ТРИКАЯ
ТРИКАЯ (санскр. – «три тела» Будды), учение о «трех телах Будды».
Классический буддизм.
Термин «дхаммакая» («тело дхармы») появляется уже в текстах Палийского канона. В школе, отпочковавшейся от махасангхики уже в 3 в. до н.э., – локоттараваде, само название которой означает «учение о надмирной природе Будды», – основатель буддизма превращается в божество, его истинная природа мыслится «бесконечной», а исторический Будда трактуется лишь как средство адаптации (анувритти) к условиям проповеди для земных существ. В школе саутрантика, самом позднем ответвлении «ортодоксального» буддизма стхавиравады, по крайней мере ко 2 в.н.э. сформировалось учение о том, что Будда располагает, помимо земного тела, также и двумя неземными.
Школы махаяны.
Одним из ранних источников по трикае является приписываемая Ашвагхоше (1–2 вв.) Махаянашраддхотпадашастра (Наука пробуждения веры махаяны), согласно которой адепт, прошедший все требуемые ступени и освободившийся от сансары, достигает состояния истинного, абсолютного бытия, которое именуется дхарма-кая («тело дхармы») и является совокупностью истинно-сущих дхарм в их состоянии сверхбытия. Кроме этого тела он обладает еще одним – именуемым «самбхога-кая» («тело блаженства» или «тело пользования»), означающее, что каждый будда, даже достигший нирваны, обладает особенным телом, созданным его заслугами, и пользуется всеми его совершенствами, а также имеет возможность «наслаждаться» общением с высшими из бодхисаттв. Наконец, будда отличается от «обычного архата» тем, что помогает и другим достичь «пробужденности» (бодхи), и с этой целью является им в виде обычного земного учителя, располагая тем, что называется нирмана-кая («тело призрачное»). Концепция трех тел Будды встречается в первых текстах цикла Праджняпарамиты, например в Ашатасахасрике (1–2 вв.), а также у основателя школы мадхьямика Нагарджуны (2–3 вв.). Все ранние махаянские концепции трех тел объединяло представление о том, что каждый будда располагает каждым из этих тел.
Новая трактовка восходит к Ланкаватара-сутре (3–4 вв.) и Ваджраччхедика-сутре (4 в.), где дхарма-кайя становится единым бытийным принципом дхармата, коему причастны в своей общей сущности все будды одновременно. Сам Будда намекает на это своему ученику Субхути уже в Ваджраччхедике, где называет тщетным служение ему в его «образной» форме и прямо говорит об этом в Ланкаватаре, подчеркивая, что он и другие «совершенные будды» идентичны через единство дхарма-каи. Сам термин «три-кая» и философская интерпретация «трех тел» устанавливается в 4 в. в школе виджнянавадинов, уже у ее «отцов» – Асанги и Васубандху. По конечной версии махаянистов, дхарма-каю можно считать всеобщим «первопринципом» и бытийным Абсолютом; самбхога-каю – «собором» многочисленных небесных будд, наделенных совершенствами мудрости (праджня) и сострадания (крипа), доступных лишь духовному зрению бодхисаттв, хранителей буддийского рая (буддакшетра), не способных, однако, собственными усилиями даровать адептам «освобождение»; нирмана-каю – телесно ограниченными и смертными земными буддами, которые являются временно в мир, чтобы проповедовать богам и людям дхарму, но не способны ни облегчить страдания, ни ускорить «освобождение». Асанга и Васубандху координируют «три тела» и три уровня реальности: Будда-Абсолют соответствует «совершенной природе» (паринишпанна-свабхава), небесные будды – «зависимой природе» (паратантра-свабхава), земные – иллюзорной (кальпита-свабхава). В Суварнапрабхаса-сутре (Сутра золотого блеска), составленной в 4–5 вв., утверждается, что реально у Татхагаты лишь «нематериальное» тело дхармы, из идей и ментальных составляющих, а его явления в мире относятся к видимости.
Ваджраяна.
Тантристские последователи культа Адибудды («первоначальный Будда»), расцвет которого в Тибете начинается с 10 в., вводят в Абсолют четырех адибудд (Вайрочана, Ваджрасаттва, Ваджрадхара, Самантабхадра), предоставив четырем другим (Акшобхья, Ратнасамбхава, Амитабха, Амогхасиддхи) места среди будд небесных, а Канакамуни, Кашьяпе, историческому Будде и Майтрее – среди земных. Еще раньше тантрики ввели четвертое тело – «сукха-кая» («тело наслаждения»), посредством коего «вечный Будда» испытывает любовные восторги в объятиях своей супруги Тары (Бхагавати).
Мялль Л.Э. Некоторые проблемы возникновения махаяны. – В кн.: Центральная Азия в кушанскую эпоху, т. 2. М., 1975
Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1991
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»