БАТАЛОВ, АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
БАТАЛОВ, АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (р. 1928), русский актер театра и кино, кинорежиссер. Народный артист СССР (1976), лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1968), лауреат Государственной премии СССР (1981), лауреат премии президента России в области литературы и искусства (2000).
Родился 20 ноября 1928 во Владимире. В 1950 окончил Школу-студию МХАТ, в 1950–1953 играл на сцене ЦТСА, затем во МХАТе.
С 1954 начал сниматься в кино, работая в основном на «Ленфильме». Первая роль – молодой рабочий Алексей Журбин в фильме Большая семья И.Хейфица. В роли молодого водителя с автобазы Саши Румянцева (Дело Румянцева) одним из первых в советском кино предстал в образе героя-жертвы государственной судебно-следственной системы. Открытием для советского экрана стал и образ Бориса Бороздина (Летят журавли М.Калатозова) – фронтовика, чья гибель на войне является в большей степени личной трагедией двух влюбленных, чем «каплей в море» массового героизма. Румянцев, Бороздин, физик Дмитрий Гусев (Девять дней одного года Ромма) стали разными гранями многоликого героя эпохи «оттепели» – молодого человека с тонким, индивидуализированным восприятием мира и гражданской ответственностью, интеллигента по складу души.
В 1960 Баталов более чем убедительно заявил о себе в ролях героев русской классической литературы, раскрыв перед зрителем душевную драму Гурова в Даме с собачкой (режиссер И.Хейфиц). Другими крупными ролями стали Федя Протасов в Живом трупе В.Венгерова и Голубков в Беге А.Алова и В.Наумова.
В режиссуре Баталов дебютировал экранизацией повести Н.В.Гоголя Шинель (1960). В 1966 экранизировал сказку Ю.Олеши Три толстяка, где также сыграл роль канатоходца Тибула. В 1972 поставил советско-чехословацкий фильм Игрок (по роману Ф.М.Достоевского), стремясь в равной мере уважительно отнестись и к духу, и к букве литературного первоисточника. В 1980 открытием для широкого зрителя стала его трактовка роли «рабочего-интеллигента» Георгия Ивановича в мелодраме В.Меньшова Москва слезам не верит, человека с обычным социальным статусом и неординарным душевным благородством.
В 1980–1990-е годы Баталов снимался сравнительно мало. Ни авторские ленты (Похороны Сталина Е.Евтушенко и Время отдыха с субботы до понедельника И.Таланкина), ни тем более заурядные жанровые картины (фильм об автогонщиках Скорость, детектив Досье человека в «Мерседесе», мистическая драма Полтергейст-90) не стали адекватной сферой применения его художественных возможностей. Основным поприщем Баталова стала педагогическая деятельность. С 1976 Баталов ведет актерскую мастерскую во ВГИКе, с 1980 – профессор ВГИКа.
Фильмография
Зоя (1944); Большая семья (1954); Дело Румянцева (1955); Михайло Ломоносов (1955); Летят журавли (1957); Дорогой мой человек (1958); Дама с собачкой (1960); Девять дней одного года (1962); День счастья (1963); Свет далёкой звезды (1964); Три толстяка (1966); В городе С. (1966); Седьмой спутник (1967); Живой труп (1968); Бег (1970); Внимание, черепаха! (1970); Возврата нет (1973); Чисто английское убийство (1974); Пётр Мартынович и годы большой жизни (1974); Звезда пленительного счастья (1975); Рикки-Тикки-Тави (1975); Поздняя встреча (1979); Профессия – киноактёр (1979); Москва слезам не верит (1979); Скорость (1983); Время отдыха с субботы до понедельника (1984); Зонтик для новобрачных (1986); Досье человека в «Мерседесе» (1986); Похороны Сталина (1990); Полтергейст 90 (1991); Железный занавес (1994); Первая любовь (1995); Роковые яйца (1995); Маленькая принцесса (1997); Чехов и К (1998); Далеко от Сансет-бульвара (2005).
Авдеенко А. А.Баталов. М., 1973
Баталов А., Кваснецкая М. Диалоги в антракте. М., 1975
Крымова Л., Осико М. Алексей Баталов. Ростов-на-Дону, 2000
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»