ШЕНГЕЛАЯ, ЭЛЬДАР НИКОЛАЕВИЧ
ШЕНГЕЛАЯ, ЭЛЬДАР НИКОЛАЕВИЧ (р. 1933), грузинский режиссер. Народный артист СССР (1988). Родился 26 января 1933 в Тбилиси. В 1958 окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская С.И.Юткевича), работал на «Мосфильме». Творческую деятельность начал постановками в жанре фильма-сказки – Легенда о ледяном сердце и Снежная сказка (оба совм. с А.Н.Сахаровым). С 1960 – режиссер киностудии «Грузия-фильм». В 1963 поставил фильм Белый караван, поэтическое повествование о жизни современной грузинской деревни. В 1969 Э.Шенгелая получил широкую известность фильмом Необыкновенная выставка – иронической трагикомедией о провинциальном скульпторе, употребившем свой незаурядный талант на изготовление могильных памятников. Явные социально-политические аллюзии фильма вызвали серьезное неодобрение руководства республиканской и союзной кинематографии.
Репутацию самобытного, тонкого комедиографа Шенгелая подтвердил эксцентрической притчей-комедией Чудаки и лирической комедией о нравах дореволюционной Грузии Мачеха Саманишвили (приз Международного кинофестиваля в Каире, 1978). Основой комического эффекта в первом фильме стало столкновение утрированных подробностей быта «сонной» грузинской провинции с коллизиями фантастической притчи о дерзких мечтателях, буквально взлетевших в небо. Мачеха Саманишвили (римейк фильма 1927, поставленного З.Беришвили и К.Марджановым по сценарию Н.Шенгелая – отца режиссера) – это комедия нравов, повествующая о злоключениях обедневшего дворянина, главы большого семейства, чей престарелый отец на склоне лет задумал жениться.
В 1984 Шенгелая вернулся к постановке комедийного фильма на современную тему. Выход комедии Голубые горы, или Неправдоподобная история совпал с началом «перестроечных» веяний, которые в грузинском кино проявились особенно рано. Реакция на трагикомическую историю о писателе, чьи рукописи годами хранятся в издательстве и даже бесследно пропадают, была принципиально иной, чем в случае с Необыкновенной выставкой: фильм имел благоприятную прессу, получил приз Всесоюзного кинофестиваля 1984, а затем и Государственную премию (1985). Режиссер по праву утвердился в репутации одного из крупнейших комедиографов советского послевоенного кино.
После этого успеха Шенгелая надолго отошел от режиссерской деятельности, разделив судьбу многих видных мастеров кино из национальных республик бывшего Советского Союза. В 1993 он поставил комедию абсурда Экспресс-информация (копродукция Грузии и ФРГ), благожелательно оцененную в фестивальных программах («Тбилиси-93», «Сан-Рафаэль-94»), но практически не имевшую проката.
Маматова Л. Невероятное очевидное. – Искусство кино, 1984, № 11
Амашукели Н. Эльдар Шенгелая. Творческий портрет. М., 1990
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»