АСЕНКОВА, ВАРВАРА НИКОЛАЕВНА
АСЕНКОВА, ВАРВАРА НИКОЛАЕВНА (1817–1841), русская актриса. Родилась 10 (22) апреля 1817 в Петербурге, дочь известной петербургской комедийной актрисы А.Е.Асенковой. В 1828 поступила в Петербургское театральное училище, откуда была вынуждена уйти, не обнаружив, по мнению дирекции, «необыкновенных способностей». Актерскому мастерству училась под руководством актера Александринского театра И.И.Сосницкого. 21 января 1835 с успехом дебютировала на сцене Александринского театра в водевильных ролях Роксоланы (Сулейман II, или Три султанши Ш.С.Фавара) и Мины (Лорнет Э.Скриба). Эти роли закрепили за Асенковой звание водевильной актрисы и определили ее манеру и амплуа. Обладая замечательными внешними данными, обаянием, выразительным голосом, Асенкова блистала в ролях молоденьких героинь и водевильных травести, в так называемых «ролях с переодеванием». Актриса исключительного мастерства и изящества, много и серьезно работавшая над ролями, она оставляла впечатление чрезвычайно легкой игры. Современники отмечали, что ей достаточно выйти на сцену и улыбнуться, спеть водевильный куплет своим небольшим, но обаятельным голосом, – и ей обеспечен успех, какого другие артисты не могли бы добиться годами упорного труда.
Лучшими ролями Асенковой были роли молодых людей и мальчиков-подростков. Стройная, худенькая, она хорошо смотрелась в мужских костюмах и замечательно играла мужские роли: юнкер Лелев (Гусарская стоянка, или Плата той же монетой Орлова, 1835), Карл II (Пятнадцатилетний король, 1838), девица (Девушка-гусар, Ф.Кони) и др. Играла Асенкова и мужские роли в серьезных комедиях. К числу ее лучших ролей относится роль Керубино в Женитьбе Фигаро П.О.Бомарше.
Актриса исключительной жизненности и громадного обаяния, Асенкова создала целую галерею лирических героинь. Ей удавались роли в комедии, серьезной драме и даже трагедии, такие, как Евгения Гранде (Дочь скупого переделка романа Бальзака), Вероника (Уголино Полевого), Офелия (Гамлет Шекспира, 1837), Марья Антоновна (Ревизор Н.Гоголя, 1836), Софья (Горе от ума А.С.Грибоедова, 1839) и др. Драматическое дарование актрисы не успело полностью раскрыться в течение ее короткой сценической жизни. Тем не менее Асенкова заявила себя актрисой со своей личной, глубоко субъективной темой. Ее привлекали образы слабых, женственных героинь, готовых на героические поступки. Такие роли она нашла в мелодраме Полевого Параша-Сибирячка (Параша), в Короле Лире Шекспира (Корделия), в Русалке А.С.Пушкина (дочь мельника).
Асенкова выступала на сцене Александринского театра всего пять лет. Последний раз она вышла на сцену 16 февраля 1841. Слабое здоровье и тяжелейшая работа (Асенкова несла на себе почти весь водевильный репертуар) спровоцировали заболевание чахоткой и раннюю смерть.
Умерла Асенкова в Петербурге 19 апреля (1 мая) 1841.
Брянский А.М. В.Н.Асенкова. Л., 1947
Родина Т. В.Н.Асенкова. М., 1952
Воспоминания о В.Н.Асенковой. – В кн.: Театральное наследство. М., 1956
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»