КИТАЕВ, МАРТ ФРОЛОВИЧ
КИТАЕВ, МАРТ ФРОЛОВИЧ (р. 1925), русский театральный художник. Народный художник РСФСР (1982). Родился 30 марта 1925. Окончил Академию художеств Латвийской ССР (1951), представив в качестве дипломной работы макет и эскизы декораций и костюмов к опере П.Чайковского Чародейка. Первый год после выпуска из Академии работал в оперном театре художником-исполнителем, одновременно руководя изостудией окружного Дома офицеров. В спектакле Слава В.Гусева (реж. И.Цисер) состоялся дебют Китаева-театрального художника. Сотрудничество с этим самодеятельным коллективом и его режиссером продолжалось вплоть до начала 1970-х годов, когда Китаев был уже известным сценографом.
В 1952–1953 работал в Елгавском театре драмы (был приглашен главным художником театра А.Сперталом, учителем Китаева в Академии), оформил спектакли Хитроумная влюбленная Лопе де Вега (реж. А.Лейманис, 1952), Богатая невеста Островского (реж. А.Луцис, 1953), Раки С.Михалкова (реж. Лейманис, 1953), Семья И.Попова (реж. А.Бренч, 1953). Здесь проявилось тяготение художника к пейзажным задникам, возникло сочетание зеленого и розового цветов, которое в дальнейшем станет излюбленным в колористической гамме Китаева.
После расформирования Елгавского театра (1953) Китаев переходит в рижский ТЮЗ, где работает сначала очередным художником, а с 1960 по 1974 – главным художником. В середине 1950-х годов началось его сотрудничество с режиссером П.Хомским, оказавшееся многолетним и плодотворным. В рижском ТЮЗе ими выпущены спектакли Крошка Доррит по Ч.Диккенсу (1954), Три толстяка Ю.Олеши (1955), В поисках радости В.Розова (1957), Снежная королева Е.Шварца (1959), Неравный бой В.Розова (1960), Сирано де Бержерак Э.Ростана (1962), Тиль Уленшпигель Ш.де Костера (1966) и др.
Множество совместных спектаклей, принципиально важных в творчестве художника, было создано Китаевым в рижском ТЮЗе с режиссером Шапиро: Мой бедный Марат А.Арбузова (1965), Последние М.Горького (1967), Мамаша Кураж и ее дети Б.Брехта (1968), Город на заре А.Арбузова (1970), Гроза Островского (1971), Чукоккала по К.Чуковскому (1971), Брат Алеша по Ф.Достоевскому (1972) и др. С ним же Китаев выпустил чеховские спектакли в театрах Таллина – Вишневый сад (Молодежный театр, 1971) и Три сестры (Академический театр драмы им. В.Кингисеппа, 1974).
Весьма значимо было сотрудничество Китаева в рижском ТЮЗе и с режиссером Н.Шейко: Варшавский набат В.Коростылева (1966), Винни-Пух по А.Милну (1967), Обыкновенная история по И.Гончарову (1968), Лейтенант Шмидт В.Коростылева (1970), Старший сын А.Вампилова (1971) и др.
С начала 1970-х годов Китаев получает множество приглашений из театров Москвы и Ленинграда, где оформляет спектакли Преступление и наказание по Достоевскому (Ленинградский театр им. Ленсовета, реж. И.Владимиров, 1970), Сказки старого Арбата Арбузова (Ленинградский академический театр драмы им. А.С.Пушкина, реж. А.Музиль, 1971), Свой остров Р.Каугвера (Московский театр «Современник», реж. Г.Волчек, 1971), Мисс Менд по М.Шагинян (Ленинградский ТЮЗ, реж. З.Корогодский, 1972), Летние прогулки А.Салынского (Московский Малый театр, реж. Л.Хейфиц, 1974), Варвары Горького (Московский театр на Малой Бронной, реж. А.Дунаев, 1975), Приключения Билли Пилигрима по К.Воннегуту (Московский Центральный театр Советской Армии, реж. М.Левитин, 1975), Вишневый сад Чехова (Ленинградский театр им. Ленсовета, реж Владимиров, 1978), Доктор Стокман Х.Ибсена (Московский театр «Современник», реж. И.Унгуряну, 1979). Работал с К.Гинкасом (Эй, кто-нибудь! по рассказам У.Сарояна, Ленинградский театр им. Ленинского комсомола, 1976), с Л.Додиным в Малом драматическом театре (Татуированная роза Т.Уильямса, 1977, и Назначение А.Володина, 1978), с А.Гончаровым в театре им. Маяковского (Кошка на раскаленной крыше Т.Уильямса, 1981).
С 1974 по 1990 Китаев – главный художник Ленинградского театра драмы им. Пушкина. Здесь продолжается его сотворчество с Шейко: (Похождения Чичикова по гоголевским Мертвым душам, 1974; Вечерний свет А.Арбузова, 1975; Беседы с Сократом Э.Радзинского, 1976; Унтиловск Л.Леонова, 1978) и начинается сотрудничество с А.Сагальчиком (Совет да любовь В.Тендрякова, 1974; Дети солнца Горького, 1975; Из записок Лопатина К.Симонова, 1975; Иванов Чехова, 1978).
Уже покинув рижский ТЮЗ, продолжает оформлять здесь спектакли Шапиро (Иванов Чехова, 1975, Сказки Пушкина, 1977) и Хомского (Питер Пенн Д.Баррида, 1976).
В 1980–1990-е годы создает сценографию к постановкам Молва А.Салынского (Московский ЦТСА, 1982), Сказки Гофмана Ж.Оффенбаха (Минский Большой театр оперы и балета, 1983), Капитанская дочка по Пушкину (Ленинградский театр драмы им. Пушкина, реж. Г.Горяев, 1984), Новоселье в старом доме А.Кравцова (Ленинградский театр им. В.Комиссаржевской, реж. В.Суслов, 1984), Собачье сердце по М.Булгакову (Ленинградский театр драмы и комедии на Литейном, реж. Сагальчик, 1988), Событие В.Набокова (Театр на Малой Бронной, реж. Сагальчик, 1991), Последние Горького (Театр О.Табакова, реж. Шапиро, 1995), Ревизор Гоголя (Театр им. Гоголя, реж. Ю.Еремин, 1995), Маскарад М.Лермонтова (МХАТ им. Чехова, реж. Шейко, 1995), Борис Годунов Пушкина (Александринский театр, реж. Сагальчик, 1999) и др.
С 1990 года – главный художник Санкт-Петербургского ТЮЗа им. А.Брянцева.
Новая творческая страница – сотрудничество с режиссером С.Спиваком. Плодами этого союза в С.-Петербургском Молодежном театре на Фонтанке стали спектакли Трехгрошовая опера Брехта, К.Вайля (1995), Касатка А.Н.Толстого (1999), Дни Турбиных Булгакова (2000); в Московском театре им. К.С.Станиславского – Мещанин-дворянин Мольера (1999).
Березкин В.И. Март Китаев. Л., 1984
Гвоздицкий В.В. Март Китаев. – В кн.: Виктор Гвоздицкий в это мгновение театра (составитель Ю.Н.Мельниченко). М., 1998
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»