КОЛОБОВ, ЕВГЕНИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
КОЛОБОВ, ЕВГЕНИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (1946–2003), дирижер-симфонист, народный артист РСФР (1983), лауреат независимой премии «Триумф», премии мэра Москвы в области культуры.
Родился 19 января 1946 в Ленинграде в семье военного. Закончил хоровое училище им. М.И.Глинки при Ленинградской академической капелле по классу Р.И.Совейко. Когда семья переехала в Свердловск, учился в Уральской консерватории у М.И.Павермана, которого считал своим вторым отцом. С 1974 работал в Свердловском Театре оперы и балета (с 1977 главным дирижером), поставив там оперы Петр I А.Петрова (1978) и Сила судьбы Д.Верди (1979), исполненные с экспрессией и свободой обращения с партитурой, а также балеты Пушкин А.Петрова (1978), Ромео и Джульетта С.Прокофьева (1981). Затем, по приглашению Ю.Темирканова, у которого прошел отличную дирижерскую школу, работал в Ленинградском Государственном театре оперы и балета им. С.М.Кирова (1981–1987). Через шесть лет ушел из знаменитого театра, сочтя для себя работу в нем рутинной. «Если поиска нет, идешь только нахоженными тропами, искусство кончается, – говорил Колобов. – В жизни и в искусстве интересно только новое и необычное». В 1988 он стал художественным руководителем и главным дирижером Московского академического Музыкального театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, поставив там авторскую редакцию Бориса Годунова М.П.Мусоргского и редко исполняемую оперу Беллини Пират (1984), снискавшую среди московской публики оглушительный успех, а также балет Ромео и Джульетта С.Прокофьева в версии В.Васильева. Тем не менее, в 1989 в результате конфликта с администрацией театра дирижеру пришлось покинуть его (в знак протеста в 1990 Колобов отказался от званий народного артиста РСФСР и заслуженного деятеля искусств РСФСР), а вместе с ним ушел ряд солистов хора и оркестра, и даже работники технических служб. В 1991 они создали новый московский театр – Новую оперу. Слово «новая» точно отражало суть исканий театра – возрождение забытых или неизвестных отечественному слушателю опер, создание оригинальных концертных программ. «Много прекрасной музыки в мире незаслуженно забыто. Мне бы хотелось вернуть ее нашей публике», – говорил Е.Колобов.
Он экспериментировал с соединением в одном спектакле музыки и поэзии (Валлийские песни на стихи Р.Бернса и баллады Л.Бетховена, Нескучный сад, мелодии на музыку Я.Сибелиуса и А.Головина, по прозе И.Тургенева и стихам И.Бунина, Поэзия Анны Ахматовой и проза А.Пушкина). Заслугой Колобова стало то, что он открыл редкие произведения (Мария Стюарт Г.Доницетти, Двое Фоскари Д.Верди, Валли А.Каталани, Гамлет А.Тома, Дидона и Эней Г.Перселла) отечественному слушателю и далее работал в том же ключе «оперного эксклюзива», причем оперы исполнялись всегда на языке оригинала. Он выращивал оперных звезд, в основном, талантливых вокалистов из российской провинции, которым театр дал путевку в мир оперы. Молодые воспитанники Колобова учились у приглашенных солистов – П.Бурчуладзе, Л.Мкртчан, Н.Троицкой, Д.Хворостовского, Г.Писаренко, Э.Саркисян. Если в начале своей деятельности Колобов не придавал особого значения проблемам режиссуры и сценографии, поскольку дирижировал произведениями в концертном исполнении, то с появлением собственной сценической площадки уже работал в среде единомышленников: дирижеров Е.Самойлова, А.Гуся, С.Лысенко, Д.Волосникова, режиссеров В.Раку, С.Арцыбашева, В.Беляковича, С.Митина, М.Ефремова, А.Сигаловой, Р.Лянгбака и К.Хейсканен (Финляндия). Сценографов Т. и С.Бархиных, А.Коженковой, В. и Р.Вольских, Э.Кочергина, М.Даниловой, М.Азизян, Э.Гейдебрехта (Германия), В.Зайцева и В.Юдашкина.
Жизнь Колобова была тесно связана с историей театра – это премьеры опер, записи концертных программ, дисков, участие в оперных фестивалях (Янтарное ожерелье в Калининграде – с 1993, в Саволиннском в Финляндии – с 2000, Мюнхенском, ряде итальянских – Флорентийский май, фестиваль в Перудже), гастроли не только по Европе и США (традиционно ежегодными стали гастроли по Кипру), но и по малым городам России. «Нас спасет три правила жизни: Помолиться. Встать рано. Работать», – говорил мастер в одном из своих интервью. Профессию дирижера Колобов считал красивой с виду, но по сути трагической: «я понимаю музыку так. Другой – иначе. Дирижер подобен переводчику замысла композитора». «Я мечтаю, чтобы в театр зритель приходил не на Верди, а на то, как я понимаю Верди».
В планах дирижера была постановка Царской невесты с режиссером Р.Стуруа, но 15 июня 2003 один из ярчайших музыкантов современности, которого называли не просто дирижером, но режиссером музыки, музыкантом-философом, скоропостижно скончался от сердечного приступа.
Заставить зазвучать классическую оперу свежо и по-новому. в то же время бережно относясь к партитуре, мог, один из немногих, Евгений Колобов.
Елена Ярошевич
Ответь на вопросы викторины «Древний мир»