ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА (28 июля 1914 – 11 ноября 1918), первый военный конфликт мирового масштаба, в который были вовлечены 38 из существовавших в то время 59 независимых государств. Около 73,5 млн. человек были мобилизованы; из них убиты и умерли от ран 9,5 млн., более 20 млн. ранены, 3,5 млн. остались калеками.
Основные причины
Поиск причин войны ведет к 1871, когда завершился процесс объединения Германии и гегемония Пруссии была закреплена в Германской империи. При канцлере О.фон Бисмарке, который стремился возродить систему союзов, внешняя политика германского правительства определялась стремлением добиться доминирующего положения Германии в Европе. Чтобы лишить Францию возможности отомстить за поражение во франко-прусской войне, Бисмарк попытался связать Россию и Австро-Венгрию с Германией секретными соглашениями (1873). Однако Россия выступила в поддержку Франции, и Союз трех императоров распался. В 1882 Бисмарк усилил позиции Германии, создав Тройственный союз, в котором объединились Австро-Венгрия, Италия и Германия. К 1890 Германия вышла на первые роли в европейской дипломатии.
Франция вышла из дипломатической изоляции и в 1891–1893. Воспользовавшись охлаждением отношений между Россией и Германией, а также потребностью России в новых капиталах, она заключила с Россией военную конвенцию и договор о союзе. Русско-французский союз должен был послужить противовесом Тройственному союзу. Великобритания пока стояла в стороне от соперничества на континенте, однако давление политических и экономических обстоятельств со временем заставило ее сделать свой выбор. Англичан не могли не беспокоить царившие в Германии националистические настроения, ее агрессивная колониальная политика, стремительная промышленная экспансия и, главным образом, наращивание мощи военно-морского флота. Серия относительно быстрых дипломатических маневров привела к устранению различий в позициях Франции и Великобритании и заключению в 1904 т.н. «сердечного согласия» (Entente Cordiale). Были преодолены препятствия на пути к англо-русскому сотрудничеству, а в 1907 было заключено англо-русское соглашение. Россия стала участником Антанты. Великобритания, Франция и Россия образовали союз Тройственное согласие (Triple Entente) в противовес Тройственному союзу. Тем самым оформился раздел Европы на два вооруженных лагеря.
Одной из причин войны стало повсеместное усиление националистических настроений. Формулируя свои интересы, правящие круги каждой из европейских стран стремились представить их как народные чаяния. Франция вынашивала планы возвращения утраченных территорий Эльзаса и Лотарингии. Италия, даже находясь в союзе с Австро-Венгрией, мечтала вернуть свои земли Трентино, Триест и Фиуме. Поляки видели в войне возможность воссоздания государства, разрушенного разделами 18 в. К национальной независимости стремились многие народы, населявшие Австро-Венгрию. Россия была убеждена, что не сможет развиваться без ограничения германской конкуренции, защиты славян от Австро-Венгрии и расширения влияния на Балканах. В Берлине будущее связывалось с разгромом Франции и Великобритании и объединением стран Центральной Европы под руководством Германии. В Лондоне полагали, что народ Великобритании будет жить спокойно, лишь сокрушив главного врага – Германию.
Напряженность в международных отношениях была усилена рядом дипломатических кризисов – франко-германским столкновением в Марокко в 1905–1906; аннексией австрийцами Боснии и Герцеговины в 1908–1909; наконец, Балканскими войнами 1912–1913. Великобритания и Франция поддерживали интересы Италии в Северной Африке и тем самым настолько ослабили ее приверженность Тройственному союзу, что Германия практически уже не могла рассчитывать на Италию как на союзника в будущей войне.
Июльский кризис и начало войны
После Балканских войн против австро-венгерской монархии была начата активная националистическая пропаганда. Группа сербов, членов конспиративной организации «Молодая Босния», приняла решение убить наследника престола Австро-Венгрии эрцгерцога Франца Фердинанда. Возможность для этого представилась, когда тот вместе с женой отправился в Боснию на учения австро-венгерских войск. Франц Фердинанд был убит в городе Сараево гимназистом Гаврило Принципом 28 июня 1914.
Намереваясь начать войну против Сербии, Австро-Венгрия заручилась поддержкой Германии. Последняя считала, что война примет локальный характер, если Россия не станет защищать Сербию. Но если та окажет помощь Сербии, то и Германия будет готова выполнить свои договорные обязательства и поддержать Австро-Венгрию. В ультиматуме, предъявленном Сербии 23 июля, Австро-Венгрия потребовала допустить на территорию Сербии свои военные формирования, чтобы совместно с сербскими силами пресекать враждебные акции. Ответ на ультиматум был дан в оговоренный 48-часовой срок, но он не удовлетворил Австро-Венгрию, и 28 июля она объявила Сербии войну. С.Д.Сазонов, министр иностранных дел России, открыто выступил против Австро-Венгрии, получив заверения в поддержке со стороны французского президента Р.Пуанкаре. 30 июля Россия объявила о всеобщей мобилизации; Германия использовала этот повод, чтобы 1 августа объявить войну России, а 3 августа – Франции. Позиция Великобритании по-прежнему оставалась неопределенной в силу ее договорных обязательств по защите нейтралитета Бельгии. В 1839, а затем во время франко-прусской войны Великобритания, Пруссия и Франция предоставили этой стране коллективные гарантии нейтралитета. После вторжения немцев 4 августа в Бельгию Великобритания объявила войну Германии. Теперь все великие державы Европы были втянуты в войну. Вместе с ними в войну были вовлечены их доминионы и колонии.
Войну можно разделить на три периода. В течение первого периода (1914–1916) Центральные державы добивались перевеса сил на суше, а союзники господствовали на море. Положение казалось патовым. Этот период завершился переговорами о взаимоприемлемом мире, но каждая из сторон все еще надеялась на победу. В следующий период (1917) произошли два события, которые привели к дисбалансу сил: первое – вступление в войну США на стороне Антанты, второе – революция в России и ее выход из войны. Третий период (1918) начался последним крупным наступлением Центральных держав на западе. За неудачей этого наступления последовали революции в Австро-Венгрии и Германии и капитуляция Центральных держав.
Первый период
Союзные силы вначале включали Россию, Францию, Великобританию, Сербию, Черногорию и Бельгию и обладали подавляющим превосходством на море. Антанта располагала 316 крейсерами, а у немцев и австрийцев их было 62. Но последние нашли мощное средство противодействия – подводные лодки. К началу войны армии Центральных держав насчитывали 6,1 млн. человек; армии Антанты – 10,1 млн. человек. Центральные державы обладали преимуществом во внутренних коммуникациях, что позволяло им оперативно перебрасывать войска и снаряжение с одного фронта на другой. В длительной перспективе страны Антанты обладали превосходящими ресурсами сырья и продовольствия, тем более что британский флот парализовал связи Германии с заморскими странами, откуда до войны на немецкие предприятия поступали медь, олово и никель. Таким образом, в случае затяжной войны Антанта могла рассчитывать на победу. Германия, зная это, делала ставку на молниеносную войну – «блицкриг».
