ТРИСВАБХАВА
ТРИСВАБХАВА (санскр. – «три природы»), иерархизация трех уровней реальности, разрабатывавшаяся буддистами направления йогачара-виджнянавада. Создатели этой концепции различали «воображаемую» природу вещей (парикальпита-свабхава), «зависимую» (паратантра-свабхава) и «совершенную» (паринишпанна-свабхава).
Ранняя виджнянавада.
В одном из самых ранних сочинений виджнянавадинов, Самдхинирмочана-сутре (возможно, 2–3 вв.), Будда сообщает бодхисаттве Гунакаре о «трех природах», давая каждой из них определения. Реальность воображаемая есть «конвенциональное распределение имен посредством приписывания вещам определенной природы или спецификаций с целью обозначения их в языковой практике»; обусловленная – это «зависимое происхождение, а именно, если есть одно, есть и другое, и при возникновении одного возникает другое, или, по-другому, санскары обусловлены незнанием и т.д.»; реальность, называемая совершенной, – это «истинная природа вещей, постигаемая бодхисаттвами благодаря их энергии и сосредоточенности ума, а также концентрация [мысли] на этом постижении благодаря полноте знания». Реальность воображаемая уподобляется дефекту зрения у человека, страдающего глазной болезнью; обусловленная – причинами нездоровых визуализаций в виде волос, мушек, пчел, сезамовых зерен, синего, красного, светлого и т.д.; «совершенная» – аутентичному объекту зрения после избавления человека от глазной болезни и исправления дефекта зрения. Далее, воображаемая реальность уподобляется приобретению прозрачным кристаллом (при контактах с соответствующими камнями) видимости сапфира, рубина, изумруда или золота – видимости, которая вводит в заблуждение живые существа. Таково воздействие «следов» обыденной речи, относящихся на деле к реальности воображаемой, на реальность обусловленную. Эта обусловленная реальность уподобляется самому прозрачному кристаллу, на который налагаются ему не принадлежащие цвета. Наконец, реальность совершенная – вечному, бесконечному и полному отсутствию природы сапфира рубина, изумруда и золота в кристалле, отсутствию какого-либо наложения реальности воображаемой на обусловленную. Из приведенных положений следует, что три уровня реальности суть три уровня сознания и познания (эти два момента здесь неразличимы), первый из которых соответствует превратному мировоззрению, складывающемуся из воздействия на сознание «болезней языка», за которыми стоят ложные (с точки зрения виджнянавадинов) представления (главное из которых есть представление о различии субъекта и объекта опыта); второй – кармическим последствиям этого воздействия; третий – свободе от этих воздействий.
Согласно Ланкаватаре-сутре (3–4 вв.), татхагаты и архаты, имеющие совершенное видение, определяют реальность воображаемую как характеризуемую «включением только имен»; обусловленную – как ту, которая происходит от «вместилищ» и «опор» (контакты шести способностей познания – пять органов чувств и ум-манас – с соответствующими объектными сферами); совершенную – как отсутствие конструкций ума, ведущее к образованию характеристик причин, именований и вещей, сферу пути благородного познания Таковости. Реальность обусловленная имеет опору в реальности воображаемой, которая возникает из корреляции имен и причин. «Заблуждение, причина, конструирование – признаки [реальности] зависимой, номинация при наличии этого как причины – признак воображаемой, а когда в первой не возникают ни номинация, ни причина, ни конструирование и согласуются идеи вне реальности, то это признаки [реальности] совершенной». По существу, здесь та же концепция, что и в Самдхинирмочана-сутре, но с двумя уточнениями. Во-первых, указывается, что реальность воображаемая есть представление о том, что внешние предметы существуют сами по себе (на деле это представление детей), а также, в соответствии с этим, что может быть раздвоение опыта на «постигающего» и «постигаемое». Во-вторых, в иерархию трех уровней реальности впервые вводится т.н. аккумулированное сознание (алаявиджняна), которое не отлично от «отпечатков», оставляемых совершаемыми действиями, но и не едино с ними: «они, подобные грязи, возникают у него благодаря уму и познаниям, но сознание, подобное белой ткани, [реально] не загрязняется ими». Исходя из этого, можно предположить, что аккумулированное сознание и соответствует высшему уровню реальности при условии, что оно не отождествляется с кармическими «пятнами».
Классическая виджнянавада.
