МИТТА, АЛЕКСАНДР НАУМОВИЧ
МИТТА, АЛЕКСАНДР НАУМОВИЧ (наст. фамилия Рабинович) (р. 1933), русский кинорежиссер, сценарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1974). Лауреат премии ВЛКСМ (1966, 1972). Родился 28 марта 1933 в Москве. В 1955 окончил инженерно-строительный факультет МИСИ им. В.Куйбышева, работал карикатуристом в различных журналах (опыт впоследствии пригодился – для лучших фильмов Митты характерен контрапункт изображения и слова, действия и комментария к нему, иногда словесного). В 1961 окончил режиссерский факультет ВГИКа, где учился у М.Ромма. Внимание к приметам времени заметно и у Митты. Сама его личность рождена конкретной эпохой, недаром М.Хуциев дважды приглашал его в свои картины как определенный «типаж» (так, в Июльском дожде, 1966, он сыграл всезнающего молодого человека, который анализирует характер присутствующих с помощью модных тестов).
Первая большая работа Митты-кинорежиссера – фильм Друг мой, Колька! (1961, совм. с А.Салтыковым) по пьесе А.Хмелика. Сюжетная схема ленты – как бы проекция схемы «взрослого» кино на детский материал: честный и порывистый подросток, на какой-то момент запутавшийся, вновь находит верные нравственные ориентиры, хороший коллектив противостоит отдельным отрицательным персонажам.
Митта-режиссер начинается с фильма Звонят, откройте дверь (1966) по сценарию А.Володина (главный приз Международного кинофестиваля детских фильмов в Венеции, 1966). Узнаваемы детали, точны характеры (одну из главных ролей сыграл Р.Быков), выверены интонации. В картине дебютировала Елена Проклова, роль школьницы Тани Нечаевой и роль Крыси в следующей ленте Митты Гори, гори, моя звезда (1970) остались ее лучшими работами.
Между тем вписаться в балаганное, в высшей степени театрализованное действо, какое представляет Гори, гори, моя звезда, посвященный не столько абсурдной борьбе «красных», «белых» и каких-то либо «зеленых», либо другого цвета бандитов, было непросто. Историю актера Искремаса, мечтающего о свободном искусстве и попавшего меж враждующих станов, разыгрывали высокие профессионалы, даже крохотную роль подвыпившей случайной подружки героя сыграла Н.Мордюкова. При этом фильм был и особого рода дружеским предприятием: белого офицера, одного из главных оппонентов Искремаса, сыграл режиссер В.Наумов, другого офицера, кавказского князя, – режиссер М.Хуциев, в фильме снимался режиссер К.Воинов.
Картины для подростков Точка, точка, запятая... (1972, совм. с М.Львовским; серебряный приз по разряду детских фильмов на Международном кинофестивале в Москве, 1973; премия за лучший детский фильм на Всесоюзном кинофестивале в Алма-Ате, 1973; главная премия на «Параде детских фильмов» в Белграде, 1973; приз МКФ детских фильмов в Салерно, 1974), мелодрама Москва, любовь моя (1974) и забавная стилизация по мотивам пушкинской прозы Сказ про то, как царь Петр арапа женил (1976) показали, что режиссер владеет разными жанрами.
Собрал огромную зрительскую аудиторию и стал одним из лидеров проката за всю историю советского кино фильм Экипаж (1980, совм. с Ю.Дунским и В.Фридом при участии Б.Уриновского; приз на ВКФ в Душанбе, 1980; главный приз Общества чехословацко-советской дружбы на кинофестивале в Чехословакии, 1981), сочетающий элементы киноромана и фильма-катастрофы.
Профессионализм режиссера получил широкое и заслуженное признание. Он преподает режиссуру в Гамбурге, был председателем жюри IV Конкурса студенческих фильмов на соискание национальных премий «Св. Анны», а его лента Затерянный в Сибири (1991, совм. с В.Фридом, Ю.Коротковым и Д.Брабазоном) выдвигалась на премию «Оскар» в категории иностранных фильмов. В 2000 вышел фильм Граница. Таежный роман, а в 2002 он снял картину Раскаленная суббота.
Евгений Перемышлев
Митта А. Союз друзей. – Искусство кино, 1966, № 7
Туровская М. Повезло всем. – Советский экран, 1966, № 4
Митта А. Тема – гражданское мужание. (Беседа). – Молодой коммунист, 1973, № 10
Митта А. (Выступление на симпозиуме Постсоветское искусство в поисках новой идеологии). – Искусство кино, 1996, № 2
Митта А. Кино между адом и раем. Кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве, Феллини, Хичкоку, Тарковскому… М., 1999
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»