Немцы ввели в действие план Шлиффена, предполагавший обеспечить наступлением крупными силами на Францию через Бельгию быстрый успех на Западе. После поражения Франции Германия рассчитывала совместно с Австро-Венгрией, перебросив освободившиеся войска, нанести решающий удар на Востоке. Но этот план не был осуществлен. Одной из главных причин его неудачи стала отправка части немецких дивизий в Лотарингию с целью блокировать вторжение противника в южную Германию. В ночь на 4 августа немцы вторглись на территорию Бельгии. Им потребовалось несколько дней, чтобы сломить сопротивление защитников укрепленных районов Намюра и Льежа, перекрывавших путь на Брюссель, но благодаря этой задержке англичане переправили почти 90-тысячный экспедиционный корпус через Ла-Манш во Францию (9–17 августа). Французы же выиграли время для формирования 5 армий, которые сдержали наступление немцев. Тем не менее 20 августа германская армия заняла Брюссель, затем вынудила англичан оставить Монс (23 августа), а 3 сентября армия генерала А.фон Клука оказалась в 40 км от Парижа. Продолжая наступление, немцы форсировали реку Марна и 5 сентября остановились вдоль линии Париж – Верден. Командующий французскими силами генерал Ж.Жоффр, сформировав из резервов две новые армии, принял решение о переходе в контрнаступление.
Первое сражение на Марне началось 5 и завершилось 12 сентября. В нем участвовали 6 англо-французских и 5 германских армий. Немцы потерпели поражение. Одной из причин их поражения стало отсутствие на правом фланге нескольких дивизий, которые пришлось перебросить на восточный фронт. Французское наступление на ослабленный правый фланг сделало неизбежным отход немецких армий к северу, на рубеж реки Эна. Неудачными для немцев оказались и сражения во Фландрии на реках Изер и Ипр 15 октября – 20 ноября. В результате основные порты на Ла-Манше остались в руках союзников, что обеспечивало сообщение между Францией и Англией. Париж был спасен, и страны Антанты получили время для мобилизации ресурсов. Война на западе приняла позиционный характер, расчет Германии на разгром и вывод Франции из войны оказался несостоятельным.
Противостояние шло по линии, тянувшейся на юг от Ньюпорта и Ипра в Бельгии, к Компьену и Суассону, далее на восток вокруг Вердена и на юг к выступу возле Сен-Мийеля, а затем юго-восточнее – к швейцарской границе. Вдоль этой линии траншей и проволочных заграждений протяженностью ок. 970 км четыре года велась окопная война. До марта 1918 любые, даже незначительные изменения линии фронта достигались ценой огромных потерь с обеих сторон.
Оставались надежды на то, что на Восточном фронте русские смогут сокрушить армии блока Центральных держав. 17 августа русские войска вступили в Восточную Пруссию и стали теснить немцев к Кенигсбергу. Руководить контрнаступлением было поручено немецким генералам Гинденбургу и Людендорфу. Воспользовавшись ошибками русского командования, немцам удалось вбить «клин» между двумя русскими армиями, разгромить их 26–30 августа близ Танненберга и вытеснить из Восточной Пруссии. Австро-Венгрия действовала не столь удачно, отказавшись от намерения быстро разгромить Сербию и сосредоточив крупные силы между Вислой и Днестром. Но русские начали наступление в южном направлении, прорвали оборону австро-венгерских войск и, взяв в плен несколько тысяч человек, заняли австрийскую провинцию Галицию и часть Польши. Продвижение русских войск создало угрозу Силезии и Познани – важным для Германии промышленным районам. Германия вынуждена была перебросить дополнительные силы из Франции. Но острая нехватка боеприпасов и продовольствия остановили продвижение русских войск. Наступление стоило России огромных жертв, но подорвало мощь Австро-Венгрии и вынуждало Германию держать значительные силы на Восточном фронте.
Еще в августе 1914 войну Германии объявила Япония. В октябре 1914 на стороне блока Центральных держав в войну вступила Турция. С началом войны Италия, член Тройственного союза, объявила о своем нейтралитете на том основании, что ни Германия, ни Австро-Венгрия не подверглись нападению. Но на секретных лондонских переговоров в марте-мае 1915 страны Антанты обещали удовлетворить территориальные претензии Италии в ходе послевоенного мирного урегулирования в том случае, если Италия выступит на их стороне. 23 мая 1915 Италия объявила войну Австро-Венгрии, а 28 августа 1916 – Германии.
На западном фронте англичане потерпели поражение во втором сражении под Ипром. Здесь в ходе боев, продолжавшихся в течение месяца (22 апреля – 25 мая 1915), было впервые использовано химическое оружие. После этого отравляющие газы (хлор, фосген, а позже иприт) стали применять обе воюющие стороны. Поражением завершилась и широкомасштабная Дарданеллская десантная операция – морская экспедиция, которую снарядили страны Антанты в начале 1915 с целью взять Константинополь, открыть проливы Дарданеллы и Босфор для связи с Россией через Черное море, вывести Турцию из войны и привлечь на сторону союзников балканские государства. На Восточном фронте к концу 1915 немецкие и австро-венгерские войска вытеснили русских почти из всей Галиции и с большей части территории русской Польши. Но принудить Россию к сепаратному миру так и не удалось. В октябре 1915 Болгария объявила войну Сербии, после чего Центральные державы вместе с новым балканским союзником перешли границы Сербии, Черногории и Албании. Захватив Румынию и прикрыв балканский фланг, они развернулись против Италии.
Война на море.
Контроль на море давал возможность англичанам свободно перемещать войска и технику со всех частей своей империи к Франции. Они держали открытыми морские коммуникации для торговых судов США. Немецкие колонии были захвачены, а торговля немцев через морские пути была пресечена. В целом германский флот – кроме подводного – был блокирован в своих портах. Лишь время от времени небольшие флотилии выходили для нанесения удара по британским приморским городам и нападения на торговые суда союзников. За всю войну произошло только одно крупное морское сражение – когда германский флот вышел в Северное море и неожиданно встретился с британским возле датского побережья Ютландии. Ютландское сражение 31 мая – 1 июня 1916 привело к тяжелым потерям с обеих сторон: англичане потеряли 14 кораблей, ок. 6800 человек убитыми, пленными и ранеными; немцы, считавшие себя победителями, – 11 кораблей и ок. 3100 человек убитыми и ранеными. Тем не менее англичане заставили немецкий флот отойти к Килю, где он был фактически блокирован. Германский флот в открытом море больше не появлялся, и владычицей морей оставалась Великобритания.
Заняв господствующее положение на море, союзники постепенно отрезали Центральные державы от заморских источников сырья и продовольствия. Согласно международному праву, нейтральные страны, например США, могли продавать товары, не считавшиеся «военной контрабандой», другим нейтральным странам – Нидерландам или Дании, откуда эти товары могли доставляться и в Германию. Однако воюющие страны обычно не связывали себя соблюдением норм международного права, и Великобритания настолько расширила список грузов, считавшихся контрабандными, что фактически ничего не пропускала через свои заслоны в Северном море.
Морская блокада заставила Германию прибегнуть к решительным мерам. Единственным ее эффективным средством на море оставался подводный флот, способный беспрепятственно обходить надводные заслоны и топить торговые корабли нейтральных стран, снабжавшие союзников. Настал черед стран Антанты обвинить немцев в нарушении международного закона, который обязывал спасать команды и пассажиров торпедируемых кораблей.
