ГЕЛЬМАН, АЛЕКСАНДР ИСААКОВИЧ
ГЕЛЬМАН, АЛЕКСАНДР ИСААКОВИЧ (р. 1933), русский советский драматург, публицист. Родился 25 октября 1933 в пос. Дондюшаны Тырновского района (Румыния, ныне Молдавия) в семье служащего. В начале Великой Отечественной войны, заключенный в еврейском гетто (г.Бершадь Винницкой обл.), потерял почти всех близких. Учился в профтехшколе г.Черновцы, был помощником мастера на чулочной фабрике, учился в военном училище, служил в армии, работал фрезеровщиком на одном из заводов Кишинева. В 1960–1963) учился на заочном отделении Кишиневского университета. С 1964 жил в г.Кураши Ленинградской обл., с 1966 – в Ленинграде, где начал публиковать статьи в газетах «Строительный рабочий» и «Смена».
В жанре публицистической драматургии (не пренебрегающей, однако, элементами бытовой мелодрамы), основанной на глубоком знании производственных и психологических конфликтов рабочей среды, Гельман создал сценарии фильмов Ночная смена (1970), Считайте меня взрослым, Ксения, любимая жена Федора (оба 1974; все в соавторстве с Т.П.Калецкой), сценарии телефильма Неудобный человек (1979; в соавторстве. с П.М.Мовчаном) и документальных фильмов Скорый «Москва – Ленинград», Трудно строить города и др. В 1974 написал сценарий фильма Премия (поставлен в 1975, реж. С.Г.Микаэлян; Государственная премия СССР, 1976), поставленный также ведущими театрами страны под названиями Протокол одного заседания, реж. Г.А.Товстоногов, Большой драматический театр (Ленинград), и Заседание парткома, реж. О.Н.Ефремов, Московский художественный театр, где шли и последующие пьесы Гельмана: Обратная связь (1977, также в московском театре «Современник»), Мы, нижеподписавшиеся (1979), Наедине со всеми (1989), Скамейка (1983), Зинуля (Чокнутая, 1984), Мишин юбилей (пост. 1993; в соавторстве с американским драматургом Р.Нельсоном).
Повышенный интерес Гельмана к социологическим аспектам жизни современников, нигде не перерастающий в открытую оппозиционность, диктовал, тем не менее, в предперестроечное время постановку в его пьесах острых и смелых вопросов, касающихся реального состояния хозяйства в стране, роли рабочего класса и нравственных основ поведения людей, соотношения трудового вклада и распределения материальных благ, обличая беспринципность, очковтирательство, бюрократизм, демагогию и лицемерие, в динамичных диалогах и столкновении узнаваемых характеров настойчиво проводя мысль о неблагополучии советского общества – и в то же время с неиссякаемым оптимизмом выявляя и акцентируя в нем «здоровые» силы.
Почти по всем пьесам Гельмана сняты кино- и телефильмы. Один из активных общественных деятелей «перестройки», в 1987–1996 – секретарь Союза театральных деятелей России, драматург не теряет критического пафоса в художественном освоении и новой действительности России (о чем свидетельствует, в частности, его телевизионная пьеса Претендент, 1999).
Капралов Г. Все началось с премии. – Правда, 1975, 6 июля
Вишневская И. Лицом к лицу. – Театр, 1982, № 4
Гельман А. Пьесы. М., 1985
Швыдкой М. Какой театр нужен людям. – Театр, 1986, № 2
Медовой Б. Пегас стучится на студию, или С кого начинается кино. М., 1986
Гельман А. Детство и смерть: Воспоминания. – Диалог: Литературный альманах, 1998, № 2
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»