КОНГАР, ИВ
КОНГАР, ИВ (Congar, Yves) (1904–1995), французский католический теолог, представитель «новой теологии» (Nouvelle théologie). На II Ватиканском соборе один из ведущих французских теологических экспертов.
Родился в Седане 13 апреля 1904. В 1925 вступил в орден доминиканцев, приняв имя Мари-Жозеф, учился в доминиканской высшей школе «Ле Сольшуар» в Турне (Бельгия), в 1931–1939 и 1945–1954 – профессор фундаментальной теологии. Составлял совместно с теологами Мари-Домиником Шеню и Анри М.Фере «прогрессивную команду», стремившуюся преодолеть контрреформационную, неосхоластическую (неотомистскую) и антимодернистскую тенденцию и искать ответы на вызовы современности. Участвовал во Второй мировой войне в качестве санитара французской армии, в 1940–1945 находился в немецком плену.
В начале своей теологической деятельности (ок. 1930) Конгар еще не выходил за пределы томистской традиции. На расширение его кругозора повлияли общение с его учителем Мари-Домиником Шеню, чтение трудов немецкого теолога Адама Мёлера (1796–1838, представитель католической Тюбингенской школы), отцов церкви, встречи с протестантскими и православными теологами, знакомство с современными философскими течениями.
Первый значительный труд Конгара Разделенные христиане (Chrétiens désunis, 1937) оказал сильное влияние на многих католических священников; в книге предлагалось более широкое и притом более близкое к церковной Традиции (Преданию) понимание церкви, раскрывался экуменический горизонт. Некоторые мысли Конгара (например, о том, что разделение на Восточную и Западную церкви, а также Реформация привели к обеднению Католической церкви, что ставило под сомнение господствовавшее убеждение, что в Католической церкви сохраняется полнота наследия Иисуса Христа) вызвали недовольство в Риме. Подозрительное отношение к Конгару со стороны церковных властей усугубилось после его попытки издать на французском языке книгу Единство Мёлера, слывшего одним из «предтеч модернизма».
После Второй мировой войны в жизни Французской церкви происходили благотворные перемены. Расцветали библейское и литургическое движение, вновь на повестку дня встала идея миссионерства (не в последнюю очередь благодаря возникновению института т.н. священников-рабочих), росла потребность в теологии, которая отвечала бы на нужды пастырской работы в современных условиях. Вдохновленный этими явлениями, Конгар написал книгу о реформировании церкви – Истинная и ложная реформа церкви (Vraie et fausse réforme dans l'Eglise, 1950), увеличившую число его почитателей и недругов. От этой книги ведет прямая линия к «аджорнаменто» II Ватиканского собора.
Важное значение имел солидный 700-страничный том Набросок теологии мирянства (Jalons pour une theologie du laicat, 1953). Эта книга открывала новую тему в рамках Римско-католической церкви, где при рассмотрении прав и обязанностей мирянина каноническое право исходило исключительно из прав и обязанностей священника.
Новые веяния во французской теологии, которые позднее были отнесены к т.н. новой теологии (Nouvelle théologie), подверглись осуждению в энцикликах Пия XII Mystici corporis (1946) и Humani generis (1950). Эти документы затронули теологов, в которых римская курия видела продолжателей модернизма, – А.де Любака, Ж.Даниелу, П.Тейяра де Шардена, М.Д.Шеню и И.Конгара. С 1950 работы Конгара подвергались строжайшей цензуре, а в 1954 он (вместе с еще несколькими известными профессорами доминиканской высшей школы) был смещен с профессорской кафедры и вынужден был покинуть Париж. Его жизненный путь вел дальше через Иерусалим, Рим в Кембридж и, наконец, в Страсбург.
Все изменилось с началом понтификата Иоанна XXIII. Папа настоял, чтобы Конгара включили в теологическую комиссию по подготовке II Ватиканского собора. Конгар был теологом-экспертом и на самом соборе. В ноябре 1962 не без его помощи удалось переломить первоначально консервативную направленность собора. На соборе были приняты документы, изменившие концепцию Католической церкви в отношении экклесиологии, Традиции (Предания), реформирования церкви, экуменизма, мирянства, миссии и церковных служений. Сам Конгар участвовал в составлении важнейших текстов собора (например, пастырской конституции Gaudium et Spes и декрета о миссионерской деятельности церкви Ad gentes). См. также ВАТИКАНСКИЙ СОБОР, ВТОРОЙ.
Многие участники собора впоследствии отошли от направленности собора. Конгар принадлежал к той группе теологов (среди них Эдвард Схиллебекс, Ханс Кюнг, Леонардо Бофф и др.), которые пытались продолжить линию собора. Вместе с некоторыми из них основал в 1965 теологический журнал «Концилиум» («Concilium», периодичность 5 номеров в год).
В начале 1969 Конгар подписал заявление 38 теологов (в основном редакторов и сотрудников журнала «Концилиум»), в котором шла речь о свободе теологов в своих исследованиях (конкретным поводом послужил процесс в отношении доминиканского теолога Э.Схиллебекса). Декларация вызвала недовольство Ватикана и стоила Конгару кардинальской шапочки (вместо него в апреле 1969 кардиналом был назначен Жан Даниелу).
После собора Конгар был издателем и комментатором соборных документов. В 1968 вышел его труд Церковь: от св. Августина до современной эпохи (L'Eglise de saint Augustin á l'époque moderne), в котором он утверждает, что усиливающаяся «юридизация» церкви началась с реформ папы Григория VII (11 в.) и это доминирование правового аспекта длилось до II Ватиканского собора. В 1979–1980 Конгар опубликовал трехтомный труд о Святом Духе (Верую в Духа Святого, Je crois en l'Esprit-Saint), в последнем томе которого учитывается православный взгляд на проблемы пневматологии, в том числе на вопрос о филиокве.
Среди наследия Конгара важное место занимают дневники: Военный дневник (1914–1918), Journal de la Guerre (1914–1918); Дневник теолога 1946–1956, Journal d'un theologien 1946–1956; из дневника, который Конгар вел на II Ватиканском соборе, до сих пор опубликованы только отрывки.
Список работ Конгара, написанных почти за 60 лет, насчитывает около 1790 наименований. Конгар был награжден орденом Почетного легиона и Военным крестом (Франция). 30 октября 1994 был назначен кардиналом.
Умер Конгар в Париже 22 июня 1995.
См. также ДАНИЕЛУ, ЖАН; ЛЮБАК, АНРИ ДЕ.
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»