18 февраля 1915 правительство Германии объявило воды вокруг Британских островов военной зоной и предупредило об опасности захода в них судов нейтральных стран. 7 мая 1915 немецкая подводная лодка торпедировала и потопила океанский пароход «Лузитания» с сотнями пассажиров на борту, включая 115 граждан США. Президент В.Вильсон выступил с протестом, США и Германия обменялись резкими дипломатическими нотами.
Верден и Сомма
Германия была готова пойти на некоторые уступки на море и искать выход из тупика в действиях на суше. В апреле 1916 английские войска уже потерпели серьезное поражение при Кут-эль-Амаре в Месопотамии, где в плен туркам сдались 13 000 человек. На континенте Германия готовилась к проведению широкомасштабной наступательной операции на Западном фронте, которая должна была переломить ход войны и заставить Францию просить о мире. Ключевым пунктом французской обороны служила старинная крепость Верден. После беспрецедентного по мощности артиллерийского обстрела 12 немецких дивизий 21 февраля 1916 перешли в наступление. Немцы медленно продвигались вплоть до начала июля, но намеченных целей так и не добились. Верденская «мясорубка» явно не оправдала расчетов германского командования. Большое значение в период весны и лета 1916 имели операции на Восточном и Юго-Западном фронтах. В марте русские войска по просьбе союзников провели операцию у озера Нарочь, существенно повлиявшую на ход боевых действий во Франции. Немецкое командование вынуждено было на некоторое время прекратить атаки на Верден и, удерживая на Восточном фронте 0,5 млн. человек, перебросить сюда дополнительно часть резервов. В конце мая 1916 русское Верховное командование начало наступление на Юго-Западном фронте. В ходе боевых действий под командованием А.А.Брусилова удалось осуществить прорыв австро-германских войск на глубину 80–120 км. Войска Брусилова заняли часть Галиции и Буковину, вошли в Карпаты. Впервые за весь предшествующий период позиционной войны фронт был прорван. Если бы это наступление было поддержано другими фронтами, то закончилось бы катастрофой для Центральных держав. Чтобы ослабить давление на Верден, 1 июля 1916 союзники нанесли контрудар на реке Сомма, близ Бапома. В течение четырех месяцев – вплоть до ноября – велись непрекращавшиеся атаки. Англо-французские войска, потеряв ок. 800 тыс. человек, так и не смогли прорвать германский фронт. Наконец, в декабре германское командование решило прекратить наступление, которое стоило жизни 300 000 немецких солдат. Кампания 1916 унесла более 1 млн. жизней, но не принесла ощутимых результатов ни одной из сторон.
Основы для мирных переговоров
В начале 20 в. полностью изменились способы ведения военных действий. Намного увеличилась протяженность фронтов, армии сражались на укрепленных рубежах и вели атаки из окопов, в наступательных боях огромную роль стали играть пулеметы и артиллерия. Были применены новые типы оружия: танки, истребители и бомбардировщики, подводные лодки, удушающие газы, ручные гранаты. Каждый десятый житель воюющей страны был мобилизован, а 10% населения занималось снабжением армии. В воюющих странах для обычной гражданской жизни почти не оставалось места: все подчинялось титаническим усилиям, направленным на поддержание военной машины. Общая стоимость войны, включая имущественные потери, по различным оценкам, составляла от 208 до 359 млрд. долл. К концу 1916 обе стороны устали от войны, и казалось, что настал подходящий момент для начала мирных переговоров.
Второй период
12 декабря 1916 Центральные державы обратились к США с просьбой передать союзникам ноту с предложением о начале мирных переговоров. Антанта отвергла это предложение, подозревая, что оно было сделано с целью развалить коалицию. Кроме того, она не желала говорить о мире, который не предусматривал бы уплату репараций и признание права наций на самоопределение. Президент Вильсон решил инициировать мирные переговоры и 18 декабря 1916 обратился к воюющим странам с просьбой определить взаимоприемлемые условия мира.
Германия еще 12 декабря 1916 предложила созвать мирную конференцию. Гражданские власти Германии явно стремились к миру, но им противостоял генералитет, особенно генерал Людендорф, который был уверен в победе. Союзники конкретизировали свои условия: восстановление Бельгии, Сербии и Черногории; вывод войск из Франции, России и Румынии; репарации; возвращение Франции Эльзаса и Лотарингии; освобождение подвластных народов, в том числе итальянцев поляков, чехов, устранение турецкого присутствия в Европе.
Союзники не доверяли Германии и поэтому всерьез не воспринимали идею мирных переговоров. Германия намеревалась принять участие в декабре 1916 в мирной конференции, полагаясь на выгоды своего военного положения. Дело закончилось тем, что союзники подписали секретные соглашения, рассчитанные на поражение Центральных держав. Согласно этим соглашениям, Великобритания претендовала на немецкие колонии и часть Персии; Франция должна была получить Эльзас и Лотарингию, а также установить контроль на левом берегу Рейна; Россия приобретала Константинополь; Италия – Триест, австрийский Тироль, большую часть Албании; владения Турции подлежали разделу между всеми союзниками.
Вступление в войну США
В начале войны общественное мнение в США разделилось: одни открыто выступали на стороне союзников; другие – как, например, американцы ирландского происхождения, настроенные враждебно по отношению к Англии, и американцы немецкого происхождения – поддерживали Германию. С течением времени правительственные чиновники и рядовые граждане все больше склонялись на сторону Антанты. Тому способствовало несколько факторов, и прежде всего пропаганда стран Антанты и подводная война Германии.
Президент Вильсон 22 января 1917 изложил в сенате приемлемые для США условия мира. Главное из них сводилось к требованию «мира без победы», т.е. без аннексий и контрибуций; другие включали принципы равенства народов, право наций на самоопределение и представительство, свободу морей и торговли, сокращение вооружений, отказ от системы соперничающих альянсов. Если заключить мир на основе этих принципов, утверждал Вильсон, то можно создать всемирную организацию государств, гарантирующую безопасность для всех народов. 31 января 1917 правительство Германии объявило о возобновлении неограниченной подводной войны с целью нарушения коммуникаций противника. Подводные лодки блокировали линии снабжения Антанты и поставили союзников в крайне затруднительное положение. Среди американцев нарастала враждебность к Германии, поскольку блокада Европы с запада предвещала беды и для США. В случае победы Германия могла установить контроль над всем Атлантическим океаном.
Наряду с отмеченными обстоятельствами к войне на стороне союзников США подталкивали и другие побуждения. Со странами Антанты были напрямую связаны экономические интересы США, поскольку военные заказы привели к быстрому росту американской промышленности. В 1916 воинственный дух подстегивался планами по разработке программ подготовки боевых действий. Антигерманские настроения североамериканцев еще больше возросли после публикации 1 марта 1917 секретной депеши Циммермана от 16 января 1917, перехваченной британской разведкой и переданной Вильсону. Министр иностранных дел Германии А.Циммерман предлагал Мексике штаты Техас, Нью-Мексико и Аризону, если она поддержит действия Германии в ответ на вступление США в войну на стороне Антанты. К началу апреля антигерманские настроения в США достигли такого накала, что Конгресс 6 апреля 1917 проголосовал за объявление войны Германии.