Первым памятником этого периода, в котором упоминаются «три природы», следует считать Мадхьянтавибхага-сутру, приписываемую Майтреянатхе. Воображаемая реальность соотносится здесь с иллюзорным предметом, зависимая – с воображением несуществующего, совершенная – с отсутствием различения субъекта и объекта познания, а все вместе характеризуются как не-сущие и вечные, сущие, но не истинно, а истинно и сущие и не-сущие.
В Махаяна-санграхе Асанги порядок описания начинается не с первого уровня реальности, но со второго. Реальность зависимая – это познание, семенем которого является «аккумулированное сознание» (алаявиджняна) и которое принадлежит области воображения о несуществующем (абхутапарикальпа). Подразумевается познание тела, а также того, кто якобы воплощается и «вкушает» опыт (несуществующего Атмана), того, что «вкушается», времени, числа, места, языка, различия между собой и другими, благих и дурных путей перевоплощений, смерти и рождения, т.е. всего того, что считает существующим лишь профаническое мышление. Реальность воображаемая – это иллюзорное явление того, что на самом деле есть чистое познание, в качестве независимо существующего предмета, которого в действительности нет. Реальность же совершенная есть совершенное отсутствие появления признаков (на деле – призраков) предмета в реальности зависимой. В итоге реальность зависимая соответствует результатам неадекватного познания, воображаемая – его механизму, совершенная – его «снятию».
Васубандху, комментировавший и приведенные положения Мадхьянтавибхага-сутры, в своем Тридцатистишье точно так же утверждает, что реальности воображаемой соответствует предмет познания, познаваемый под углом зрения различения реципиента и объекта, который в действительности не существует, обусловленной – само указанное различение, происходящее от определенных условий, совершенной – постоянная лишенность в обусловленной того, что составляет содержание первой.
Стихотворный трактат Васубандху (который одно время приписывался Нагарджуне) Трисвабхаванирдеша (Определения трех уровней реальности) специально посвящен, как следует из самого его названия, рассматриваемой теме. С самого начала вводятся определения: «То, чтó является, – это [реальность] обусловленная, поскольку существование здесь связано с ближайшей причиной; то, кáк является – воображаемая, поскольку здесь одно только воображение. Вечное несуществование того являющегося и формы [его] проявления следует понимать как реальность совершенную, ибо она не может быть иной. При этом чтó является? Воображение о не-сущем. Кáк является? В виде дуальности. А каково несуществование последней? Соcтояние за пределами дуальности». В результате очевидно, что иерархизация реальности есть распределение механизма, результатов и прекращения явлений ложного познания, основывающегося на различении субъектов и объектов познавательного процесса. Васубандху демонстрирует диалектическую игру с общими «кванторами» всех трех уровней реальностей. Так, все они характеризуются в виде единства сущего и не-сущего: реальность воображаемая поскольку, с одной стороны, она воспринимается как сущее, с другой же есть бесконечно не-сущее, обусловленная – поскольку существует как нечто иллюзорное, но не существует так, как является, совершенная – поскольку существует как недвойственная и есть небытие двойственности. Всем трем реальностям, хотя и по разным основаниям, приписываются и единство и двойственность. После их дифференциации, при которой реальности воображаемая и обусловленная характеризуются загрязненностью, а совершенная – очищенностью, Васубандху демонстрирует еще более виртуозную диалектику, показывая как на самом деле реальность третьего порядка не отлична от первых двух, а они от нее. Когда же Васубандху снисходит до популярного познания, соотношение трех уровней реальности иллюстрируется им примером, когда магическая сила является в виде слона благодаря действию мантры. Сам слон – это реальность воображаемая, его форма – реальность обусловленная, а действительное отсутствие на деревяшке слона – реальность совершенная.
Тема «трех природ» разрабатывалась далее Дхармапалой и Стхирамати (6 в.). Первый из них комментировал Тридцатистишье Васубандху, другой – также его комментарий к Мадхьянтавибхагасутре.
См. также АЛАЯВИДЖНЯНА; АРХАТ; АСАНГА; БОДХИСАТТВА; БУДДА И БУДДИЗМ; ВАСУБАНДХУ; ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ; КАРМА; ЛАНКАВАТАРА-СУТРА; СВАБХАВА; ТАТХАТА; ШУНЬЯТА.
Ответь на вопросы викторины «Философия»