ПАРАМИТЫ
ПАРАМИТЫ (пали , санскр. – «совершенства»), наиболее известная иерархизация добродетелей и достижений адепта в традиционном и махаянском буддизме.
Во введении к палийскому собранию джатак Ниданакатхе (ок. 4 в.) сообщается о брахмане Сумедхе (будущий Будда), который обещал и себе и своему учителю практиковать 10 добродетелей, ведущих к состоянию Будды. Среди них: 1) щедрость, 2) нравственное поведение в целом, 3) мироотвержение, 4) мудрость, 5) усердие, 6) воздержанность, 7) правдивость, 8) решительность, 9) со-радование другим существам, 10) равнодушие. Тот же список приводится в повествовательных текстах палийской литературы – в Чарияпитаке (Корзина подвигов), Буддхавансе (Традиция Будд), в комментарии Дхаммапалы к последней и в некоторых других источниках. Некоторые буддологи полагают, что само собрание джатак – повествований о предшествовавших рождениях Будды – было призвано продемонстрировать парамиты на конкретных примерах из прошлых жизней Будды, и частично это подтверждается барельефами на сюжеты джатак в буддийской архитектуре Индии, а также в Шри-Ланке и в Юго-Восточной Азии. Согласно некоторым тхеравадинским «казуистам», каждая из 10 указанных добродетелей имеет три ступени – низшую (упапарами), среднюю (парами) и высшую (параматтхапарами), – которые могут быть проиллюстрированы на примере каждой. Так, низший уровень добродетели щедрости – принесение в жертву внешних благ, средний – членов своего тела, высший – самой жизни. Иллюстрацией постепенного достижения этих ступеней является повествование джатак о Будде, родившемся как царевич Вессантара, популярное в Шри-Ланке, Мьянме (Бирме) и Тибете. Царевич был обладателем волшебного слона, способного в любое время вызывать дождь. Когда в соседней стране началась засуха, ее жители попросили у него слона и он тут же отдал его им. Когда же его выгнали из собственной страны, он послушно ушел в горы со своей семьей. По дороге отдал лошадей, карету и всю поклажу нуждавшимся брахманам, затем еще одному брахману – своих детей и слуг и наконец отдал и жену (после чего явившийся ему царь богов Индра сказал, что испытывал его совершенство в добродетели щедрости, и вернул ему все отданное).
В буддизме махаяны нормативной стала шестеричная схема парамит, разработанная в ряде текстов, среди которых можно выделить Махапраджняпарамита-шастру (3–4 вв.), включавшую в иерерахической последовательности 1) щедрость (дана), 2) нравственное поведение в целом (шила), 3) терпение (кшанти), 4) усердие (вирья), 5) медитативную практику (дхьяна) и 6) мудрость (праджня). Но уже в Дашабхумикасутре (Наставление о десяти уровнях), составленной, вероятно, в 3 в., в которой иерархизируются уровни достижений следующего «пути бодхисаттвы», к ним добавляются 7) искусность в методах приведения живых существ к «освобождению» (упая), 8) верность обету (пранидхана), 9) могущество (бала), 10) истинное знание (джняна). Различия между учениями о парамитах в традиционном буддизме и махаяне не сводятся, однако, лишь к классификационным предпочтениям. В обоих случаях признаются как нравственные предписания, так и альтруистический идеал, но пропорции этих двух компонентов различны, и если в первом случае акцент ставится на первом, то в махаяне – на втором (ср. альтруистические акценты добродетелей 3, 4, 7, 8). Делающий «карьеру бодхисаттвы» аккумулирует совершенства для «освобождения» не только себя, но и всех живых существ, но он же может и нарушить любые нравственные предписания, если у него будет «вдение», что так он надежнее переправит других через океан сансары.
См. также АРХАТ; БОДХИСАТТВА; КАРУНА; МАЙТРИ; ПРАТЬЕКАБУДДА; ШИЛА.
Владимир Шохин
Ответь на вопросы викторины «Философия»