Выход России из войны
В феврале 1917 в России произошла революция. Царь Николай II был вынужден отречься от престола. Временное правительство (март – ноябрь 1917) уже не могло вести активные военные действия на фронтах, поскольку население крайне устало от войны. 15 декабря 1917 большевики, взявшие власть в ноябре 1917, ценою огромных уступок подписали договор о перемирии с Центральными державами. Через три месяца, 3 марта 1918, был заключен Брест-Литовский мирный договор. Россия отказалась от своих прав на Польшу, Эстонию, Украину, часть Белоруссии, Латвию, Закавказье и Финляндию. Ардаган, Карс и Батум отошли к Турции; огромные уступки были сделаны Германии и Австрии. Всего Россия потеряла ок. 1 млн. кв. км. Она была обязана также уплатить Германии контрибуцию в размере 6 млрд. марок.
Третий период
Немцы имели достаточно оснований для оптимизма. Германское руководство использовало ослабление России, а затем и выход ее из войны для пополнения ресурсов. Теперь оно могло перебросить восточную армию на запад и сосредоточить войска на главных направлениях наступления. Союзники, не зная, откуда последует удар, были вынуждены укреплять позиции по всему фронту. Американская помощь запаздывала. Во Франции и Великобритании с угрожающей силой нарастали пораженческие настроения. 24 октября 1917 австро-венгерские войска прорвали итальянский фронт под Капоретто и нанесли поражение итальянской армии.
Германское наступление 1918
Туманным утром 21 марта 1918 немцы нанесли массированный удар по английским позициям близ Сен-Кантена. Англичане были вынуждены отступить почти до Амьена, а его потеря грозила разорвать единый англо-французский фронт. Судьба Кале и Булони повисла на волоске.
27 мая немцы развернули мощное наступление против французов на юге, отбросив их к Шато-Тьерри. Повторилась ситуация 1914: немцы вышли к реке Марне всего в 60 км от Парижа.
Однако наступление стоило Германии крупных потерь – как людских, так и материальных. Немецкие войска были измотаны, система их снабжения расшатана. Союзники сумели нейтрализовать немецкие подводные лодки, создав системы конвоя и противолодочной защиты. При этом блокада Центральных держав осуществлялась столь эффективно, что в Австрии и Германии стала ощущаться нехватка продовольствия.
Вскоре во Францию начала прибывать долгожданная американская помощь. Порты от Бордо до Бреста были заполнены американскими войсками. К началу лета 1918 во Франции высадилось около 1 млн. американских солдат.
15 июля 1918 немцы предприняли последнюю попытку прорыва у Шато-Тьерри. Развернулось второе решающее сражение на Марне. В случае прорыва французам пришлось бы оставить Реймс, что, в свою очередь, могло привести к отступлению союзников по всему фронту. В первые часы наступления германские войска продвигались вперед, но не столь быстро, как ожидалось.
Последнее наступление союзников
18 июля 1918 началась контратака американских и французских войск с целью ослабить давление на Шато-Тьерри. Поначалу они продвигались с трудом, но 2 августа взяли Суассон. В сражении под Амьеном 8 августа германские войска потерпели тяжелое поражение, и это подорвало их моральное состояние. Ранее канцлер Германии князь фон Гертлинг полагал, что к сентябрю союзники запросят мира. «Мы надеялись взять Париж к концу июля, – вспоминал он. – Так мы думали пятнадцатого июля. А восемнадцатого даже самые большие оптимисты среди нас поняли, что все потеряно». Некоторые военные убеждали кайзера Вильгельма II, что война проиграна, однако Людендорф отказывался признать поражение.
Наступление союзников началось и на других фронтах. 20–26 июня австро-венгерские войска были отброшены за реку Пьяве, их потери составили 150 тыс. человек. В Австро-Венгрии разгорались этнические волнения – не без влияния союзников, которые поощряли дезертирство поляков, чехов и южных славян. Центральные державы собрали остатки сил, чтобы сдержать ожидавшееся вторжение в Венгрию. Путь в Германию был открыт.
Важными факторами наступления стали танки и массированные артиллерийские обстрелы. В начале августа 1918 усилились атаки на ключевые немецкие позиции. В своих Мемуарах Людендорф назвал 8 августа – начало битвы под Амьеном – «черным днем для германской армии». Германский фронт был разорван: в плен почти без боя сдавались целые дивизии. К концу сентября даже Людендорф был готов к капитуляции. После сентябрьского наступления Антанты на Солоникском фронте 29 сентября перемирие подписала Болгария. Через месяц капитулировала Турция, а 3 ноября – Австро-Венгрия.
Для переговоров о мире в Германии было сформировано умеренное правительство во главе с принцем Максом Баденским, который уже 5 октября 1918 предложил президенту Вильсону начать переговорный процесс. В последнюю неделю октября итальянская армия предприняла генеральное наступление против Австро-Венгрии. К 30 октября сопротивление австрийских войск было сломлено. Кавалерия и бронемашины итальянцев совершили стремительный рейд в тылы противника и захватили австрийский штаб в Витторио-Венето, городе, давшем название всей битве. 27 октября император Карл I выступил с обращением о перемирии, а 29 октября 1918 согласился на заключение мира на любых условиях.
Революция в Германии
29 октября кайзер тайно оставил Берлин и направился в генеральный штаб, чувствуя себя в безопасности лишь под защитой армии. В тот же день в порту Киль команда двух боевых кораблей вышла из повиновения и отказалась выйти в море на боевое задание. К 4 ноября Киль перешел под контроль восставших моряков. 40 000 вооруженных людей намеревались установить в северной Германии советы солдатских и матросских депутатов по российскому образцу. К 6 ноября восставшие взяли власть в Любеке, Гамбурге и Бремене. Между тем верховный главнокомандующий союзников генерал Фош заявил, что готов принять представителей правительства Германии и обсудить с ними условия перемирия. Кайзеру сообщили, что армия ему больше не подчиняется. 9 ноября он отрекся от престола, была провозглашена республика. На следующий день император Германии бежал в Нидерланды, где прожил в изгнании вплоть до своей смерти (ум. 1941).
11 ноября на станции Ретонд в Компьенском лесу (Франция) германская делегация подписала Компьенское перемирие. Немцам предписывалось в течение двух недель освободить оккупированные территории, включая Эльзас и Лотарингию, левый берег Рейна и предмостные укрепления в Майнце, Кобленце и Кёльне; установить на правом берегу Рейна нейтральную зону; передать союзникам 5000 тяжелых и полевых орудий, 25 000 пулеметов, 1700 самолетов, 5000 паровозов, 150 000 железнодорожных вагонов, 5000 автомобилей; немедленно освободить всех пленных. Военно-морские силы должны были сдать все субмарины и почти весь надводный флот и вернуть все торговые суда союзников, захваченные Германией. Политические положения договора предусматривали денонсацию Брест-Литовского и Бухарестского мирных договоров; финансовые – выплату репараций за разрушения и возвращение ценностей. Немцы пытались заключить перемирие на основе «Четырнадцати пунктов» Вильсона, которые, как они считали, могут служить предварительной основой «мира без победы». Условия же перемирия требовали практически безоговорочной капитуляции. Союзники диктовали свои условия обескровленной Германии.
Заключение мира
Мирная конференция состоялась в 1919 в Париже; в ходе сессий определились соглашения относительно пяти мирных договоров. После ее завершения были подписаны: 1) Версальский мирный договор с Германией 28 июня 1919; 2) Сен-Жерменский мирный договор с Австрией 10 сентября 1919; 3) Нейиский мирный договор с Болгарией 27 ноября 1919; 4) Трианонский мирный договор с Венгрией 4 июня 1920; 5) Севрский мирный договор с Турцией 20 августа 1920. Впоследствии по Лозаннскому договору 24 июля 1923 в Севрский договор были внесены изменения.
