ЙОГА-СУТРЫ
ЙОГА-СУТРЫ (санскр. ), текст классической йоги, датируемый примерно 4 в. и составленный Патанджали. Последний опирался на очень древнюю традицию не только йогической психотехники, но и ее систематизации, которая восходит уже к середине I тыс. до н.э., к учителю Будды, Арада Каламе, а затем развивается в течение веков в параллельных учительских традициях санкхья-йоги.
Йога-сутры состоят из четырех разделов. В I разделе йога определяется как «преодоление колебаний сознания», результатом чего должно быть «установление в себе» духовного начала – пуруши: до этого он принимает формы этих «колебаний». Далее следуют классификация указанных «колебаний», стратегия их преодоления и приближения к концентрации сознания, доказательства существования и характеристика высшего пуруши (Божество-Ишвара), анализ препятствий на пути к успокоению сознания, описание достижения «стабильности» сознания и «озарения».
Во II разделе излагается учение о корневых аффектах сознания (клеши) – неведение, «сознание-Я», вожделение, неприязнь и привязанность к собственному существованию, – которые являются основным препятствием на пути к «освобождению», о карме (как результате аффектов), а также четырехчастная модель: страдания, причина страданий, избавление от них и средства этого избавления (ср. четыре «благородные истины» в буддизме).
В том же разделе изложены первые пять ступеней восьмеричного тренинга йоги – воздержание от основных страстей (яма), а также культивирование правильной духовной практики (нияма), наиболее удобных для психотехники положений тела (асана), дыхательных упражнений (пранаяма) и освобождения чувств от воздействия внешних объектов (пратьяхара). В III разделе рассматриваются 3 высшие стадии йогического тренинга – удержание сознания в одной точке (дхарана), ступень чистого созерцания (дхьяна) и концентрация (самадхи) – с различением предварительной и высшей («бессеменной»). Основное содержание этого раздела составляет подробное перечисление тех оккультных «сверхсил» (вибхути), которые рекомендуется приобретать различными применениями концентрации сознания к различным сферам микро- и макрокосма. В последнем, IV разделе рассматривается происхождение «сверхспособностей», карма и ее «следы». Текст завершается характеристиками конечного «освобождения» пуруши.
К Йога-сутрам было составлено два основных комментария – Йогасутра-бхашья Вьясы (6 в.) с комментарием Вачаспати Мишры Таттвавайшаради (Искусность в достижении истины) и Раджамартанда (Царское солнце) Бходжи (11 в.). Благодаря первому сутры Патанджали претворились из корпуса формулировок и шифрованных схем в фундамент новой философской системы – йога-даршаны. Влияние сутр Патанджали распознается в текстах не только близкородственной санкхьи (начиная с комментаторов Санкхья-карики), но также ньяи и веданты.
См. также ЙОГАСУТРА-БХАШЬЯ; ПУРУША; САНКХЬЯ-КАРИКА; САТЬЯ.
Владимир Шохин
Классическая йога («Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-бхашья»). М., 1992
Ответь на вопросы викторины «Философия»