АЛЬВАРЫ
АЛЬВАРЫ (тамил. – «углубленные»), вишнуитские мистики-поэты, творившие в Тамилнаде в 6–11 вв. и следовавшие бхакти-марге («путь преданности»). Истоки религиозной поэзии альваров – Бхагавадгита (где «путь преданности» впервые получает статус высшего служения Божеству), мифология панчаратры (почитавшее верховное вишнуитское божество Васудэву-Наряну в манифестациях-вьюхах и его женскую энергию-шакти), популярный кришнаизм и ранние антологии тамильской поэзии.
Считается, что альваров было 12. Самыми ранними считаются Пойхей, Пудам (Бхутам), Пей и, вероятно, Тирумажисей (6–7 вв.). К 9 в. относится творчество Тирупаннальвара, Тонадаралипподи, знаменитых Перияльвара и его приемной дочери Антал, создавшей искусную поэму и цикл лирических стихов, в которых она идентифицирует себя в качестве духовной супруги Кришны, развивая мистическую сублимацию эротического чувства (шрингара).
Самым поздним и одновременно выдающимся из альваров считается Наммальвар (9–10 вв.). Согласно легенде, он провел в медитации 16 лет, пока его мысленному взору не предстал Вишну и не отверз поток своей гимнической поэзии, в которой, по мнению некоторых исследователей, сконцентрирован духовный опыт не только вишнуизма, но и других индуистских течений. Наследие альваров было собрано в 9–10 вв. Натхамуни (согласно легенде, весь текст был передан ему самим Наммальваром) в корпус Налайира тиввияппирабандам (Священная коллекция 4000 стихов), включавший 24 произведения, которые распределены по четырем циклам, названным Ведами (претензия на «превосхождение» самой древней и сакральной текстовой традиции Индии).
В центре поэтического культа альваров – божество Тирумаль (Маль, Майон) – тамильский вариант Вишну-Кришны (восходящий к образу древнего дравидского пастушеского божества, ассоциировавшегося с сезоном дождей). В поэзии альваров воспеваются: 1) его мифические подвиги – из историй о классических инкарнациях Вишну (аватары), прежде всего о Кришне; 2) его воплощения в храмовых статуях (упоминается до 95 святилищ); 3) его пребывание в сердцах почитателей-бхактов. Вместе с тем поэзия альваров – миссионерско-полемическая. Объекты их критики – все соперничавшие с вишнуитами религиозные направления Тамилнада: шиваиты, буддисты, джайны. Опирающийся в значительной мере на наследие альваров шривайшнавизм создал целую «житийную» литературу, в которой они уже сами становятся объектами мифологизации и истолковываются как инкарнации небесных оружий Вишну и где им приписывается множество чудес, а также грандиозную комментаторскую литературу (к их «корпусу») на сильно санскритизированном тамили. К числу поздних альваров относился и Ямуначарья (10–11 вв.), мистические интуиции которого были впоследствии систематизированы в вишишта-адвайте.
Влияние альваров на развитие средневекового индуизма было глубоким и всесторонним. Образ игривого Кришны и другие темы и акценты поэзии альваров определил многие мотивы знаменитой Бхагавата-пураны (10 в.), а через нее и средневекового вишнуизма в целом. Антал и Наммальвару принадлежит значительный вклад в мистическую эротику. Натхамуни стал у истоков «организованной» философии шри-вайшнавов, завершенной Рамануджей. Поэзия альваров, оказавшая значительное влияние как на популярную, так и на эзотерическую вишнуитскую словесность, и в настоящее время сопровождает храмовый культ Южной Индии. Наконец, деятельность альваров способствовала консолидации соперничавшей шиваитской бхакти в поэзии наянаров (6–12 вв.).
См. также БХАГАВАДГИТА; БХАКТИ; ИНДУИЗМ; НАЯНАРЫ; ПУРАНЫ; РАМАНУДЖА.
Владимир Шохин
Бычихина Л. В., Дубянский А. М. Тамильская литература. Краткий очерк. М., 1987
Древо индуизма. М., 1999
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»