На мирной конференции в Париже были представлено 32 государства. Каждая делегация имела свой штаб специалистов, предоставлявших информацию относительно географического, исторического и экономического положения тех стран, по которым выносились решения. После того как Орландо вышел из внутреннего совета, не удовлетворенный решением проблемы территорий на Адриатике, главным архитектором послевоенного мира стала «большая тройка» – Вильсон, Клемансо и Ллойд Джордж.
Вильсон пошел на компромисс по нескольким важным пунктам, чтобы достичь главной цели – создания Лиги наций. Он согласился с разоружением только Центральных держав, хотя первоначально настаивал на всеобщем разоружении. Численность немецкой армии ограничивалась и должна была составлять не более 115 000 человек; отменялась всеобщая воинская повинность; вооруженные силы Германии должны были комплектоваться из добровольцев со сроком службы 12 лет для солдат и до 45 лет для офицеров. Германии запрещалось иметь боевые самолеты и подводные лодки. Аналогичные условия содержались в мирных договорах, подписанных с Австрией, Венгрией и Болгарией.
Между Клемансо и Вильсоном развернулась ожесточенная дискуссия по вопросу о статусе левого берега Рейна. Французы из соображений безопасности намеревались аннексировать этот район с его мощными угольными шахтами и промышленностью и создать автономное Рейнское государство. План Франции противоречил предложениям Вильсона, выступавшего против аннексий и за самоопределение наций. Компромисс был достигнут после того, как Вильсон согласился подписать свободные военные договоры с Францией и Великобританией, по которым США и Великобритания обязывались поддержать Францию в случае нападения Германии. Было принято следующее решение: левый берег Рейна и 50-километровая полоса на правом берегу демилитаризуются, но остаются в составе Германии и под ее суверенитетом. Союзники заняли ряд пунктов этой зоны сроком на 15 лет. Месторождения угля, известные под названием Саарский бассейн, также переходили во владение Франции на 15 лет; сама же Саарская область поступала под управление комиссии Лиги наций. По истечении 15-летнего срока предусматривалось проведение плебисцита по вопросу о государственной принадлежности этой территории. Италии достались Трентино, Триест и большая часть Истрии, но не остров Фиуме. Тем не менее итальянские экстремисты захватили Фиуме. Италии и вновь созданному государству Югославия было предоставлено право самим решить вопрос о спорных территориях. По Версальскому договору Германия лишалась своих колониальных владений. Великобритания приобрела немецкую Восточную Африку и западную часть немецкого Камеруна и Того, британским доминионам – Южно-Африканскому Союзу, Австралии и Новой Зеландии – передавались Юго-Западная Африка, северо-восточные области Новой Гвинеи с прилегающим архипелагом и острова Самоа. Франции достались большая часть немецкого Того и восточная часть Камеруна. Япония получила принадлежавшие Германии Маршалловы, Марианские и Каролинские острова в Тихом океане и порт Циндао в Китае. Тайные договоры среди держав-победительниц предполагали также раздел Османской империи, но после восстания турок во главе с Мустафой Кемалем союзники согласились на пересмотр своих требований. Новый Лозаннский договор отменял Севрский договор и позволил Турции оставить за собой Восточную Фракию. Турция вернула себе Армению. Сирия перешла к Франции; Великобритания получила Месопотамию, Трансиорданию и Палестину; острова Додеканес в Эгейском море были переданы Италии; арабская территория Хиджаз на побережье Красного моря должна была получить независимость.
Нарушения принципа самоопределения наций вызвали несогласие Вильсона, в частности, он резко протестовал против передачи Японии китайского порта Циндао. Япония согласилась вернуть в будущем эту территорию Китаю и выполнила свое обещание. Советники Вильсона предложили вместо фактической передачи колоний новым владельцам разрешить им управление в качестве попечителей Лиги наций. Такие территории были названы «подмандатными».
Хотя Ллойд Джордж и Вильсон выступали против мер наказания за нанесенные убытки, борьба по этому вопросу закончилась победой французской стороны. На Германию были наложены репарации; длительному обсуждению подвергался также вопрос о том, что следует включить в список разрушений, предъявленный к оплате. Сначала точная сумма не фигурировала, лишь в 1921 был определен ее размер – 152 млрд. марок (33 млрд. долларов); в дальнейшем эта сумма была снижена.
Принцип самоопределения наций стал ключевым для многих народов, представленных на мирной конференции. Была восстановлена Польша. Нелегкой оказалась задача определения ее границ; особое значение имела передача ей т.н. «польского коридора», который давал стране выход к Балтийскому морю, отделяя Восточную Пруссию от остальной Германии. В Прибалтийском регионе возникли новые независимые государства: Литва, Латвия, Эстония и Финляндия.
Ко времени созыва конференции Австро-Венгерская монархия уже прекратила свое существование, на ее месте возникли Австрия, Чехословакия, Венгрия, Югославия и Румыния; границы между этими государствами носили спорный характер. Проблема оказалась сложной по причине смешанного расселения разных народов. При установлении границ чешского государства были задеты интересы словаков. Румыния удвоила свою территорию за счет Трансильвании, болгарских и венгерских земель. Югославия была создана из старых королевств Сербии и Черногории, частей Болгарии и Хорватии, Боснии, Герцеговины и Баната как части Тимишоаре. Австрия осталась небольшим государством с населением в 6,5 млн. австрийских немцев, треть которых проживали в обнищавшей Вене. Население Венгрии сильно уменьшилось и составляло теперь ок. 8 млн. человек.
На Парижской конференции исключительно упорная борьба велась вокруг идеи создания Лиги наций. По планам Вильсона, генерала Я.Смэтса, лорда Р.Сесиля и других их единомышленников, Лига наций должна была стать гарантией безопасности для всех народов. Наконец устав Лиги был принят, и после продолжительных дебатов были сформированы четыре рабочие группы: Ассамблея, Совет Лиги наций, Секретариат и Постоянная палата международного правосудия. Лига наций учредила механизмы, которые могли быть использованы ее государствами-членами для предотвращения войны. В ее рамках оформились также различные комиссии для решения других проблем. См. также ЛИГА НАЦИЙ.
Соглашение о Лиге наций представляло ту часть Версальского договора, которую предложили подписать и Германии. Но немецкая делегация отказалась поставить под ним подпись на том основании, что соглашение не соответствовало «Четырнадцати пунктам» Вильсона. В конце концов, Национальное собрание Германии признало договор 23 июня 1919. Драматически обставленное подписание состоялось пятью днями позже в Версальском дворце, где в 1871 Бисмарк в упоении победой во франко-прусской войне провозгласил создание Германской империи.
