ПУНЬЯ
ПУНЬЯ (пали , cанскр. – «благо», «добро», «заслуга»), понятие индийской философии, означающее благие действия и их результаты. Противоположность пуньи – папа («зло», «порок»).
В палийских текстах «пунна» – условие небесного перевоплощения и будущего блаженства, длительность и «объем» которого зависит от «накоплений» в предыдущем рождении. Три основных способа аккумуляции этой заслуги – щедрость (дана), нравственное поведение (сила) и созерцательная практика (бхавана); популярна и была и система 10 добродетельных деяний. В этих же текстах сформировалась и концепция «поля заслуги» (пуннакхетта), под которым понимается прежде всего сама буддийская община либо сам Будда, «благодеяния» которым (соответствует сеянию «семени заслуги») является источником будущего вознаграждения. Пунья стала предметом полемики главных философских школ классического буддизма. По мнению вайбхашиков, она может возрастать лишь при допущении своеобразного посредника между агентом и действием (авиджняпти), который производит в агенте незаметные для него изменения (равно как и в окружающей его среде). Саутрантики считали, что это новое начало допускать не обязательно, – пунья возрастает от того, что те, кто принимает благодеяния, каким-то образом компенсируют их благотворителю. Основное новшество в трактовке пуньи у махаянистов заключалось в том, что бодхисаттва делами милосердия приобретает заслугу (наряду с некоторыми «сверхсилами») для оказания помощи другим существам (в классическом буддизме каждый должен был пожинать плоды лишь индивидуальной кармы – благой или не-благой).
У джайнов пунья и папа относятся к числу девяти субстанций, «ответственных» за пребывание индивида в сансаре. Они содержатся во фракциях тонкой кармической материи неразличимо, и душа обладает способностью изменять их, когда они в нее «вливаются». Подобно тому, как одна и та же пища «модифицируется» коровой и змеей, соответственно, в молоко и яд, так и кармическая материя трансформируется в зависимости от состояний души (поскольку и сама душа частично «трансформируется» пуньей и папой, в данном рассуждении присутствуют элементы логического круга).
В Йога-сутрах два термина означают, соответственно, порок и добродетель. Рождение, продолжительность жизни и соответствующий опыт индивида «окрашены» радостью, если обусловлены благой кармой (пунья), и, наоборот, страданием – если обусловлены не-благой кармой. По Чхандогьопанишад-бхашье Шанкары (7–8 вв.) три типа людей достигают «мира заслуги» (пуньялока): благочестивые домохозяева, аскеты (санньясины) и пожизненные ученики (брахмачарины). Четвертую группу составляют странствующие аскеты, достигшие «конечного бессмертия» – не того относительного, которым располагают боги. «Освобождение» (мокша) понимается в адвайта-веданте как абсолютная свобода от пуньи и папы, а также прочих состояний, происходящих от незнания, и характеризуется как бесконечное знание, блаженство и активность. Ученик Шанкары – Сурешвара считает, что слово «папман» в Брихадараньяка-упанишаде означает не только дурные, но и благие действия, поскольку и те и другие ведут к перевоплощениям (и, соответственно, должны быть «сняты»), следовательно, «заслуга» в этом смысле также порок.
См. также БУДДА И БУДДИЗМ; БОДХИСАТТВА; ДХАРМА; ЙОГА-СУТРЫ; КАРМА; МОКША; ШАНКАРА.
Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М., 1994
Ответь на вопросы викторины «Философия»