тоже было какое-то предзнаменование: нужно было ждать...».
В 1999 на Малой сцене театра (Сцена под крышей) Бортников вышел в спектакле Братья и Лиза А.Казанцева в роли Симона. У него по-прежнему «неповторимый голос и руки – в одном его жесте столько театра, что хватит на три премьеры», – писали критики. Бортников, часто исполняющий роли людей «не от мира сего», в этой работе дал новый поворот темы. По его словам, решиться на эту роль было чрезвычайно сложно: свое участие в постановке он назвал «скандальным экспериментом» – он пошел на скандал «с собой и собственной эстетикой».
Умер 23 марта 2007 в Москве.
Белка И. Современность и театр. М., 1966
Актеры – роли – жизнь. М., 1972
Когда открывается занавес: Статьи о театре. М., 1975
Рудницкий К. Приключения идей. – В кн.: Театр Достоевского. М., 1986
Родина Т. «Есть какая-то тайна искусства…». – В кн.: Классика и современность. М., 1987
Велехова Н. Собирающий мгновения. – Театр, 1987, № 12
Бортников Г. Тринадцать лет, или Казнь артиста. – Театр, 1993, № 8
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»