ПРИЛОЖЕНИЕ
УСТАВ ЛИГИ НАЦИЙ
Китай – Лу-Ценг-Туианг, Куба – де-Бустаменте, Экуадор – Дорн-и-де-Альзуа, Греция – Венизелос, Гватемала – Мендец, Гаити – Гильбо, Геджас – Гайдар, Гондурас – Бонилла, Либерия – Кинг, Никарагуа – Шаморро, Панама – Бургос, Перу – Кандамо, Польша – Падеревский, Португалия – Да-Коста, Румыния – Братиано, Югославия – Пашич, Сиам – кн. Шарон, Чехословакия – Крамарж, Уругвай – Буэро, Германия, представленная г. Германом Мюллер – имперским министром, действующим от имени Германской империи и от имени всех государств, ее составляющих, и каждого из них в отдельности, каковые, обменявшись своими полномочиями, признанными в доброй и должной форме, согласились в нижеследующих постановлениях: со дня вступления в силу настоящего договора, состояние войны оканчивается. С этого момента и под условием постановлений настоящего договора официальные сношения Союзных и ассоциированных держав с Германией и различными германскими государствами возобновляются.
Часть I. Договор лиги наций
Высокие договаривающиеся стороны, принимая в соображение, что для развития сотрудничества между нациями и для обеспечения им мира и безопасности надлежит принять некоторые обязательства, – не прибегать к войне, поддерживать гласность в международных сношениях, основанных на справедливости и чести, строго соблюдать предписания международного права, признанные отныне в качестве правила действительного поведения правительств установить господство справедливости и ревностное уважение всех договорных обязательств во взаимных сношениях организованных народов – принимают настоящий договор, учреждающий Лигу Наций.
Ст. 1. – Членами учредителями Лиги Наций являются те из подписавших государств, имена которых фигурируют в приложении к настоящему договору, так же, как и государства, поименованные в приложении, которые присоединятся к настоящему договору без всяких оговорок путем декларации, сделанной Секретариату в течение двух месяцев со дня вступления в силу договора, извещение о каковой будет сделано другими членами Лиги.
Каждое государство, доминион или колония, свободно управляющееся и неупомянутое в приложении, может быть членом Лиги, если за его допущение выскажутся две трети общего собрания, если только им буду даны действительные гарантии искреннего своего намерения соблюдать международные обязательства, и если оно примет порядок, установленный Лигой в отношении его сил и вооружений, сухопутных, морских и воздушных.
Каждый член Лиги может, после предварительного за 2 года предупреждения, выйти из Лиги, при условии выполнения к этому моменту всех своих международных обязательств, в том числе и обязательств, настоящего договора.
Ст. 2. – Деятельность Лиги в том виде, как она определена в настоящем договоре, осуществляется через Собрание и Совет, при помощи постоянного секретариата.
Ст. 3. – Собрание состоит из представителей членов Лиги.
Оно собирается в установленные сроки и во всякое другое время, если обстоятельства того требуют, в месте пребывания Лиги или во всяком другом месте, которое может быть назначено. Собрание ведает всеми вопросами, входящими в сферу деятельности Лиги или угрожающими миру вселенной.
Каждый член Лиги не может насчитывать более трех представителей в Собрании и располагает только одним голосом.
Ст. 4 – Совет состоит из представителей главных союзных и ассоциированных держав, равно как и представителей четырех других членов Лиги. Эти четыре члена Лиги свободно назначаются Собранием и на срок по его усмотрению.
До первого назначения Собранием, членами Совета являются представители Бельгии, Бразилии, Испании и Греции.
С одобрения большинства Собрания Совет может назначить и других членов Лиги, представительство которых будет с того времени постоянным в Совете. Он может, с того же одобрения, увеличить число членов Лиги, избираемых Собранием для представительства в Совете.
Совет собирается, когда обстоятельства того требуют и, по крайней мере, один раз в год в месте пребывания Лиги или в том другом месте, которое может быть назначено.
Совет ведает всеми вопросами, входящими в сферу деятельности лиги или угрожающими миру вселенной.
Каждый член Лиги, не представленный в Совете, приглашается послать в заседание его представителя, когда вопрос, специально его интересующий, поставлен на обсуждение Совета.
Каждый член Лиги, представленный в Совете, располагает только одним голосом и имеет лишь одного представителя.
Ст. 5. – За исключением определенно противоположного постановления настоящего договора при условии настоящего трактата, решения Собрания или Совета принимаются членами Лиги, представленными в заседании, единогласно.
Все вопросы, касающиеся процедуры, возникающие в Собрании или в Совете, в том числе и назначение анкетных комиссий по частным вопросам, регулируются Собранием или Советом и решаются большинством представленных в заседании членов Лиги.
Первая сессия Собрания и первая сессия Совета созываются Президентом Американских Соединенных Штатов.
Ст. 6. – Постоянный секретариат устанавливается в месте пребывания Лиги. Он состоит из Генерального Секретаря, а также секретарей и необходимого персонала.
Первый Генеральный Секретарь указан в приложении. В дальнейшем Генеральный Секретарь будет назначаться Советом с одобрения большинства в Собрания.
Секретари и персонал Секретариата назначаются Генеральным Секретарем Собрания и Совета.
Расходы Секретариата несутся членами Лиги в пропорции, установленной для Международного Бюро всемирного почтового союза.
Ст. 7. – Место пребывания Лиги устанавливается в Женеве.
Совет может в любой момент принять решение об установлении его во всяком другом месте.
Все функции Лиги или служб, с нею связанных, в том числе и Секретариат, равно доступны для мужчин и для женщин.
Представители членов Лиги и ее агенты пользуются при исполнении своих обязанностей дипломатическими преимуществами и неприкосновенностью.
Здания и участки, занятые Лигой, ее службами или ее собраниями, неприкосновенны.
Ст. 8. – Члены Лиги признают, что поддержание мира требует ограничения национальных вооружений до минимума, совместимого с национальной безопасностью и с выполнением международных обязательств, налагаемых совместной деятельностью.
Совет, образуясь с географическим положением и особыми условиями каждого государства, подготовляет планы этого сокращения в видах обсуждения различными правительствами и их решения.
Планы эти должны быть предметом нового изучения и, если к тому есть основание, пересмотра, по крайней мере, каждые 10 лет.
Предел вооружений, по принятию его различными правительствами, не может быть превзойден без согласия Совета.
Считая, что частная фабрикация вооружений и военного материала вызывает серьезные возражения, члены Лиги поручают Совету озаботиться принятием мер, необходимых для избежания нежелательных от того последствий, учитывая потребности членов Лиги, которые не могут производить вооружений и военного материала, необходимых для их безопасности.
Члены Лиги обязуются обмениваться, самым откровенным и самым полным образом, всеми сведениями, касающимися уровня их вооружений, их программ, военных, морских и воздушных и о состоянии тех отраслей их промышленности, которые могут быть утилизированы для войны.
Ст. 9. – Будет образована постоянная комиссия, чтобы давать Совету свое заключение о выполнении постановлений 1 и 8 статей и вообще по вопросам военным, морским и воздушным.
Ст. 10. – Члены Лиги обязуются уважать и оберегать против всякого внешнего нападения территориальную неприкосновенность и политическую независимость в настоящем ее в идее всех членов Лиги.
В случае нападения, угрозы или опасности нападения, Совет имеет суждение о мерах к обеспечению выполнения этого обязательства.
Ст. 11 – Нарочито объявляется, что всякая война или угроза войны, затрагивает ли таковая непосредственно или нет одного из членов Лиги, интересует Лигу в ее целом, и что последняя должна принять меры, способные действительно оградить мир наций. В подобном случае Генеральный Секретарь немедленно созывает Совет, по требованию любого члена Лиги.
Кроме того, объявляется, что каждый член Лиги имеет право дружественным образом привлечь внимание Собрания или Совета к любому обстоятельству, способному нанести ущерб международным отношениям и грозящему иметь следствием нарушения мира или доброго согласия между нациями, от которого зависит мир.
