ШТЮРМЕР, БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ
ШТЮРМЕР, БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ (1848–1917) – русский государственный деятель, премьер-министр, крупный помещик.
Родился 27 июля 1848 в Бежецком у.Тверской губернии в семье ротмистра в отставке В.В.Штюрмера. Окончив юридический факультета Петербургского университета со степенью «кандидата прав», в 1872 поступил на службу в один из департаментов Сената. В 1875 перешел в министерство юстиции. В 1878 стал обер-прокурором Сената по департаменту герольдии, получив одновременно должность в министерстве Двора (14 лет заведовал всеми придворными церемониями). Пожалован в 1879 в звание гофмейстера, а в 1888 – камергера Двора, а вскоре добился нового повышения, став с 1891 действительным статским советником.
В 1892 был введен в члены Государственного совета. В 1892–1894 назначался председателем Тверской губернской управы. С 1893 – почетный мировой судья в Кашинском уезде Тверской губернии. С 1894 – новгородский губернатор.
В 1896–1901 – уже находясь в Ярославле, также на должности губернатора, прослыл ловким карьеристом, не лишенным стремления к наживе. В то же время оставил след в истории городского благоустройства поддержкой благотворительных и других обществ (содействия народному образованию и т.п.) В 1898 разрешил издание газеты «Северный край». При нем Ярославль пышно отметил 600-летие ярославского удельного князя Федора Черного, в 1899 – 100-летие со дня рождения А.С.Пушкина, в мае 1900 – 150-летия русского национального театра. При его поддержке были организованы подписки на сооружение памятников основателю русского театра Ф.Г.Волкову, проживавшему недалеко от города в своем имении Карабиха Н.А.Некрасову. Поэтому не удивительно, что Штюрмер был избран почетным председателем первого съезда исследователей истории и древностей Ростово-Суздальской земли, почетным гражданином Ярославля и Углича. Однако не успел он уехать из города, как началось следствие о растрате сумм, предназначенных для строительства памятника Ф.Г.Волкову, – губернатор был нечист на руку.
Но в карьерных делах ему по-прежнему везло. В августе 1902 Штюрмер стал директором департамента общих дел министерства внутренних дел, ближайшим из сотрудников В.К.Плеве. В обстановке нараставшего предреволюционного недовольства провел «ревизию» земств Тверской губернии, больше напоминавшую разгром: в 1904 выборные в него члены были заменены чиновниками, а некоторые из служащих, в т.ч. А.И.Бакунин, были высланы из губернии.
В том же году был избран членом Государственного совета по департаменту законов («черная сотня Госсовета»). После убийства Плеве стал одним из претендентов на пост министра внутренних дел, но его опередил кн. П.Д.Святополк-Мирский, добившийся замены в руководстве министерства ряда лиц, близких Штюрмеру, который оставался одним из влиятельных сановников. Отличавшийся крайне реакционными взглядами и верностью императорскому дому, весной 1905 Штюрмер совместно с крайне правыми Государственного Совета и земцами выступил инициатором создания организации «Отечественный союз» (ее целью было усиление влияния правых на власть, проведение в жизнь альтернативного проекта создания законосовещательного учреждения).
В 1905–1906 участвовал в Особом совещании при Государственном совете по делам веры, был ярым противником реформаторства и лично премьера П.А.Столыпина.
В феврале 1912 от Государственного совета участвовал в организации мероприятий в Москве в связи с 300-летием Дома Романовых. В мае 1913 сопровождал семью Николая II в Ярославле, после чего царь и правительство представили его для утверждения московским городским головой; правда, кандидатура его не прошла.
При поддержке Г.Е.Распутина 20 января 1916 стал председателем Совета министров. В результате в тяжелое для страны военное время правительство возглавил обладавший довольно узким кругозором, не очень работоспособный, уже безразличный ко всему 68-летний человек сомнительной морали. Лишь присутствие императора на заседании Думы 9 февраля 1916 не позволило разразиться протесту против назначения Штюрмера. С 3 марта по 7 июля 1916 он одновременно являлся министром внутренних дел.
Будучи государственным деятелем, оставил о себе память как о человеке необязательном. Ни одно из его начинаний, задуманных в то время, не было доведено до конца, работа правительства замедлилась, а сменяемость министров ускорилась. «Министерская чехарда» дополнялось «губернаторской»: за 9 месяцев 43 высших представителя власти в губерниях были смещены со своих постов. Оппозиция Штюрмеру усилилась после поспешного введения им в июне 1916 закона о привлечении «инородческого населения» на принудительные работы на оборону, что стало одной из причин восстания в Туркестанском крае (было подавлено вооруженным путем; число жертв – ок. 3 тыс. человек).
Во время его премьерства (прозванного «диктатурой Штюрмера») был выдвинут лозунг войны с Германией до победного конца, хотя он со своей фамилии слыл германофилом. И действительно, с его ведома в мае 1916 в Стокгольме велись переговоры о возможных условиях сепаратного мира. Премьер убеждал царя в необходимости замены министра иностранных дел; он добился своего: 7 июля 1916 на этот пост был назначен сговорчивый А.А.Хвостов. В Англии и Франции это назначение было истолковано как победа «зависимых от Германии влияний». 1 ноября 1916 на сессии Государственной думы П.Н.Милюков заявил, что поведение правительства следует считать либо «глупостью», либо «изменой» (имелись в виду связанные с именем премьера слухи о сепаратном мире с Германией). После того думского заседания самодержец признал, что Штюрмер является «красным флагом не только для Думы, но и для всей страны». С этим согласился и Распутин, посоветовавший царю снять Штюрмера со всех его постов и уволить в отставку. Это и было исполнено 10 ноября 1916.
В конце 1916 экс-премьер участвовал в выборах V Государственной думы.
Во время Февральской революции 1917 был арестован по распоряжению Временного правительства с проведением обыска и конфискацией ценностей. Находился под следствием по обвинению во взяточничестве, превышении власти и был заключен в Петропавловскую крепость. Оттуда в августе 1917 был переведен в связи с болезнью в медицинскую лечебницу, где 20 августа скончался.
Ирина Пушкарева
Кризис самодержавия в России. 1895–1917. Л., 1984
Ответь на вопросы викторины «Знаменитые речи»