БАЛАНЧИН, ДЖОРДЖ
БАЛАНЧИН, ДЖОРДЖ (Balanchine, George) (1904–1983), русско-американский хореограф, новатор. Баланчин считается выдающимся хореографом 20 в., он вернул на балетную сцену чистый танец, оттесненный на второй план сюжетными балетами. В своих новаторских постановках Баланчин использовал, в частности, современную музыку разных стилей.
Георгий Мелитонович Баланчивадзе, сын известного грузинского композитора (и брат не менее известного композитора Андрея Баланчивадзе), родился в Петербурге 9 (22) января 1904. В 1914 он поступил в Петроградское театральное училище, в 1921 окончил его и был принят в труппу петроградского Государственного театра оперы и балета (бывшего Мариинского). Став в начале 1920-х годов одним из организаторов коллектива «Молодой балет», он ставил там свои номера, которые исполнял вместе с Т.Л.Жевержеевой (позже известной как Тамара Жева), А.Д.Даниловой, Л.А.Ивановой, Н.П.Ефимовым и др. В 1924 при содействии певца В.П.Дмитриева группа танцовщиков получила разрешение для выезда в европейское турне. Затем их пригласил С.П.Дягилев, и Баланчин стал следующим, после Б.Ф.Нижинской, хореографом труппы «Русского балета Сергея Дягилева». Он осуществил десять постановок, в том числе балет Аполлон Мусагет (музыка И.Ф.Стравинского, 1928). С этого времени началось многолетнее сотрудничество Баланчина и Стравинского. Именно Дягилев придумал для Баланчивадзе европеизированный вариант его имени – Баланчин.
После смерти Дягилева (1929) труппа «Русский балет» распалась. В 1933 Линкольн Кёрстайн пригласил Баланчина для создания Школы американского балета и труппы «Американский балет». С 1935 по 1938 «Американский балет» работал в нью-йоркской «Метрополитен-опера». В 1936 Баланчин поставил балет Убийство на Десятой авеню (Slaughter on Tenth Avenue) в составе мюзикла Роджерса и Харта На пуантах (On Your Toes), что послужило началом тенденции к серьезному танцу на Бродвее. В 1940 Баланчин стал гражданином США. В 1941 для латиноамериканских гастролей американской труппы «Америкен балле караван» он создал два самых знаменитых своих спектакля – Балле Импириал (Ballet Imperial, на музыку Чайковского) и Кончерто барокко (Concerto Barocco, на музыку И.С.Баха). В 1944 и 1946 Баланчин сотрудничал с «Русским балетом Монте-Карло». Две работы Баланчина сделаны для «Балле тиэтр» – Школа вальса (Waltz Academy, на музыку В.Риети, 1944) и Тема с вариациями (на музыку Чайковского, 1947).
В 1946 Баланчин и Кёрстайн основали труппу «Балле сосаети», которая в 1948 стала называться «Нью-Йорк сити балле». В репертуаре труппы преобладали его постановки, среди которых: Орфей (музыка И.Ф.Стравинского, 1948), Блудный сын (музыка С.С.Прокофьева, 1959), Вальс (музыка М.Равеля), Шотландская симфония (на музыку Ф.Мендельсона) и Метаморфозы (на музыку П.Хиндемита, 1952), Щелкунчик и Лебединое озеро (музыка П.И.Чайковского, 1954), Square Dance (на музыку А.Вивальди и А.Корелли) и Агон (музыка И.Ф.Стравинского, 1957), Симфония Гуно и Семь смертных грехов (музыка К.Вайля, 1958), Модерн Джаз (на музыку Г.Шуллера) и Электроника (музыка Р.Гассмана и О.Сала, 1961), Дон Кихот (музыка Н.Набокова, 1965); восемь балетов для организованного труппой фестиваля Стравинского в 1972; Венские вальсы (на музыку И.Штрауса-сына, Ф.Легара и Р.Штрауса, 1977). Умер Баланчин в Нью-Йорке 30 апреля 1983. См. также БАЛЕТ.
Гаевский В.М. Дивертисмент. М., 1981
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»