Ст. 12. – Все члены Лиги согласны в том, что если между ними возникнет конфликт, способный повлечь разрыв, то они подвергнут его или арбитражной процедуре или рассмотрению Совета. Они согласны еще в том, что ни в коем случае, они не должны прибегать к войне ранее истечения 3-х месячного срока после решения арбитров или заключения доклада Совета.
Во всех предусмотренных настоящей статьей случаях решение арбитров должно быть вынесено в разумный срок, и доклад Совета должен быть составлен в течение 6 месяцев с того дня, как он занялся конфликтом.
Ст. 13. – Члены Лиги согласны в том, что если между ними возникнет конфликт, могущий, по их мнению, быть разрешенным в порядке арбитражном, и если этот конфликт не может быть удовлетворительным образом урегулирован дипломатическим путем, то вопрос полностью будет подвергнут арбитражу.
Объявляются принадлежащими к числу вопросов, подлежащих вообще арбитражному решению, несогласия, касающиеся толкования договора, по любому пункту международного права, о действительности любого факта, который, если б он был установлен, составил бы нарушение международного обязательства, или о размере и природе возмещения, должного за такое нарушение.
Арбитражным судом, к рассмотрению которого поступает дело, является суд, указанный сторонами или предусмотренный прежними их соглашениями.
Члены Лиги обязуются добросовестно исполнять вынесенные решения и не прибегать к войне против любого члена Лиги, с ними сообразующегося. При неисполнении решения Совет предлагает мероприятия, долженствующие обеспечить его эффективность.
Ст. 14. – Совету поручается подготовить проект постоянной палаты международного правосудия и представить его членам Лиги. Ведению этой палаты будут подлежать все конфликты международного характера, которые стороны ей передадут. Она будет также давать совещательные заключения по всякому несогласию или любому вопросу, который доставят ей Совет или Собрание.
Ст. 15 – Если между членами Лиги возникнет конфликт, способный повлечь разрыв, и если этот конфликт не подвергается арбитражу, предусмотренному ст. 13, то члены Лиги согласны перенести его на обсуждение Совета.
Для этого достаточно, чтобы один из них уведомил о конфликте Генерального Секретаря, который делает все необходимое в целях анкеты и полного изучения (обследования).
В кратчайший срок стороны должны сообщить ему изложение своего дела со всеми относящимися к нему фактами и подтвердительными документами. Совет может распорядиться немедленным их опубликованием.
Совет старается обеспечить улажение конфликта. Если это ему удается, он опубликовывает, в той мере, в какой признает это полезным, сообщение, излагающее факты, связанные с ними объяснения и формы, в которых конфликт улажен.
Если же разногласие не могло урегулироваться, то Совет составляет и опубликовывает доклад, принятый или единогласно, или большинством голосов, чтоб ознакомить с обстоятельствами конфликта и с решениями, рекомендованными им, в качестве наиболее справедливых и подходящих к случаю.
Каждые член Лиги, представленный в Совете, может равным образом опубликовать изложения фактов конфликта и свои собственные заключения.
Если доклад Совета принят единогласно, не считая голосования представителей сторон при определении этого единогласия, то члены Лиги обязуются не прибегать к войне против какой-либо стороны, сообразующейся с заключением доклада.
В том случае, если Совету не удается провести принятие своего доклада всеми его членами, кроме представителей сторон в конфликте, то члены лиги сохраняют за собой право действовать так, как они признают необходимым для поддержания права и справедливости.
Если одна из сторон претендует, и Совет признает, что конфликт касается такого вопроса, который международное право предоставляет исключительной компетенции этой стороны, то Совет констатирует его в докладе, не предлагая никакого решения.
Совет может во всех случаях, предусмотренных настоящей статьею, перенести конфликт на обсуждение Собрания. Собрание должно также иметь суждение по конфликту при ходатайстве одной из сторон; таковое ходатайство должно быть представлено в течение 14 дней с того момента, когда конфликт поставлен перед Советом.
Во всяком деле, переданном Собранию, постановления настоящей статьи и ст. 12, касающиеся деятельности и полномочий Совета, равно применяются к деятельности и полномочиям Собрания. Признается, что доклад, принятый Собранием, с одобрения представителей членов Лиги, представленных в Совете, и большинства других членов Лиги, за исключением, в каждом случае, представителей сторон, имеет одинаковую силу с докладом Совета, принятым единогласно его членами, кроме представителей сторон.
Ст. 16. – Если кто из членов Лиги обращается к войне, вопреки обязательствам, принятым в статьях 12, 13 или 15, то он считается, самым тем фактом (ipso facto), совершившим акт войны против всех других членов Лиги. Эти последние обязуются немедленно прервать с ним все отношения, коммерческие или финансовые, воспретить все сношения между своими поданными и поданными государства, нарушающего договор, и прекратить всякие сообщения финансовые, коммерческие или личные, между поданными этого государства и поданными всякого другого государства, члена или нечлена Лиги.
В этом случае Совет должен рекомендовать различным заинтересованным правительствам состав вооруженных сил, воинских, морских и воздушных, которыми члены Лиги соответственно участвовали бы в вооруженных силах, назначенных для обеспечения уважения к обязательствам Лиги.
Члены Лиги, кроме того, согласны оказать друг другу взаимную поддержку в применении экономических и финансовых мероприятий, проводимых в силу настоящей статьи, чтобы довести до минимума потери и неудобства, могущие от того последовать. Они, равным образом, оказывают взаимную поддержку для сопротивления всякому специальному мероприятию, направленному против одного из них государством, нарушающим договор. Они принимают необходимые меры дл облегчения прохода через их территорию силами каждого члена Лиги, участвующего в общей деятельности для обеспечения уважения обязательств Лиги.
Каждый член, виновный в нарушении одного из обязательств, вытекающих из договора, может быть исключен из Лиги. Исключение выносится голосованием всех других членов Лиги, представленных в Совете.
Ст. 17. – В случае конфликта между двумя государствами, из которых только одно является членом Лиги или одно в ней не участвует, государство это или государства, чуждые Лиге, приглашаются подчиниться обязательствам, налагаемым на ее членов в целях урегулирования конфликта на условиях, признанных Советом справедливыми. Если это приглашение принимается, то применяются постановления статей 12–16, с оговоркой изменений, признаваемых необходимыми.
С момента отправления этого приглашения Совет открывает анкету об обстоятельствах конфликта и предлагает то мероприятие, которое представляется ему наилучшим и наиболее действительным в данном случае.
Если приглашенное государство, отказываясь от принятия обязательств членов лиги в целях урегулирования конфликта, прибегает к войне против члена Лиги, то к нем применяются постановления 16 статьи.
Если обе стороны, будучи приглашенными, отказываются принять обязательства члена Лиги в целях урегулирования конфликта, то Совет может принять все меры и сделать все предложения способные предотвратить враждебные действия и привести конфликт к разрешению.
Ст. 18. – Всякий договор международное обязательство, заключенные в будущем одним из членов Лиги, должны быть немедленно зарегистрированы Секретариатом и опубликованы им при первой возможности. Ни один из этих договоров или международных обязательств не будет иметь обязательной силы ранее, чем будет зарегистрирован.
Ст. 19. – Собрание может, время-от-времени, приглашать членов Лиги приступить к пересмотру договоров, ставших неприменимыми, а также международных положений, поддержание которых может составить угрозу для мира вселенной.
Ст. 20. – Члены Лиги признают, каждый в том, что его касается, что настоящий договор отменяет все обязательства и соглашения inter se, несовместимые с его постановлениями, и торжественно обязуются не заключать впредь подобных.
Если ранее вступления своего в Лигу один из членов принял на себя обязательства, несовместимые с постановлениями договора, то он должен принять срочные меры к освобождению себя от этих обязательств.
Ст. 21. – Международные обязательства, арбитражные договоры, и местные соглашения, как, например, доктрина Монрое, обеспечивавшие поддержание мира, не считаются несовместимыми с какими бы то ни было постановлениями настоящего договора.
Ст. 22. – Нижеследующие принципы применяются к колониям и территориям, которые, вследствие войны, перестали находиться под суверенитетом государств, которые ранее ими управляли и которые населены народами, еще неспособными управляться самим в особо трудных условиях современного мира. Благосостояние и развитие этих народов составляют священную миссию цивилизации, вследствие чего подобает включить в настоящий договор гарантии, обеспечивающие осуществление этой миссии.
Наилучший способ обеспечить практическое осуществление этого принципа – поручить опеку над этими народами передовым нациям, которые в силу своих ресурсов, своего опыта или своего географического положения, наиболее пригодны к несению этой ответственности, и которые согласны принять ее на себя: они будут осуществлять эту ответственность в качестве мандатариев и от имени Лиги Наций.
Характер мандата должен различаться сообразно степени развития народа, географическому положению территории, экономическим условиям ее и всем другим аналогичным обстоятельствам.
Некоторые области, которые принадлежали ранее Оттоманской империи, достигли такой степени развития, что их существование как независимых наций может быть признано провизорно, при условии, что советы и помощь мандатария будут направлять их администрацию до тех пор, пока они не будут в состоянии управляться сами. Пожелания этих областей должны быть приняты ранее других во внимание при выборе мандатория.
Тот уровень развития, на котором находятся другие народы, в особенности центральной Африки, требует, чтобы мандатарий принял там управление территорией на условиях, которые вместе с пересечением злоупотреблений, как-то: торга невольниками, продажа оружия и алкоголя, гарантировали бы свободу совести и вероисповедания, без каких бы то ни было ограничений, кроме тех, которые накладывает поддержание общественного порядка и добрых нравов и воспрещение сооружать укрепления или военные или морские базы, и давать туземцам военное обучение, иначе как в целях полицейских и защиты территории, и которые обеспечат, равным образом, для других членов Лиги условия равенства в отношении обмена и торговли.
Наконец, существует территория, например, юго-запад Африки и некоторые острова южной части Тихого Океана, которые, вследствие слабой плотности населения, ограниченной поверхности, отдаленности от центров цивилизации, географической сопредельности с территорией мандатария и других обстоятельств – не могли бы быть лучше управляемы, чем под действием законов мандатария, как нераздельная часть его территории, с оговоркой предусмотренных выше, в интересах туземного населения, гарантий.
Во всех случаях мандатарий должен представлять Совету годичный отчет касательно территорий, ему порученных.
Если степень власти, контроля или администрации, подлежащих осуществлению мандатарием, не была предметом предшествующего соглашения между членами Лиги, то эти пункты будут определены специальным постановлением Совета.
Постоянной комиссии будет поручено принимать и изучать годичные отчеты мандатариев и давать Совету свое заключение по всем вопросам, касающимся выполнения мандатов.
Ст. 23. – С оговоркой и сообразно с постановлением международных конвенций, ныне существующих или имеющих быть заключенными в будущем, члены Лиги:
а) приложат усилия к установлению и поддержанию условий труда, справедливых и человечных для мужчин, женщин и детей, на своей территории, равно как и во всех странах, на которые простираются их сношения, торговые и промышленные, для установления, в этих целях, необходимых международных организаций.
б) обязуются обеспечить справедливое обращение с туземным населением на территориях, подчиненных их администрации;
в) поручают Лиге общий контроль соглашений, касающихся торга женщинами и детьми, торговли опиумом и другими вредоносными лекарствами;
г) поручают Лиге общий контроль торговли оружием и военными припасами с теми странами, где контроль над этой торговлей необходим в общих интересах;
д) примут необходимые меры к обеспечению гарантии и поддержания свободы сообщений транзита, ровно как и справедливого торгового режима для всех членов Лиги, имея в виду, что специальные нужды опустошенных во время войны 1914–1918 гг. районов должны быть приняты во внимание;
е) приложат усилия по принятию мероприятий международного порядка к предупреждению и борьбе с болезнями.
Ст. 24. – Все международные бюро, учрежденные ранее коллективными договорами, будут, с оговоркой согласия (на то), сторон, поставлены под авторитет Лиги. Все другие международные бюро и все комиссии для регулирования дел с международным интересом, которые будут в дальнейшем созданы, будут поставлены под авторитет Лиги.
Ст. 25. – Члены Лиги обязуются ободрять и поощрять установление и сотрудничество национальных добровольных организаций Красного Креста, должным образом уполномоченных и имеющих предметом улучшение здоровья, предупредительную защиту от болезней и смягчение страданий во вселенной.
Ст. 26 – Изменения настоящего договора вступят в силу с момента их ратификации теми членами Лиги, представители которых образуют Совет, и большинством тех, представители которых образуют Совет, и большинство тех, представители которых образуют Собрание.
Каждый член Лиги свободен не принять изменений, вносимых в договор, в каковом случае он перестает участвовать в Лиге.
П р и л о ж е н и е
Члены-учредители Лиги Наций, подписавшие мирный договор:
Соединенные Штаты Америки
Бельгия
Боливия
Бразилия
Британская империя
Канада
Австралия
Южная Африка
Новая Зеландия
Индия
Китай
Куба
Экуадор
Франция
Греция
Гватемала
Гаити
Геджас
Гондурас
Италия
Япония
Либерия
Никарагуа
Панама
Перу
Польша
Португалия
Румыния
Государство Сербо-Хорвато-Словенское
Сиам
Чехо-Словакия
Уругвай
Государства, приглашенные присоединиться к договору:
Аргентина
Чили
Колумбия
Дания
Испания
Норвегия
Парагвай
Нидерланды
Персия
Сальвадор
Швеция
Швейцария
Венесуэла
II. Первый Генеральный Секретарь Лиги Наций – почтенный сэр Джемс Эрик Друммонд
История первой мировой войны, в 2-х тт. М., 1975
Игнатьев А.В. Россия в империалистических войнах начала XX века. Россия, СССР и международные конфликты первой половины XX века. М., 1989
К 75-летию начала Первой мировой войны. М., 1990
Писарев Ю.А. Тайны Первой мировой войны. Россия и Сербия в 1914–1915. М., 1990
Кудрина Ю.В. Обращаясь к истокам Первой мировой войны. Пути к безопасности. М., 1994
Первая мировая война: дискуссионные проблемы истории. М., 1994
Первая мировая война: страницы истории. Черновцы, 1994
Бобышев С.В., Серегин С.В. Первая мировая война и перспективы общественного развития России. Комсомольск-на-Амуре, 1995
Первая мировая война: Пролог XX века. М., 1998
Ответь на вопросы викторины «Короли»